Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.10.2013 ПО ДЕЛУ N А56-28717/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу N А56-28717/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от истца: Софян Б.С. по доверенности от 14.11.2012 N 01-30-589/12
от ответчика: Минкевич Ю.Б. по доверенности от 27.02.2013 N 499
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18681/2013) ОАО "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2013 по делу N А56-28717/2013 (судья Швецова А.Т.), принятое
по иску (заявлению) ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
к ОАО "Славянка"
о взыскании 1 637 111,92 руб.

установил:

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ОГРН 1027809256254) (далее - ГУП "Водоканал СПб", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с открытого акционерного общества "Славянка" (место нахождения: 129110, Москва, Суворовская площадь, д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219) (далее - ОАО Славянка", ответчик) 1 611 618,88 руб. задолженности и 25 493,04 руб. пени.
Решением суда от 17.07.2013 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку с 01.01.2013 отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который не содержит такого понятия как лимит водоотведения, то с 01.01.2013 применять распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.12.2012 N 169 по установлению абонентам лимитов на 2013 год необоснованно.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель истца просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.10.2011 между ГУП "Водоканал СПб" (Предприятие) и ОАО Славянка" (Абонент) заключен договор N 12-62628/00-О на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ, по условиям которого Предприятие обязался обеспечивать Абонента питьевой водой и принимать от него сточные воды в свои системы канализации, а абонент - производить оплату полученной питьевой воды и сброшенных стоков в сроки и в порядке, предусмотренные договором.
В соответствии с пунктами 4.1.1, 4.1.2 договора Абонент обязан соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водоотведения (ограничения по предельному объему водоотведения), нормативы водоотведения, установленные Правилами Российской Федерации, Правилами Санкт-Петербурга, иными нормативными правовыми актами, не допускать увеличения количества и концентрации загрязняющих веществ в отводимых сточных водах сверх установленных нормативов водоотведения.
Согласно пункту 4.2 договора Предприятие обязано систематически проводить контроль состава и свойств сточных вод Абонента.
В соответствии с разделом 5 договора расчеты Абонента с Предприятием производятся по тарифам, устанавливаемым в порядке, определяемом органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, по инкассо, путем выставления предприятием платежного требования в банк, обслуживающий предприятие, и поручает ему получить от абонента платеж и зачислить денежные средства на расчетный счет предприятия. Денежные средства списываются со счета абонента в акцептном порядке.
Срок оплаты платежного требования после выставления его в банк составляет 10 календарных дней (пункт 5.5. договора).
Предприятие произвело отбор проб отводимых Абонентом в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (акт от 04.02.2013).
По результатам лабораторных исследований ЗАО "Центр Исследования и Контроля воды" проб сточных вод установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем составлены соответствующий протокол и выставлены платежные требования. По факту выявления превышения нормативов водоотведения по качеству ответчику было направлено извещение N 364.
Поскольку ОАО "Славянка" оплату счетов не произвело, ГУП "Водоканал СПб" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Предприятия, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы ответчика.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 указанных Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного постановления правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимого сброса загрязняющих веществ.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга N 169 от 19.12.2012 утверждены лимиты водоотведения абонентов Санкт-Петербурга на 2013 год. Согласно приложению к вышеуказанному распоряжению лимит водоотведения в системы коммунальной организации Санкт-Петербурга ОАО "Славянка" по адресу Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 41) на период с января по декабрь 2013 года составляет 217 м3 в календарные сутки, по адресу Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 3 на период с января по декабрь 2013 года составляет 116 м3, по адресу Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 6 на период с января по декабрь 2013 года составляет 68 м3.
Таким образом, требования истца о взыскании задолженности за превышения нормативов водоотведения по качеству и количеству за период с 01.07.2012 по 28.02.2013 в размере 1 611 618,88 руб. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
ОАО "Славянка" не оспаривая отсутствие оплаты по выставленным счетам, полагает, что поскольку с 01.01.2013 отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который не содержит такого понятия как лимит водоотведения, то с 01.01.2013 применять распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 19.12.2012 N 169 по установлению абонентам лимитов на 2013 год, необоснованно.
Действительно, Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) вступил в силу с 01.01.2013, за исключением статьи 9, пункта 4 части 3 статьи 21, части 7 статьи 26, статьи 27, части 1 статьи 28, части 2 статьи 29 и части 2 статьи 40 настоящего Федерального закона. Пункт 4 части 3 статьи 21, часть 7 статьи 26, статья 27, часть 1 статьи 28, часть 2 статьи 29 и часть 2 статьи 40 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года (статья 43 Закона N 416-ФЗ).
Статьей 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения в числе прочего отнесены иные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом (пункт 11).
Согласно статье 26 Закона N 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются для объектов централизованных систем водоотведения при наличии у организации, эксплуатирующей указанные объекты, плана снижения сбросов.
Пунктом 1 статьи 27 Закона N 416-ФЗ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В соответствии с пунктом 4 вышеуказанной статьи порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом.
Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 393 "Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" вступают в силу с 01.01.2014, следовательно, Правительство Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий правомерно установило лимиты водоотведения Санкт-Петербурга на 2013 год.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ и установив факт превышения Абонентом в спорный период установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными требования Предприятия о взыскании с ответчика задолженности.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ и условиями договора истцом правомерно начислены пени исходя из расчета процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25% годовых за каждый день просрочки платежа, что составило 25 493,04 руб.
Расчет задолженности и пеней проверен судом и признан правильным.
Учитывая, что обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Славянка" не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2013 по делу N А56-28717/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА

Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Е.А.СОМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)