Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2013 ПО ДЕЛУ N А65-26706/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу N А65-26706/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 8 апреля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Селиверстовой Н.А. и Туркина К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2012 года по делу N А65-26706/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Оптовая Торговая Компания" (ОГРН 1101650006226, ИНН 1650208150) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное образование город Набережные Челны в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны, принятое судьей Юшковым А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копункиным В.А.,
от истца: Ибатуллин А.Р. - представитель (доверенность от 13.06.2012),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Оптовая Торговая Компания" (далее ООО "Оптовая Торговая Компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Татарстан, ответчик) об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:52:070205:0081 площадью 9471 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. 40 лет Победы, д. 9, указав его рыночную стоимость в размере 18187000 руб.
Определением суда от 01.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, 1-е третье лицо), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее - Кабинет Министров, 2-е третье лицо) и муниципальное образование город Набережные Челны в лице Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны (далее Исполком, 3-е третье лицо, заявитель апелляционной жалобы).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.12.2012 исковые требования удовлетворены. Внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 9471 кв. м, с кадастровым номером 16:52:070205:0081, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. 40 лет Победы, 9, с указанием кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости 18187000 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка, свидетельствующего о том, что его кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка.
Суд первой инстанции также исходил из того, что единственным доказательством рыночной стоимости земельного участка, которое мог представить и представил истец, является отчет независимого оценщика. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, устанавливаемой в отчете оценщика, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, требования истца подлежат удовлетворению. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
3-е третье лицо - Исполком, с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
3-е третье лицо считает решение суда первой инстанции вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и других целей, установленных законом, определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участках в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222.
Исполком считает, что кадастровая стоимость это и есть рыночная стоимость, но подсчитанная специальным методом и зафиксированная на тот или иной период в Государственном кадастре недвижимости.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена на основании государственного контракта N 3К/2010 от 26.07.2010. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
3-е третье лицо считает, что кадастровая стоимость земельного участка могла быть оспорена до момента издания постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Исполком также исходит из того, что государственный контракт на кадастровую оценку земель населенных пунктов Республики Татарстан заключен 26.07.2010, то есть до истечения 60 дней (до 26.09.2010) после официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", поэтому в момент его заключения и проведения работ по оценке Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на который ссылается истец, не применялся и действовала статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации в старой редакции. Согласно данной редакции статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации и в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Исполком, исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации N 275-О-О от 01.03.2011, считает, что необходимо соблюдение досудебного порядка разрешения возникшего спора. Доказательства соблюдения досудебного порядка истцом не представлено.
Представитель 3-го третьего лица в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания 3-е третье лицо извещено надлежащим образом.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу 3-го третьего лица и в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу 3-го третьего лица не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
1-е третье лицо - Управление Росреестра по Республике Татарстан отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
2-е третье лицо - Кабинет Министров, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе 3-его третьего лица, отзыве истца на апелляционную жалобу, выступлении присутствующего в судебном заседании представителя истца, арбитражный апелляционный суд установил.
Истцу на праве аренды принадлежит земельный участок кадастровый номер 16:52:070205:81 площадью 9471 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. 40 лет Победы, 9.
Право аренды указанного земельного участка приобретено истцом на основании договора аренды земельного участка N 995-АЗ от 17.06.2008, заключенного Исполкомом и обществом с ограниченной ответственностью "Оборонная спортивно-техническая организация "КамАЗ", и договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 05.08.2010, заключенного истцом и обществом с ограниченной ответственностью "Караван" оптово-торговое предприятие" (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Оборонная спортивно-техническая организация "КамАЗ") (т. 1 л.д. 16, 76 - 82, 124).
Договор аренды земельного участка N 995-АЗ от 17.06.2008 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 29.07.2008 (т. 1 л.д. 16, 79, 124).
Договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 19.08.2010 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 09.12.2011 (т. 1 л.д. 81).
Земельный участок кадастровый номер 16:52:070205:81 площадью 9471 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. 40 лет Победы, 9, поставлен на кадастровый учет 27.02.2008 (т. 1 л.д. 17).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 17.02.2011 кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:52:070205:81 площадью 9471 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. 40 лет Победы, 9, составляет 36742460 руб. 37 коп. (т. 1 л.д. 17).
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему на праве аренды земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету N 31 об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленному 05.10.2012 обществом с ограниченной ответственностью "Центр экспертной оценки", по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 16:52:070205:81 площадью 9471 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. 40 лет Победы, 9, составляет 18187000 руб. (т. 1 л.д. 19 - 111).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Истцом представлен отчет независимого оценщика, согласно которому по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 16:52:070205:81 площадью 9471 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. 40 лет Победы, 9, составляет 18187000 руб. (т. 1 л.д. 19 - 111).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", разъяснено, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (ст. 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки.
Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайства о назначении экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка не заявили.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно внес изменения в государственный кадастр недвижимости, изменив кадастровую стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка кадастровый номер 16:52:070205:81 площадью 9471 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. 40 лет Победы, 9, указав ее равной рыночной стоимости земельного участка, определенной оценщиком.
Довод апелляционной жалобы о необходимости соблюдения досудебного порядка разрешения возникшего спора в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не может быть принят судом.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка и не обязывает лиц, права и обязанности которых затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, до обращения в суд обращаться в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Исполкомом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Исполком освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 декабря 2012 года по делу N А65-26706/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.В.КАРПОВ

Судьи
Н.А.СЕЛИВЕРСТОВА
К.К.ТУРКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)