Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Силкина Александра Михайловича (ОГРНИП 306590627900019, ИНН 590602889451; далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.02.2013 по делу N А50-23275/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:29 площадью 4688,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь ул. Карпинского, 125д, в размере рыночной стоимости по состоянию на 11.02.2012 в сумме 13 366 900 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 2851,3 руб. за кв. м.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Промпроект-Оценка" (ОГРН 1025900512791, ИНН 5902123391; далее - общество "Промпроект-Оценка"), Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент).
Решением суда от 01.02.2013 (судья Гусельникова Н.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы полагает, что суды неправильно установили обстоятельства, касающиеся даты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка. Предприниматель указывает, что постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п государственная кадастровая оценка спорного земельного участка не проведена. В перечне земельных участков, содержащемся в названном постановлении, спорный участок отсутствует, поскольку на 01.01.2010 его не существовало, он был образован 11.02.2012 путем выдела из другого земельного участка. Таким образом, его государственная кадастровая оценка проводилась 11.02.2012 по средневзвешенным значениям удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Пермского городского округа, содержащимся в приложении N 52 постановления N 727-п. Рыночная стоимость земельного участка также определена на дату его образования, что, по мнению заявителя жалобы, соответствует требованиям закона.
В представленных отзывах кадастровая палата и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю возражают против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю принадлежит на праве собственности 1-этажное здание ателье, парикмахерской, фотографии с подвалом общей площадью 1964,1 кв. м (литеры А, А1), 4 холодных пристроя (литеры а, а3, а4, а5), расположенное по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, в/г9, бывшее ПВАТУ, д. 228, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.06.2011 серии 59БГ N 059242.
Распоряжением департамента от 06.07.2012 N 1855 (с учетом изменений внесенных распоряжением от 11.09.2012 N 2442) предпринимателю в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:29 площадью 4688 кв. м под принадлежащее ему на праве собственности 1-этажное здание ателье, за плату по цене 832 529 руб.
В соответствии с кадастровым паспортом от 11.02.2012 земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.02.2012, его кадастровая стоимость составляет 33 301 161 руб. 12 коп.
Согласно составленному обществом "Промпроект-Оценка" отчету N 5089 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 11.02.2012 рыночная стоимость названного земельного участка составляет 13 366 900 руб.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственной кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания), в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:29 поставлен на кадастровый учет 10.02.2012 как образованный из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:3. Кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 33 301 161 руб. 12 коп. определена исходя из удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 11.05.2007 N 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края", по состоянию на 01.01.2008.
Между тем постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края", вступившим в силу с 01.01.2013, постановление Правительства Пермского края от 11.05.2007 N 91-п признано утратившим силу. Согласно ч. 7 постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п кадастровая стоимость, утвержденная данным постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2010.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в настоящее время кадастровая стоимость спорного земельного участка рассчитана на основании результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010, суды пришли к верному выводу о том, что ссылка истца на отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 11.02.2012 является несостоятельной.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных судами на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.02.2013 по делу N А50-23275/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Силкина Александра Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 09.08.2013 N Ф09-7048/13 ПО ДЕЛУ N А50-23275/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2013 г. N Ф09-7048/13
Дело N А50-23275/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Силкина Александра Михайловича (ОГРНИП 306590627900019, ИНН 590602889451; далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.02.2013 по делу N А50-23275/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:29 площадью 4688,92 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь ул. Карпинского, 125д, в размере рыночной стоимости по состоянию на 11.02.2012 в сумме 13 366 900 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 2851,3 руб. за кв. м.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Промпроект-Оценка" (ОГРН 1025900512791, ИНН 5902123391; далее - общество "Промпроект-Оценка"), Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент).
Решением суда от 01.02.2013 (судья Гусельникова Н.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы полагает, что суды неправильно установили обстоятельства, касающиеся даты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка. Предприниматель указывает, что постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п государственная кадастровая оценка спорного земельного участка не проведена. В перечне земельных участков, содержащемся в названном постановлении, спорный участок отсутствует, поскольку на 01.01.2010 его не существовало, он был образован 11.02.2012 путем выдела из другого земельного участка. Таким образом, его государственная кадастровая оценка проводилась 11.02.2012 по средневзвешенным значениям удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Пермского городского округа, содержащимся в приложении N 52 постановления N 727-п. Рыночная стоимость земельного участка также определена на дату его образования, что, по мнению заявителя жалобы, соответствует требованиям закона.
В представленных отзывах кадастровая палата и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю возражают против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю принадлежит на праве собственности 1-этажное здание ателье, парикмахерской, фотографии с подвалом общей площадью 1964,1 кв. м (литеры А, А1), 4 холодных пристроя (литеры а, а3, а4, а5), расположенное по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, в/г9, бывшее ПВАТУ, д. 228, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.06.2011 серии 59БГ N 059242.
Распоряжением департамента от 06.07.2012 N 1855 (с учетом изменений внесенных распоряжением от 11.09.2012 N 2442) предпринимателю в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:29 площадью 4688 кв. м под принадлежащее ему на праве собственности 1-этажное здание ателье, за плату по цене 832 529 руб.
В соответствии с кадастровым паспортом от 11.02.2012 земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.02.2012, его кадастровая стоимость составляет 33 301 161 руб. 12 коп.
Согласно составленному обществом "Промпроект-Оценка" отчету N 5089 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 11.02.2012 рыночная стоимость названного земельного участка составляет 13 366 900 руб.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственной кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания), в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:29 поставлен на кадастровый учет 10.02.2012 как образованный из земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416064:3. Кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 33 301 161 руб. 12 коп. определена исходя из удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Пермского края от 11.05.2007 N 91-п "Об утверждении кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края", по состоянию на 01.01.2008.
Между тем постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края", вступившим в силу с 01.01.2013, постановление Правительства Пермского края от 11.05.2007 N 91-п признано утратившим силу. Согласно ч. 7 постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 N 727-п кадастровая стоимость, утвержденная данным постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2010.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в настоящее время кадастровая стоимость спорного земельного участка рассчитана на основании результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2010, суды пришли к верному выводу о том, что ссылка истца на отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 11.02.2012 является несостоятельной.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных судами на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.02.2013 по делу N А50-23275/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Силкина Александра Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)