Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Кремлевские Горки": Старцева Ю.И., по доверенности от 15.07.2013; от Комитета лесного хозяйства М.О.: Молчан А.А., по доверенности от 21.03.2013 N 30-98-П,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Комитета лесного хозяйства Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кремлевские горки" о расторжении договора аренды и взыскании задолженности по арендной плате и пени на общую сумму 2 505 082 рублей 33 копеек,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Кремлевские горки" (ИНН 7704245715, дата регистрации 21.10.2002) о расторжении договора аренды лесного участка N 50-1561С-04-07-0705 от 03.02.2012 и взыскании с ответчика задолженности по арендной плате в размере 3 701 636 рублей 25 копеек и пени в размере 100 437 рублей 73 копеек. Представил для приобщения к материалам дела доказательства направления уточненных требований в адрес ответчика (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2013 года требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "Кремлевские горки" обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 11 ноября 2013 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с установлением обстоятельств, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 270 АПК РФ.
Апелляционным судом установлено, что материалы настоящего дела не содержат сведений о надлежащим извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В судебное заседание апелляционного суда явились представители истца и ответчика. Представитель истца поддержал исковые требования, представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал.
Рассмотрев дело в порядке пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по имевшимся и дополнительно представленным сторонами документам, суд считает требования Комитета лесного хозяйства Московской области подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (арендодатель) и ООО "Кремлевские горки" (арендатор) 03.02.2012 был заключен договор аренды лесных участков N 50-1561С-04-07-0705 (далее - Договор аренды), в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, которые имеют:
- местоположение - Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал N 92 (Д), выделы 3, 4, 9, 10, 14-16, 20, 25, 27, 30-38, 41, 42, 43, площадью 28,87 га, кадастровый номер: 50:08:050418:109, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности;
- местоположение - Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал N 92 (Д), выделы 4, 10, 15, 16, 24, 27, 28, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 41, 42, 43, площадью 8,0 га, кадастровый номер: 50:08:050418:111, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности.
Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке 25.07.2012 под регистрационным номером 50-50-08/009/2012-419.
В соответствии с пунктом 2.2 и подпунктом "б" пункта 3.4 Договора аренды Арендатор обязан ежегодно вносить арендную плату за пользование лесными участками согласно приложению N 4 и предоставлять в течение 1 месяца Арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Согласно пункту 2.3 Договора аренды размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В нарушение условий договора арендные платежи за пользование земельными участками в 4 квартале 2012 года и 1-2 квартале 2013 года ответчиком внесены не были, в результате чего перед истцом образовалась задолженность по арендной плате.
Истцом в адрес ООО "Кремлевские горки" 20.03.2013 была направлена претензия с требованием о расторжении договора аренды лесного участка с приложением проекта соглашения. Указанная претензия оставлена ответчиком без ответа.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ООО "Кремлевские горки" договорных обязательств, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим ответчиком в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.10 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с пунктом 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.11 N 27 было утверждено "Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", пунктом 1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.05.12 N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 01.07.12 утратило силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.07 N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15.05.12 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" с 01.07.12 был образован Комитет лесного хозяйства Московской области.
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 26.06.12 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.12 N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Таким образом, ликвидация Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой его функции и полномочия переданы Комитету лесного хозяйства Московской области.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.08 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Комитет лесного хозяйства Московской области фактически является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, соответственно именно Комитет выступает от имени субъекта Российской Федерации Московской области и осуществляет соответствующие полномочия в области лесных отношений на территории Московской области.
С учетом изложенного, поскольку предметом настоящего спора являются участки лесного фонда Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области является надлежащим истцом по настоящему делу.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие 01.01.2007, использование лесов в Российской Федерации является платным. Платность пользования лесным фондом предусматривалась и ранее действовавшим лесным законодательством.
Вышеуказанный договор является договором аренды и регулируется нормами материального права, содержащимися в главе 34 ГК РФ.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Договором аренды от 03.02.2012 определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по внесению арендной платы подтверждается материалами дела и ООО "Кремлевские горки" не оспаривается.
Доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности, ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании задолженности по арендной плате в размере 3 701 636 рублей 25 копеек.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 4 договора аренды от 03.02.2012 за несвоевременное внесение арендной платы с арендатора взимается неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки платежа.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (пеней, штрафом), предусмотренной законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Истец представил расчет, согласно которому сумма пени за период просрочки внесения арендных платежей с 01.01.2013 по 08.07.2013 г. составляет 100 437 рублей 73 копейки.
Проверив правильность расчета, апелляционный суд признает его обоснованным.
Истцом также заявлено требование о расторжении договора аренды лесных участков N 50-1561С-04-07-0705 от 03.02.2012.
Из части 2 статьи 450 ГК РФ следует, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что договор может быть расторгнут, поскольку ответчиком существенно нарушены условия договора: просрочено несколько платежей по внесению арендной платы по договору.
Истцом в адрес ООО "Кремлевские горки" 20.03.2013 была направлена претензия с требованием о расторжении договора аренды лесного участка с приложением проекта соглашения.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что ООО "Кремлевские горки" указанную претензию не получало, ввиду того, что истцом в материалы дела представлен реестр почтовых отправлений, в соответствии с которым претензия ответчику направлялась, а также сведения сайта Почты России, в соответствии с которыми претензия вручена представителю ответчика.
Также апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что претензия подписана неустановленным лицом, ввиду того, что истцом в материалы дела представлена доверенность лица, подписавшего указанную претензию.
Следовательно, требование о расторжении договора аренды подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В порядке статьи 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 42 010, 37 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2013 года по делу N А41-15359/13 отменить.
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить полностью.
Взыскать с ООО "Кремлевские горки" (ИНН 7704245715) в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468) задолженность по арендной плате в размере 3 701 636, 25 руб., пени в сумме 100 437, 73 руб., а всего 3 802 073, 98 руб.
Расторгнуть договор аренды лесных участков N 50-1561с-04-07-0705 от 03.02.2012.
Взыскать с ООО "Кремлевские горки" (ИНН 7704245715) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 42 010, 37 руб.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.12.2013 ПО ДЕЛУ N А41-15359/13
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2013 г. по делу N А41-15359/13
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Кремлевские Горки": Старцева Ю.И., по доверенности от 15.07.2013; от Комитета лесного хозяйства М.О.: Молчан А.А., по доверенности от 21.03.2013 N 30-98-П,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Комитета лесного хозяйства Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кремлевские горки" о расторжении договора аренды и взыскании задолженности по арендной плате и пени на общую сумму 2 505 082 рублей 33 копеек,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в арбитражный суд с иском к ООО "Кремлевские горки" (ИНН 7704245715, дата регистрации 21.10.2002) о расторжении договора аренды лесного участка N 50-1561С-04-07-0705 от 03.02.2012 и взыскании с ответчика задолженности по арендной плате в размере 3 701 636 рублей 25 копеек и пени в размере 100 437 рублей 73 копеек. Представил для приобщения к материалам дела доказательства направления уточненных требований в адрес ответчика (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2013 года требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "Кремлевские горки" обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 11 ноября 2013 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с установлением обстоятельств, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 270 АПК РФ.
Апелляционным судом установлено, что материалы настоящего дела не содержат сведений о надлежащим извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В судебное заседание апелляционного суда явились представители истца и ответчика. Представитель истца поддержал исковые требования, представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал.
Рассмотрев дело в порядке пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по имевшимся и дополнительно представленным сторонами документам, суд считает требования Комитета лесного хозяйства Московской области подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (арендодатель) и ООО "Кремлевские горки" (арендатор) 03.02.2012 был заключен договор аренды лесных участков N 50-1561С-04-07-0705 (далее - Договор аренды), в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, которые имеют:
- местоположение - Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал N 92 (Д), выделы 3, 4, 9, 10, 14-16, 20, 25, 27, 30-38, 41, 42, 43, площадью 28,87 га, кадастровый номер: 50:08:050418:109, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности;
- местоположение - Московская область, Истринский муниципальный район, Истринское лесничество, Рождественское участковое лесничество, квартал N 92 (Д), выделы 4, 10, 15, 16, 24, 27, 28, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 41, 42, 43, площадью 8,0 га, кадастровый номер: 50:08:050418:111, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности.
Договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке 25.07.2012 под регистрационным номером 50-50-08/009/2012-419.
В соответствии с пунктом 2.2 и подпунктом "б" пункта 3.4 Договора аренды Арендатор обязан ежегодно вносить арендную плату за пользование лесными участками согласно приложению N 4 и предоставлять в течение 1 месяца Арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Согласно пункту 2.3 Договора аренды размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В нарушение условий договора арендные платежи за пользование земельными участками в 4 квартале 2012 года и 1-2 квартале 2013 года ответчиком внесены не были, в результате чего перед истцом образовалась задолженность по арендной плате.
Истцом в адрес ООО "Кремлевские горки" 20.03.2013 была направлена претензия с требованием о расторжении договора аренды лесного участка с приложением проекта соглашения. Указанная претензия оставлена ответчиком без ответа.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ООО "Кремлевские горки" договорных обязательств, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим ответчиком в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.10 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено "Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", в соответствии с пунктом 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.11 N 27 было утверждено "Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", пунктом 1 которого установлено, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.05.12 N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 01.07.12 утратило силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.07 N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15.05.12 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" с 01.07.12 был образован Комитет лесного хозяйства Московской области.
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области от 26.06.12 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.06.12 N 863/22, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Таким образом, ликвидация Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой его функции и полномочия переданы Комитету лесного хозяйства Московской области.
При этом, правопреемство, по смыслу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.08 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами бюджетного законодательства", права и обязанности ликвидированного (реорганизованного) госоргана в обязательном порядке переходят к другому госоргану в части функций и обязательств возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций госорганом.
Комитет лесного хозяйства Московской области фактически является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, соответственно именно Комитет выступает от имени субъекта Российской Федерации Московской области и осуществляет соответствующие полномочия в области лесных отношений на территории Московской области.
С учетом изложенного, поскольку предметом настоящего спора являются участки лесного фонда Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области является надлежащим истцом по настоящему делу.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие 01.01.2007, использование лесов в Российской Федерации является платным. Платность пользования лесным фондом предусматривалась и ранее действовавшим лесным законодательством.
Вышеуказанный договор является договором аренды и регулируется нормами материального права, содержащимися в главе 34 ГК РФ.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Договором аренды от 03.02.2012 определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по внесению арендной платы подтверждается материалами дела и ООО "Кремлевские горки" не оспаривается.
Доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности, ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд признает подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании задолженности по арендной плате в размере 3 701 636 рублей 25 копеек.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 4 договора аренды от 03.02.2012 за несвоевременное внесение арендной платы с арендатора взимается неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки платежа.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (пеней, штрафом), предусмотренной законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Истец представил расчет, согласно которому сумма пени за период просрочки внесения арендных платежей с 01.01.2013 по 08.07.2013 г. составляет 100 437 рублей 73 копейки.
Проверив правильность расчета, апелляционный суд признает его обоснованным.
Истцом также заявлено требование о расторжении договора аренды лесных участков N 50-1561С-04-07-0705 от 03.02.2012.
Из части 2 статьи 450 ГК РФ следует, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что договор может быть расторгнут, поскольку ответчиком существенно нарушены условия договора: просрочено несколько платежей по внесению арендной платы по договору.
Истцом в адрес ООО "Кремлевские горки" 20.03.2013 была направлена претензия с требованием о расторжении договора аренды лесного участка с приложением проекта соглашения.
Апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что ООО "Кремлевские горки" указанную претензию не получало, ввиду того, что истцом в материалы дела представлен реестр почтовых отправлений, в соответствии с которым претензия ответчику направлялась, а также сведения сайта Почты России, в соответствии с которыми претензия вручена представителю ответчика.
Также апелляционный суд отклоняет довод ответчика о том, что претензия подписана неустановленным лицом, ввиду того, что истцом в материалы дела представлена доверенность лица, подписавшего указанную претензию.
Следовательно, требование о расторжении договора аренды подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В порядке статьи 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 42 010, 37 рублей подлежит взысканию с ответчика.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 266, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 августа 2013 года по делу N А41-15359/13 отменить.
Исковые требования Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить полностью.
Взыскать с ООО "Кремлевские горки" (ИНН 7704245715) в пользу Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468) задолженность по арендной плате в размере 3 701 636, 25 руб., пени в сумме 100 437, 73 руб., а всего 3 802 073, 98 руб.
Расторгнуть договор аренды лесных участков N 50-1561с-04-07-0705 от 03.02.2012.
Взыскать с ООО "Кремлевские горки" (ИНН 7704245715) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 42 010, 37 руб.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)