Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
истца - Резниченко Ю.А. (доверенность от 03.07.2013),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2012 (судья Рогожин С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодной С.Т., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-5662/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл", г. Ульяновск (ОГРН 1037300996930) к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ДСК" (ОГРН 1027301185779), г. Ульяновск, о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (далее - заявитель, ООО "Симбирск-Ойл", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - первый ответчик, администрация), Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - второй ответчик, Комитет) о признании незаконным отказа от 05.05.2012 N 01-13/2393 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 5500 кв. м, расположенного севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленная в Засвияжском районе г. Ульяновска, и предварительного согласования места размещения многофункционального объекта, об обязании произвести выбор указанного земельного участка, утвердить акт выбора и предварительно согласовать место размещения многофункционального объекта.
Решением суда первой инстанции от 19.09.2012 признан незаконным отказ Комитета, выраженный в письме от 05.05.2012 N 01-13/2393. Суд обязал администрацию рассмотреть заявление ООО "Симбирск-Ойл" о выборе земельного участка ориентировочной площадью 5500 кв. м севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленная в Засвияжском районе г. Ульяновска под размещение многофункционального объекта в полном соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что поскольку на один тот же земельный участок претендуют два лица, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и, следовательно, оспоренный отказ со ссылкой на наличие начатой процедуры предоставления земельного участка иному лицу, как противоречащий требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правила N 90), утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.04.2004 N 90, является недействительным.
В кассационной жалобе администрация города Ульяновска просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что вправе подготовить отказ в предоставлении земельного участка в случае, если земельный участок уже обременен процедурой предоставления иному лицу, поскольку иное решение привело бы к нарушению прав общества с ограниченной ответственностью "ДСК" (далее - ООО "ДСК"), первого претендента на земельный участок.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.04.2012 ООО "Симбирск-Ойл" обратилось в администрацию с заявлением N 18 с просьбой обеспечить выбор земельного участка и предварительно согласовать место размещения многофункционального объекта на земельном участке ориентировочной площадью 5500 кв. м (предполагаемая площадь застройки 4500 кв. м, право на земельный участок - аренда), расположенном севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленная в Засвияжском районе г. Ульяновска.
В ответ на указанное обращение Комитет письмом от 05.05.2012 N 01-13/2393 сообщил заявителю, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, в отношении которого начата процедура оформления земельно-правовых документов.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий, и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
Статьей 12 Правил N 90, установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя главы города Ульяновска. Заявление должно отвечать требованиям пункта 1 статьи 31 ЗК РФ (части 1 и 2 статьи 12 Правил N 90).
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 статьи 12 Правил N 90, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (части 3 - 5 статьи 12 Правил N 90).
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (часть 6 статьи 12 Правил N 90).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 14.02.2011 ООО "ДСК" обратилось с заявлением (исх. N 73) к главе муниципального образования "Город Ульяновск" о выделении земельного участка площадью 12 000 кв. м, расположенного в микрорайоне 1 "Свияга" (1-я очередь) в Засвияжском районе г. Ульяновска, под строительство подземных паркингов на 192 машины и спортивных площадок.
По данному заявлению администрацией начата процедура предусмотренная земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ и части 4 статьи 12 Правил N 90 по заявлению ООО "ДСК" Комитетом в газете "Ульяновск сегодня" 25.03.2011 N 21 опубликовано информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 12 000 кв. м юго-восточнее школы-интерната N 16 по ул. Александра Невского, д. 2А в Засвияжском районе, для строительства подземных гаражей и спортивных площадок.
Доказательств принятия какого-либо решения по данному заявлению ООО "ДСК" суду не представлено.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на один и тот же земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта претендуют два лица, в связи с чем право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Суд указал, что при таких обстоятельствах у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа ООО "Симбирск-Ойл" в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок уже обременен процедурой предоставления иному лицу.
Установив, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям части 4 статьи 30, статьи 31 ЗК РФ и статьи 12 Правил N 90 и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал его незаконным и обязал администрацию рассмотреть заявление ООО "Симбирск-Ойл" в соответствии с теми нормами права, которые подлежат применению при рассмотрении подобных заявлений, то есть с соблюдением требований статьи 31 ЗК РФ и статьи 12 Правил N 90.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 по делу N 4224/10, согласно которой Земельный кодекс не ограничивает существование права на приобретение земельного участка во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Поскольку земельный участок может быть предоставлен только одному из претендентов, то в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги, поскольку такой способ позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок уже обременен процедурой предоставления иному лицу, не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доказательств завершения процедуры предоставления спорного земельного участка иному лицу не имеется и, следовательно, заявление ООО "Симбирск-Ойл" подлежит рассмотрению с учетом наличия второго претендента, и наличия у обоих претендентов равных прав в отношении спорного земельного участка, что не противоречит правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в такой ситуации право на заключение договора аренды спорного земельного подлежит выставлению на торги.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 по делу N А72-5662/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2013 ПО ДЕЛУ N А72-5662/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу N А72-5662/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Альмашевой Г.Д., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
истца - Резниченко Ю.А. (доверенность от 03.07.2013),
в отсутствие:
остальных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2012 (судья Рогожин С.П.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Холодной С.Т., Засыпкина Т.С.)
по делу N А72-5662/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл", г. Ульяновск (ОГРН 1037300996930) к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ДСК" (ОГРН 1027301185779), г. Ульяновск, о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" (далее - заявитель, ООО "Симбирск-Ойл", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к администрации города Ульяновска (далее - первый ответчик, администрация), Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - второй ответчик, Комитет) о признании незаконным отказа от 05.05.2012 N 01-13/2393 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 5500 кв. м, расположенного севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленная в Засвияжском районе г. Ульяновска, и предварительного согласования места размещения многофункционального объекта, об обязании произвести выбор указанного земельного участка, утвердить акт выбора и предварительно согласовать место размещения многофункционального объекта.
Решением суда первой инстанции от 19.09.2012 признан незаконным отказ Комитета, выраженный в письме от 05.05.2012 N 01-13/2393. Суд обязал администрацию рассмотреть заявление ООО "Симбирск-Ойл" о выборе земельного участка ориентировочной площадью 5500 кв. м севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленная в Засвияжском районе г. Ульяновска под размещение многофункционального объекта в полном соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 N 90.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что поскольку на один тот же земельный участок претендуют два лица, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации и, следовательно, оспоренный отказ со ссылкой на наличие начатой процедуры предоставления земельного участка иному лицу, как противоречащий требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правила N 90), утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.04.2004 N 90, является недействительным.
В кассационной жалобе администрация города Ульяновска просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что вправе подготовить отказ в предоставлении земельного участка в случае, если земельный участок уже обременен процедурой предоставления иному лицу, поскольку иное решение привело бы к нарушению прав общества с ограниченной ответственностью "ДСК" (далее - ООО "ДСК"), первого претендента на земельный участок.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, коллегия находит, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.04.2012 ООО "Симбирск-Ойл" обратилось в администрацию с заявлением N 18 с просьбой обеспечить выбор земельного участка и предварительно согласовать место размещения многофункционального объекта на земельном участке ориентировочной площадью 5500 кв. м (предполагаемая площадь застройки 4500 кв. м, право на земельный участок - аренда), расположенном севернее жилого дома N 97 по ул. Промышленная в Засвияжском районе г. Ульяновска.
В ответ на указанное обращение Комитет письмом от 05.05.2012 N 01-13/2393 сообщил заявителю, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка, в отношении которого начата процедура оформления земельно-правовых документов.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Помимо того, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий, и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При наличии нескольких претендентов на испрашиваемый земельный участок право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10).
Статьей 12 Правил N 90, установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя главы города Ульяновска. Заявление должно отвечать требованиям пункта 1 статьи 31 ЗК РФ (части 1 и 2 статьи 12 Правил N 90).
Глава города Ульяновска заявления, указанные в части 1 настоящей статьи, направляет заместителю главы города Ульяновска, курирующему вопросы архитектурно-строительного комплекса, для последующего направления в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.
После поступления заявления, указанного в части 1 статьи 12 Правил N 90, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка. В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (части 3 - 5 статьи 12 Правил N 90).
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (часть 6 статьи 12 Правил N 90).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 14.02.2011 ООО "ДСК" обратилось с заявлением (исх. N 73) к главе муниципального образования "Город Ульяновск" о выделении земельного участка площадью 12 000 кв. м, расположенного в микрорайоне 1 "Свияга" (1-я очередь) в Засвияжском районе г. Ульяновска, под строительство подземных паркингов на 192 машины и спортивных площадок.
По данному заявлению администрацией начата процедура предусмотренная земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ и части 4 статьи 12 Правил N 90 по заявлению ООО "ДСК" Комитетом в газете "Ульяновск сегодня" 25.03.2011 N 21 опубликовано информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 12 000 кв. м юго-восточнее школы-интерната N 16 по ул. Александра Невского, д. 2А в Засвияжском районе, для строительства подземных гаражей и спортивных площадок.
Доказательств принятия какого-либо решения по данному заявлению ООО "ДСК" суду не представлено.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на один и тот же земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта претендуют два лица, в связи с чем право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Суд указал, что при таких обстоятельствах у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа ООО "Симбирск-Ойл" в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок уже обременен процедурой предоставления иному лицу.
Установив, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям части 4 статьи 30, статьи 31 ЗК РФ и статьи 12 Правил N 90 и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал его незаконным и обязал администрацию рассмотреть заявление ООО "Симбирск-Ойл" в соответствии с теми нормами права, которые подлежат применению при рассмотрении подобных заявлений, то есть с соблюдением требований статьи 31 ЗК РФ и статьи 12 Правил N 90.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 по делу N 4224/10, согласно которой Земельный кодекс не ограничивает существование права на приобретение земельного участка во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Поскольку земельный участок может быть предоставлен только одному из претендентов, то в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги, поскольку такой способ позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок уже обременен процедурой предоставления иному лицу, не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доказательств завершения процедуры предоставления спорного земельного участка иному лицу не имеется и, следовательно, заявление ООО "Симбирск-Ойл" подлежит рассмотрению с учетом наличия второго претендента, и наличия у обоих претендентов равных прав в отношении спорного земельного участка, что не противоречит правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в такой ситуации право на заключение договора аренды спорного земельного подлежит выставлению на торги.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2013 по делу N А72-5662/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)