Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2013 ПО ДЕЛУ N А12-20061/12

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 г. по делу N А12-20061/12


Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кутилиной Н.А.,
апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова Владимира Михайловича (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2012 года по делу N А12-20061/2012 (судья Маслова И.И.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова Владимира Михайловича (г. Волгоград)
к администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области (403791, Волгоградская область, г. Жирновск, ул. Зои Космодемьянской, д. 1, ОГРН 1023404976792, ИНН 3407100090),
заинтересованные лица: администрация Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области (403780, Волгоградская область, Жирновский район, р.п. Красный Яр, ул. Пушкина, д. 1, ОГРН 1053478209036, ИНН 3407010382), администрация Бородачевского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области (403788, Волгоградская область, Жирновский район, с. Бородачи, ул. Центральная, д. 15 а, ОГРН 1053478209510, ИНН 3407010424)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков,
с участием в заседании:
представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова Владимира Михайловича Болотина Д.В., действующего по доверенности от 22.04.2013,
представителей администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области Жданова А.Н., действующего по доверенности от 18.10.2012, Давиденко В.А., действующего по доверенности от 27.07.2010,
главы администрации Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области Иванова Михаил Николаевич,
главы администрации Бородачевского сельского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области Мережкина Геннадия Валентиновича,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кусов Владимир Михайлович (далее - заявитель, глава КФХ Кусов В.М.) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным изложенного в письме администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 06.08.2012 N 670 отказа в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1), 60 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 2), 30 га (Красноярское городское поселение, часть из земельного участка кадастровый квартал 34:07:120006:3066, схема расположения участка N 2-1), 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3), 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5), 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 6), расположенных в кадастровом квартале 34:07:120006, согласно схем расположения испрашиваемых земельных участков.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области предоставить главе КФХ Кусову В.М. в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) указанные выше земельные участки.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных главой КФХ Кусовым В.М. требований отказано.
Глава КФХ Кусов В.М. частично не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1), 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3), 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5), 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 6), расположенных в кадастровых кварталах 34:07:120006 и 34:07:150003, согласно схемам расположения испрашиваемых земельных участков, и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области не планировала и не предоставляла испрашиваемые земельные участки крестьянским фермерским хозяйствам для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, основанные на постановлении администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 23.09.1993 N 157 "Об утверждении проектов перераспределения земель и размещения крестьянских фермерских хозяйств", не соответствуют требованиям статьи 81 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Администрацией Жирновского муниципального района Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором администрация возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, просит оставить судебный акт в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители главы КФХ Кусова В.М., администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, дали аналогичные пояснения.
Администрациями Бородачевского сельского поселения и Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены. В судебном заседании главы указанных поселений возражали против доводов апелляционной жалобы, пояснили, что испрашиваемые земли не предназначены для выращивания зерновых и зернобобовых культур, разведения крупного рогатого скота, поскольку по данным участкам проложены трубопроводы, имеется охранная зона, на этих землях также производится выпас скота гражданами с. Бородачи и р.п. Красный Яр, иной территории для выпаса домашних животных, не имеется.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 20.07.2012 глава КФХ Кусов В.М. обратился в администрацию Жирновского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, расположенных в кадастровом квартале 34:07:120006, согласно схемам расположения испрашиваемых земельных участков ориентировочной площадью:
- 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1),
- 60 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 2),
- 30 га (Красноярское городское поселение, часть из земельного участка кадастровый квартал 34:07:120006:3066, схема расположения участка N 2-1),
- 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3),
- 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5),
- 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 6).
06.08.2012 администрация Жирновского муниципального района Волгоградской области направила в адрес главы КФХ Кусова В.М. письмо исх. N 670, в котором сообщила, что испрашиваемые земельные участки площадью 30 га, 60 га, расположенные на территории Красноярского городского поселения в границах кадастрового квартала 34:07:120006 и обособленного земельного участка 34:07:120006:3066 принадлежат собственникам земельных долей и распоряжение ими не входит в компетенцию администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области. Испрашиваемые земельные участки площадью 30 га, 70 га, 10 га, 40 га, расположенные на территории Красноярского городского поселения в границах квартала 34:07:120006 и на территории Бородачевского сельского поселения в границах кадастрового квартала 34:07:150003, заняты пастбищами (ранее находились в ведении городских и сельских администраций и были предназначены для сенокошения и выпаса скота). В краткосрочной перспективе администрацией Жирновского муниципального района не планируется формирование из этих земель земельных участков для осуществления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. В целях развития личных подсобных хозяйств как фактора повышения уровня жизни на селе и решения проблем занятости населения администрация Жирновского муниципального района планирует формировать земельные участки площадью не более 2,5 га с разрешенным использованием "для личного подсобного хозяйства".
Глава КФХ Кусов В.М., считая отказ администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, изложенный в письме от 06.08.2012 N 670, незаконным, нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признании незаконным отказа администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006:3066, схема расположения участка N 2-1), 60 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 2), суд первой инстанции, основываясь на сведениях государственного кадастрового учета, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установил, что испрашиваемые земельные участки с кадастровым номером 34:07:120006:3066 (30 га), 34:07:120006 (60 га) принадлежат на праве собственности собственникам земельных долей и сделал вывод об отсутствии у администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области правовых оснований для распоряжения данными земельными участками.
Решение суда первой инстанции в указанной части главой КФХ Кусовым В.М. не обжалуется.
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из правовой позиции, изложенной в пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" следует, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в порядке апелляционного производства главой КФХ Кусовым В.М. обжалуется только часть решения, представителями администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области, администраций Бородачевского сельского поселения и Красноярского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области до начала судебного разбирательства и в ходе судебного разбирательства возражений против этого не заявили, на пересмотре судебного акта в полном объеме не настаивали, то суд апелляционной инстанции не вправе выйти за пределы апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным отказа администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области в предоставлении в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении, ориентировочной площадью: 30 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 1), 70 га (Красноярское городское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 3), 10 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 5), 40 га (Бородачевское сельское поселение, кадастровый квартал 34:07:120006, схема расположения участка N 6), суд первой инстанции установил, что земли, испрашиваемые заявителем для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, относятся к землям для выпаса индивидуального скота и не предусмотрены для ведения крестьянского хозяйства, глава КФХ Кусов В.М. не обосновал размеры испрашиваемых земельных участков, не указал виды деятельности фермерского хозяйства, местоположение испрашиваемых земельных участков не соответствует местоположению кадастровых кварталов, в которых заявитель просит предоставить право аренды.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Спор рассмотрен судом в порядке требований главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В силу части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 74-ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ регламентирован порядок предоставления земельных участков крестьянскому фермерскому хозяйству:
граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
- 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
- 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
- 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
- 4) срок аренды земельных участков;
- 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
- 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 79 того же Кодекса установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено создание фонда перераспределения земель.
Согласно части 4 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются Земельным кодексом, Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель предоставил право субъекту Российской Федерации устанавливать собственные условия предоставления таких участков.
Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД (ред. от 09.11.2012) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" (далее - Закон Волгоградской области N 855-ОД).
Статьей 3 Закона Волгоградской области N 855-ОД установлены предельные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Так, минимальный размер образуемого нового земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения составляет два гектара. Минимальный размер земельного участка, образуемого из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, составляет один гектар.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение требований статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ глава КФХ Кусов В.М., испрашивая земельные участки площадью 30 га, 70 га, 10 га, 40 га, расположенные на территории Красноярского городского поселения в границах квартала 34:07:120006 и на территории Бородачевского сельского поселения в границах кадастрового квартала 34:07:150003, не обосновал размеры испрашиваемых земельных участков, не указал конкретных видов деятельности, предполагаемых для осуществления на каждом из участков, не указал число членов фермерского хозяйства, при этом местоположение испрашиваемых земельных участков, на которые заявитель в своем заявлении просит предоставить право аренды, не соответствует местоположению кадастровых кварталов.
Установленные судом вышеназванные обстоятельства и выводы суда первой инстанции о несоответствии поданного главой КФХ Кусовым В.М. заявления требованиям закона, подателем апелляционной жалобы не опровергнуты.
Доводы представителя главы КФХ Кусова В.М. о том, что к заявлению была приложена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в которой поименованы основные виды деятельности фермерского хозяйства (овощеводство, выращивание зерновых и зернобобовых культур, разведение крупного рогатого скота и т.д.), что, по мнению заявителя, является достаточным для соблюдения требований статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей содержит сведения о количестве и видах экономической деятельности, которыми лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе заниматься. Однако, исходя из анализа положений статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ, сама по себе выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не является доказательством обоснования размеров испрашиваемых земельных участков, поскольку не конкретизирует вид деятельности, который предполагается осуществлять на том или ином испрашиваемом участке, и не обосновывает необходимость представления земельных участков в несколько больше минимального размера образуемого нового земельного участка, предусмотренного Законом Волгоградской области N 855-ОД.
Статьей 8.4. Закона Волгоградской области N 855-ОД определены условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота:
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и настоящим Законом, гражданам для сенокошения и выпаса скота на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции,
- земельные участки для сенокошения и выпаса скота предоставляются гражданам в аренду на срок, не превышающий трех лет. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность граждан не допускается. Прекращение аренды предоставленных гражданам земельных участков для сенокошения и выпаса скота производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,
- земельные участки для указанных целей предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи населенных пунктов.
При наличии на территории муниципального района сельскохозяйственных угодий - сенокосов и пастбищ, не предоставленных гражданам или юридическим лицам на праве аренды или ином праве, отказ заявителям в предоставлении им земельных участков для сенокошения и выпаса скота не допускается.
Постановлением администрации Жирновского района Волгоградской области от 23.09.1993 N 157 "Об утверждении проектов перераспределения земель и размещения крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждены проекты земель в колхозе "Красный Октябрь" (на территории Бородачевского сельского поселения) и товариществе с ограниченной ответственностью "Рассвет" (на территории Красноярского городского поселения) Жирновского района Волгоградской области (т. 3, л.д. 59).
В ходе судебного разбирательства представителями администрации Жирновского района Волгоградской области представлены подлинники планов земель колхоза "Красный октябрь" и товарищества с ограниченной ответственностью "Рассвет", копии которых приобщены к материалам дела (т. 3, л.д. 133, 134). Изучением планов земель установлено, что на территории колхоза "Красный октябрь" земли для выпаса индивидуального скота составляют 3203 га, на территории товарищества с ограниченной ответственностью "Рассвет" земли для выпаса индивидуального скота - 1966 га. Кроме того, по испрашиваемым землям проложены трубопроводы, имеется охранная зона, в пределах которой невозможно производство сельскохозяйственных работ
На основании данных планов судами первой и апелляционной инстанций установлено, что земельные участки, испрашиваемые главой КФХ Кусова В.М. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, относятся к землям для выпаса индивидуального скота и не предусмотрены для ведения крестьянского хозяйства.
Данные обстоятельства представителем главы КФХ Кусовым В.М. не опровергнуты.
Представители администрации Жирновского муниципального района в судебном заседании пояснили, что испрашиваемые главой КФХ Кусовым В.М. земельные участки всегда относились к землям для выпаса (пастбища), указанные площади никогда не планировались и не предоставлялись ранее крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления производства сельскохозяйственной продукции. Данные площади (пастбища) предоставляются гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
В подтверждение указанных обстоятельств в материалы представлены договоры аренды земельного участка: N 104-с/х от 26.06.2009, N 56-с/х от 15.08.2007, N 147-с/х от 09.02.2011, N 109-с/х от 07.07.2009, N 201-c/x от 02.07.2012, N 207-с/х от 02.07.2012 (т. 3, л.д. 61-78).
Оценив в порядке требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности изложенного в письме администрации Жирновского муниципального района Волгоградской области от 06.08.2012 N 670 отказа в предоставлении главе КФХ Кусову В.М. в долгосрочную аренду (на срок не менее 25 лет) спорных земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в Красноярском городском поселении и Бородачевском сельском поселении.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В данном случае, судами первой и апелляционной инстанций не установлено одновременного наступления двух требуемых законом условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Апелляционную жалобу главы КФХ Кусова В.М. следует оставить без удовлетворения.
Решая вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы, суд относит их на главу крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова Владимира Михайловича.
За рассмотрение апелляционной жалобы главой крестьянского (фермерского) хозяйства Кусовым Владимиром Михайловичем по платежному поручению N 1 от 09.01.2013 уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1900 рублей подлежит возврату главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кусову Владимиру Михайловичу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2012 года по делу N А12-20061/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кусова Владимира Михайловича - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кусову Владимиру Михайловичу из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 1 от 09.01.2013 за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 900 (одна тысяча девятьсот) рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА

Судьи
М.А.АКИМОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)