Судебные решения, арбитраж
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Вильданова Р.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девон-альянс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2013 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А57-22967/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Девон-альянс", Саратовская область, п. Дубки (ОГРН 1026403671997, ИНН 6455031003), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Саратовской области, третьи лица: Правительство Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1026402196622, ИНН 6450000788), о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по определению кадастровой стоимости земельных участков, об обязании определить кадастровую стоимость,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Девон-альянс" (далее - ООО "Девон-альянс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФГБУ "ФКП Росреестра", орган кадастрового учета), выразившегося в не совершении действий по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:01 42 01:0074; 64:32:01 42 01:0075; 64:32:01 42 01:0076; 64:32:01 42 01:0077; 64:32:01 42 01:0078; 64:32:01 42 01:0079; 64:32:01 42 01:0080; 64:32:01 42 01:0081; 64:32:01 42 01:0082; 64:32:01 42 01:0083; 64:32:01 42 01:0084; 64:32:01 42 01:0085; 64:32:01 42 01:0086; 64:32:01 42 01:0087; 64:32:01 42 01:0088; 64:32:01 42 01:0089; 64:32:01 42 01:0090, принадлежащих на праве собственности ООО "Девон-альянс", на основании данных, указанных в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области".
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" определить кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков на основании данных, указанных в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П, и обязать внести соответствующие экономические характеристики в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013, в удовлетворении заявления ООО "Девон-альянс" отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права, и удовлетворить заявленные требования.
Заявитель жалобы полагает, что выводы судов о невозможности применения к спорным правоотношениям постановления Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области" основаны на неверном применении разъяснений, изложенных в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 22.08.2013 объявлен перерыв до 11 часов 45 минут 29.08.2013, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Девон-альянс" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:01 42 01:0074; 64:32:01 42 01:0075; 64:32:01 42 01:0076; 64:32:01 42 01:0077; 64:32:01 42 01:0078; 64:32:01 42 01:0079; 64:32:01 42 01:0080; 64:32:01 42 01:0081; 64:32:01 42 01:0082; 64:32:01 42 01:0083; 64:32:01 42 01:0084; 64:32:01 42 01:0085; 64:32:01 42 01:0086; 4:32:01 42 01:0087; 64:32:01 42 01:0088; 64:32:01 42 01:0089; 64:32:01 42 01:0090, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п/о Расково.
Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
ООО "Девон-альянс" 18.10.2011 подало заявления в ФГБУ "ФКП Росреестра" о проведении государственного кадастрового учета изменений категории и вида разрешенного использования земельных участков (до издания Правительством Саратовской области распоряжений от 03.01.2011 N 275-Пр N 276-Пр все вышеназванные земельные участки относились к категории земель сельскохозяйственного назначения).
Обществом 10.11.2011 и 14.11.2011 получены кадастровые выписки на земельные участки, в которых внесены изменения в категорию земель и разрешенный вид использования. Кроме того, указан удельный показатель кадастровой стоимости земли в размере 58,47 руб./кв. м, на основании которого была рассчитана кадастровая стоимость земельных участков.
ООО "Девон-альянс" 22.11.2011 обратилось в орган кадастрового учета с запросом о разъяснении оснований и порядка внесения сведений об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости по указанным земельным участкам.
Орган кадастрового учета в письмом 16.12.2011 за N 5199 сообщил, что основанием для применения удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 58,47 руб./кв. м послужил приказ Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 01.11.2007 N 207-П "О практическом применении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и выявленных ранее учтенных земельных участков, существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.04.2012 по делу N А57-4544/2012 признаны незаконными действия органа кадастрового учета по внесению в ГКН экономических характеристик (конкретных значений) удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр в размере 58,47 руб./кв. м и кадастровой стоимости земельных участков.
В рамках дела N А57-4544/2012 судом было установлено, что удельный показатель кадастровой стоимости за один квадратный метр был определен органом кадастрового учета самостоятельно расчетным путем на основании приказа Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 01.11.2007 N 207-П "О практическом применении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и выявленных ранее учтенных земельных участков, существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", который нормативным правовым актом не является.
В указанном выше судебном акте судом дана оценка компетенции Управления Роснедвижимости по Саратовской и сделан вывод, что данный орган не является легитимным органом по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району, данное право является прерогативой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Названным решением суд обязал орган кадастрового учета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из ГКН недостоверных экономических характеристик в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 58,47 руб./км. м и рассчитанной на его основании кадастровой стоимости конкретного земельного участка.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.04.2012 по делу N А57-4544/2012 исполнено органом кадастрового учета.
Общество 02.08.2012 обратилось в орган кадастрового учета о расчете кадастровой стоимости земельных участков на основании данных, указанных в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П и внесении соответствующих экономических характеристик в ГКН.
Орган кадастрового учета 23.08.2012 сообщил ООО "Девон-альянс", что необходимые для определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости сведения в указанном нормативном акте органа власти субъекта Российской Федерации отсутствуют, внести необходимые экономические характеристики в ГКН относительно принадлежащих обществу земельных участков не представляется возможным.
Полагая, что подобный ответ ФГБУ "ФКП Росреестра" свидетельствует о бездействии государственного органа по определению данных экономических характеристик, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обращаясь в арбитражный суд с требованиями относительно незаконности бездействия органа кадастрового учета и обязании его внести иную кадастровую стоимость, заявитель просит применить к спорным правоотношениям и рассчитать кадастровую стоимость земельных участков только на основании данных, указанных в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области".
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, согласно которой под утвержденными результатами государственной кадастровой оценки должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых сумм, установив, что в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П соответствующие средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, относящихся ко второй группе земель промышленности, на территории Саратовского муниципального района либо на территории Саратовской области не утверждены, пришел к выводу о том, что не представляется возможным определить кадастровую стоимость земельных участков ООО "Девон-альянс" в соответствии с Методическими указаниями, в том числе и по состоянию на момент совершения оспариваемого бездействия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости.
Таким образом, абзацем вторым пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждать средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Основываясь на положениях Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.07.2007 N 9913, суды обеих инстанций верно указали, что государственная кадастровая оценка земель - это совокупность определенных действий, последовательно сменяющих друг друга.
Результатом государственной кадастровой оценки земель являются утвержденные органом исполнительной власти субъекта конкретные экономические характеристики земельных участков, к которым относятся утвержденные в установленном порядке показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также средние удельные показатели.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний сфера их действия распространяется на случаи образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Названными Методическими указаниями установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района (пункт 1.3. Методических указаний).
Судом первой инстанции установлено, что спорные земельные участки не вошли в состав объектов кадастровой оценки, проводимой в Саратовской области в 2005 году. Следовательно, кадастровая стоимость этих земельных участков подлежала расчету в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Пунктом 2.1.4 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой оценки земель промышленности к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.
Иного порядка определения кадастровой стоимости земель промышленности для вновь образованных земельных участков действующими нормативными актами не предусмотрено.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 следует, что в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время на территории Саратовской области применяются результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области" (с изменениями от 27 ноября 2008 года, 16 ноября 2010 года).
Постановление Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П не содержит среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, относящихся ко второй группе земель промышленности Саратовского муниципального района Саратовской области. Не установлен такой средний удельный показатель относительно земельных участков второй группы земель промышленности и на территории Саратовской области.
Доводы кассационной жалобы о том, что орган кадастрового учета должен рассчитать среднее для Саратовского муниципального района значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, относящихся ко второй группе земель промышленности, исходя из математического расчета кадастровой стоимости одного конкретного земельного участка, указанного в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П, основаны на неправильном толковании изложенных выше норм права.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и принимая во внимание отсутствие нормативно установленного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности второй группы на территории Саратовского муниципального района и Саратовской области, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии у органа кадастрового учета правовых оснований для определения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности, относящихся ко второй группе, и производства расчета кадастровой стоимости названных земель произвольным путем, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Выводы судебных инстанций согласуются с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по делу N А57-22967/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.09.2013 ПО ДЕЛУ N А57-22967/2012
Разделы:Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N А57-22967/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Вильданова Р.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девон-альянс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2013 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А57-22967/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Девон-альянс", Саратовская область, п. Дубки (ОГРН 1026403671997, ИНН 6455031003), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Саратовской области, третьи лица: Правительство Саратовской области, г. Саратов, Комитет по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов (ОГРН 1026402196622, ИНН 6450000788), о признании незаконным бездействия, выразившегося в несовершении действий по определению кадастровой стоимости земельных участков, об обязании определить кадастровую стоимость,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Девон-альянс" (далее - ООО "Девон-альянс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФГБУ "ФКП Росреестра", орган кадастрового учета), выразившегося в не совершении действий по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:01 42 01:0074; 64:32:01 42 01:0075; 64:32:01 42 01:0076; 64:32:01 42 01:0077; 64:32:01 42 01:0078; 64:32:01 42 01:0079; 64:32:01 42 01:0080; 64:32:01 42 01:0081; 64:32:01 42 01:0082; 64:32:01 42 01:0083; 64:32:01 42 01:0084; 64:32:01 42 01:0085; 64:32:01 42 01:0086; 64:32:01 42 01:0087; 64:32:01 42 01:0088; 64:32:01 42 01:0089; 64:32:01 42 01:0090, принадлежащих на праве собственности ООО "Девон-альянс", на основании данных, указанных в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области".
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" определить кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков на основании данных, указанных в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П, и обязать внести соответствующие экономические характеристики в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013, в удовлетворении заявления ООО "Девон-альянс" отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права, и удовлетворить заявленные требования.
Заявитель жалобы полагает, что выводы судов о невозможности применения к спорным правоотношениям постановления Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области" основаны на неверном применении разъяснений, изложенных в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 22.08.2013 объявлен перерыв до 11 часов 45 минут 29.08.2013, после окончания которого судебное заседание было продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Девон-альянс" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 64:32:01 42 01:0074; 64:32:01 42 01:0075; 64:32:01 42 01:0076; 64:32:01 42 01:0077; 64:32:01 42 01:0078; 64:32:01 42 01:0079; 64:32:01 42 01:0080; 64:32:01 42 01:0081; 64:32:01 42 01:0082; 64:32:01 42 01:0083; 64:32:01 42 01:0084; 64:32:01 42 01:0085; 64:32:01 42 01:0086; 4:32:01 42 01:0087; 64:32:01 42 01:0088; 64:32:01 42 01:0089; 64:32:01 42 01:0090, расположенных по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п/о Расково.
Категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
ООО "Девон-альянс" 18.10.2011 подало заявления в ФГБУ "ФКП Росреестра" о проведении государственного кадастрового учета изменений категории и вида разрешенного использования земельных участков (до издания Правительством Саратовской области распоряжений от 03.01.2011 N 275-Пр N 276-Пр все вышеназванные земельные участки относились к категории земель сельскохозяйственного назначения).
Обществом 10.11.2011 и 14.11.2011 получены кадастровые выписки на земельные участки, в которых внесены изменения в категорию земель и разрешенный вид использования. Кроме того, указан удельный показатель кадастровой стоимости земли в размере 58,47 руб./кв. м, на основании которого была рассчитана кадастровая стоимость земельных участков.
ООО "Девон-альянс" 22.11.2011 обратилось в орган кадастрового учета с запросом о разъяснении оснований и порядка внесения сведений об удельном показателе кадастровой стоимости и кадастровой стоимости по указанным земельным участкам.
Орган кадастрового учета в письмом 16.12.2011 за N 5199 сообщил, что основанием для применения удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 58,47 руб./кв. м послужил приказ Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 01.11.2007 N 207-П "О практическом применении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и выявленных ранее учтенных земельных участков, существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 06.04.2012 по делу N А57-4544/2012 признаны незаконными действия органа кадастрового учета по внесению в ГКН экономических характеристик (конкретных значений) удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр в размере 58,47 руб./кв. м и кадастровой стоимости земельных участков.
В рамках дела N А57-4544/2012 судом было установлено, что удельный показатель кадастровой стоимости за один квадратный метр был определен органом кадастрового учета самостоятельно расчетным путем на основании приказа Управления Роснедвижимости по Саратовской области от 01.11.2007 N 207-П "О практическом применении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых и выявленных ранее учтенных земельных участков, существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", который нормативным правовым актом не является.
В указанном выше судебном акте судом дана оценка компетенции Управления Роснедвижимости по Саратовской и сделан вывод, что данный орган не является легитимным органом по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району, данное право является прерогативой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Названным решением суд обязал орган кадастрового учета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем исключения из ГКН недостоверных экономических характеристик в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 58,47 руб./км. м и рассчитанной на его основании кадастровой стоимости конкретного земельного участка.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06.04.2012 по делу N А57-4544/2012 исполнено органом кадастрового учета.
Общество 02.08.2012 обратилось в орган кадастрового учета о расчете кадастровой стоимости земельных участков на основании данных, указанных в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П и внесении соответствующих экономических характеристик в ГКН.
Орган кадастрового учета 23.08.2012 сообщил ООО "Девон-альянс", что необходимые для определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости сведения в указанном нормативном акте органа власти субъекта Российской Федерации отсутствуют, внести необходимые экономические характеристики в ГКН относительно принадлежащих обществу земельных участков не представляется возможным.
Полагая, что подобный ответ ФГБУ "ФКП Росреестра" свидетельствует о бездействии государственного органа по определению данных экономических характеристик, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обращаясь в арбитражный суд с требованиями относительно незаконности бездействия органа кадастрового учета и обязании его внести иную кадастровую стоимость, заявитель просит применить к спорным правоотношениям и рассчитать кадастровую стоимость земельных участков только на основании данных, указанных в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области".
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции, руководствуясь правовой позицией, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10, согласно которой под утвержденными результатами государственной кадастровой оценки должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых сумм, установив, что в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П соответствующие средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, относящихся ко второй группе земель промышленности, на территории Саратовского муниципального района либо на территории Саратовской области не утверждены, пришел к выводу о том, что не представляется возможным определить кадастровую стоимость земельных участков ООО "Девон-альянс" в соответствии с Методическими указаниями, в том числе и по состоянию на момент совершения оспариваемого бездействия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (в случае установления рыночной цены). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости.
Таким образом, абзацем вторым пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждать средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Основываясь на положениях Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.07.2007 N 9913, суды обеих инстанций верно указали, что государственная кадастровая оценка земель - это совокупность определенных действий, последовательно сменяющих друг друга.
Результатом государственной кадастровой оценки земель являются утвержденные органом исполнительной власти субъекта конкретные экономические характеристики земельных участков, к которым относятся утвержденные в установленном порядке показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков, а также средние удельные показатели.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний сфера их действия распространяется на случаи образования нового земельного участка, изменения площади земельного участка при упорядочении его границы, изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель, выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
Названными Методическими указаниями установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района (пункт 1.3. Методических указаний).
Судом первой инстанции установлено, что спорные земельные участки не вошли в состав объектов кадастровой оценки, проводимой в Саратовской области в 2005 году. Следовательно, кадастровая стоимость этих земельных участков подлежала расчету в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Пунктом 2.1.4 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в составе земель промышленности и иного специального назначения, отнесенного Методикой оценки земель промышленности к первой - четвертой группам, а также в случае перевода земельного участка в состав земель промышленности указанных групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия - для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности первой, второй, третьей или четвертой групп на площадь земельного участка.
Иного порядка определения кадастровой стоимости земель промышленности для вновь образованных земельных участков действующими нормативными актами не предусмотрено.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 следует, что в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время на территории Саратовской области применяются результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области" (с изменениями от 27 ноября 2008 года, 16 ноября 2010 года).
Постановление Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П не содержит среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, относящихся ко второй группе земель промышленности Саратовского муниципального района Саратовской области. Не установлен такой средний удельный показатель относительно земельных участков второй группы земель промышленности и на территории Саратовской области.
Доводы кассационной жалобы о том, что орган кадастрового учета должен рассчитать среднее для Саратовского муниципального района значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, относящихся ко второй группе земель промышленности, исходя из математического расчета кадастровой стоимости одного конкретного земельного участка, указанного в постановлении Правительства Саратовской области от 28.03.2005 N 108-П, основаны на неправильном толковании изложенных выше норм права.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и принимая во внимание отсутствие нормативно установленного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков промышленности второй группы на территории Саратовского муниципального района и Саратовской области, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии у органа кадастрового учета правовых оснований для определения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель промышленности, относящихся ко второй группе, и производства расчета кадастровой стоимости названных земель произвольным путем, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Кроме того, в соответствии с абзацем 2 пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Выводы судебных инстанций согласуются с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 по делу N А57-22967/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)