Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
- от администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области - Старостиной М.Ю. (представителя по доверенности от 09.07.2013 N 3);
- от индивидуального предпринимателя Зорина В.Т. - Баширова А.Р. (представителя по доверенности от 30.06.2013),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2013 по делу N А41-22759/13, принятое судьей Завриевым С.С.,
установил:
индивидуальный предприниматель Зорин В.Т. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями: признать незаконным отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:211 (предыдущий номер 50:33:0010228:64) с вида разрешенного использования "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства", выраженный в письме от 19.02.2013 N 285/2.1-9; обязать администрацию принять решение с учетом публичных слушаний от 06.10.2011 об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида разрешенного использования "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы
Представитель предпринимателя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:33:0000000:211 (предыдущий номер 50:33:0010228:64), площадью 52000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Семеновское, в районе д. Ольгино, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: фермерское хозяйство (свидетельства о государственной регистрации права от 16.06.2013 серия 50-АВ N 043161 и от 22.02.2012 серия 50-АГ N 387409, кадастровый паспорт).
Предприниматель 05.09.2011 обратился к Главе муниципального образования "Сельского поселения Семеновское" Ступинского муниципального района Московской области (далее - Глава поселения) с заявлением об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка с вида "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства".
Письмом от 19.02.2013 N 285/2.1-9 администрация отказала предпринимателю в изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка пояснив, что считает нецелесообразным изменение вида разрешенного использования земельного участка с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства", поскольку изначально он испрашивался предпринимателем для организации крестьянского хозяйства.
Удовлетворяя требования предпринимателя о признании данного отказа администрации незаконным и об обязании ее принять решение об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из этих и иных положений главы 24 АПК РФ, оспариваемый ненормативный акт проверяется на предмет соответствия закону по основаниям, содержащимся в этом акте.
Поскольку нецелесообразность изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства" не могла выступать в качестве законного основания для отказа предпринимателю в удовлетворении соответствующего заявления, и иных оснований отказа администрация в обжалуемом ответе не указала, суд апелляционной инстанции признает незаконным данный отказ администрации: фактически он не мотивирован администрацией, ссылки на законы, иные нормативные правовые акты в нем не приводятся.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Другое требование общества (помимо требования об оспаривании отказа администрации) - об обязании администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида разрешенного использования "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства" - представляет собой в соответствии с названными положениями АПК РФ требования об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов общества (о совершении определенных действия, принятии решения, устранении допущенного нарушения прав и законных интересов общества).
При этом признание незаконным отказа администрации в данном случае само по себе не может являться основанием для удовлетворения требования предпринимателя об изменении вида разрешенного использования с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства".
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
Поскольку объектом земельных отношений согласно статье 11.1 Земельного кодекса является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 1 статьи 78 Земельного кодекса установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В отличие от прав названных субъектов земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Согласно части 2 статьи 81 Земельного кодекса порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон)
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона названный Закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, Закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 14 Закона после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В соответствии со статьей 1 Закона дачным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, допускается использование для дачного строительства лишь тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Закон не предусматривает вида использования "под дачное строительство" в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций или некоммерческих организаций, созданных в ином порядке, чем предусмотрено Законом.
Апелляционным судом установлено, что при обращении за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у заявителя отсутствовали документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица.
С учетом того, что предприниматель не является юридическим лицом, созданным в порядке, предусмотренном Законом, требование об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему спорного земельного участка с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства", администрацией не могло быть удовлетворено.
Ссылка представителя предпринимателя (в подтверждение его довода об обоснованности требования об обязании администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства") на то, что предпринимателем будет организована некоммерческая организация в соответствии с Законом после изменения разрешенного использования земельного участка на "дачное строительства" отклоняется как несостоятельная.
По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Закона предоставление земельных участков "для размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения (постановление Федерального окружного суда Московского округа от 02.09.2008 по делу N А41-К2-20548/07)
Изменение указанного вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего предпринимателю как гражданину, также не допустимо.
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" установлен максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для дачного строительства - 0,25 га.
В данном случае площадь спорного земельного участка 5,2 га.
Учитывая требования к законности судебного акта, а также к единообразию в применении арбитражными судами норм права (постановление Федерального окружного суда Московского округа от 02.09.2008 по делу N А41-К2-20548/07, постановление Федерального окружного суда Западно-Сибирского округа от 02.09.2010 по делу N А45-215/2010), усматриваются основания для удовлетворения апелляционной жалобы в указанной части.
Основываясь на изложенном и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2013 по делу N А41-22759/13 отменить в части удовлетворения требования индивидуального предпринимателя Зорина В.Т. об обязании администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:211 (предыдущий номер 50:33:0010228:64) с вида разрешенного использования "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства".
В удовлетворении данного требования отказать, в остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2013 по делу N А41-22759/13 оставить без изменения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-22759/13
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. по делу N А41-22759/13
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
- от администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области - Старостиной М.Ю. (представителя по доверенности от 09.07.2013 N 3);
- от индивидуального предпринимателя Зорина В.Т. - Баширова А.Р. (представителя по доверенности от 30.06.2013),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2013 по делу N А41-22759/13, принятое судьей Завриевым С.С.,
установил:
индивидуальный предприниматель Зорин В.Т. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области к администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями: признать незаконным отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:211 (предыдущий номер 50:33:0010228:64) с вида разрешенного использования "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства", выраженный в письме от 19.02.2013 N 285/2.1-9; обязать администрацию принять решение с учетом публичных слушаний от 06.10.2011 об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида разрешенного использования "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства".
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы
Представитель предпринимателя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:33:0000000:211 (предыдущий номер 50:33:0010228:64), площадью 52000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Семеновское, в районе д. Ольгино, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: фермерское хозяйство (свидетельства о государственной регистрации права от 16.06.2013 серия 50-АВ N 043161 и от 22.02.2012 серия 50-АГ N 387409, кадастровый паспорт).
Предприниматель 05.09.2011 обратился к Главе муниципального образования "Сельского поселения Семеновское" Ступинского муниципального района Московской области (далее - Глава поселения) с заявлением об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка с вида "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства".
Письмом от 19.02.2013 N 285/2.1-9 администрация отказала предпринимателю в изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка пояснив, что считает нецелесообразным изменение вида разрешенного использования земельного участка с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства", поскольку изначально он испрашивался предпринимателем для организации крестьянского хозяйства.
Удовлетворяя требования предпринимателя о признании данного отказа администрации незаконным и об обязании ее принять решение об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению в части ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из этих и иных положений главы 24 АПК РФ, оспариваемый ненормативный акт проверяется на предмет соответствия закону по основаниям, содержащимся в этом акте.
Поскольку нецелесообразность изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства" не могла выступать в качестве законного основания для отказа предпринимателю в удовлетворении соответствующего заявления, и иных оснований отказа администрация в обжалуемом ответе не указала, суд апелляционной инстанции признает незаконным данный отказ администрации: фактически он не мотивирован администрацией, ссылки на законы, иные нормативные правовые акты в нем не приводятся.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Другое требование общества (помимо требования об оспаривании отказа администрации) - об обязании администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с вида разрешенного использования "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства" - представляет собой в соответствии с названными положениями АПК РФ требования об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов общества (о совершении определенных действия, принятии решения, устранении допущенного нарушения прав и законных интересов общества).
При этом признание незаконным отказа администрации в данном случае само по себе не может являться основанием для удовлетворения требования предпринимателя об изменении вида разрешенного использования с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства".
Согласно пункту 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
Поскольку объектом земельных отношений согласно статье 11.1 Земельного кодекса является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 1 статьи 78 Земельного кодекса установлено, что хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В отличие от прав названных субъектов земли сельскохозяйственного назначения могут использовать граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Использование гражданами земель сельскохозяйственного назначения допускается также в порядке, предусмотренном статьей 81 Земельного кодекса, путем предоставления земель этой категории гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям - для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Согласно части 2 статьи 81 Земельного кодекса порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон)
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона названный Закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, Закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 14 Закона после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
В соответствии со статьей 1 Закона дачным земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Таким образом, допускается использование для дачного строительства лишь тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Закон не предусматривает вида использования "под дачное строительство" в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций или некоммерческих организаций, созданных в ином порядке, чем предусмотрено Законом.
Апелляционным судом установлено, что при обращении за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у заявителя отсутствовали документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица.
С учетом того, что предприниматель не является юридическим лицом, созданным в порядке, предусмотренном Законом, требование об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему спорного земельного участка с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства", администрацией не могло быть удовлетворено.
Ссылка представителя предпринимателя (в подтверждение его довода об обоснованности требования об обязании администрации принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для фермерского хозяйства" на "для дачного строительства") на то, что предпринимателем будет организована некоммерческая организация в соответствии с Законом после изменения разрешенного использования земельного участка на "дачное строительства" отклоняется как несостоятельная.
По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Закона предоставление земельных участков "для размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения (постановление Федерального окружного суда Московского округа от 02.09.2008 по делу N А41-К2-20548/07)
Изменение указанного вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего предпринимателю как гражданину, также не допустимо.
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" установлен максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для дачного строительства - 0,25 га.
В данном случае площадь спорного земельного участка 5,2 га.
Учитывая требования к законности судебного акта, а также к единообразию в применении арбитражными судами норм права (постановление Федерального окружного суда Московского округа от 02.09.2008 по делу N А41-К2-20548/07, постановление Федерального окружного суда Западно-Сибирского округа от 02.09.2010 по делу N А45-215/2010), усматриваются основания для удовлетворения апелляционной жалобы в указанной части.
Основываясь на изложенном и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2013 по делу N А41-22759/13 отменить в части удовлетворения требования индивидуального предпринимателя Зорина В.Т. об обязании администрации сельского поселения Семеновское Ступинского муниципального района Московской области принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0000000:211 (предыдущий номер 50:33:0010228:64) с вида разрешенного использования "для фермерского хозяйства" на вид "для дачного строительства".
В удовлетворении данного требования отказать, в остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 03.07.2013 по делу N А41-22759/13 оставить без изменения.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)