Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А40-64849/12-7-602

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А40-64849/12-7-602


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии:
от заявителя Ванатского О.И., дов. от 04.06.2013
от заинтересованных лиц от Правительства Москвы - Никоненко А.В., дов. от 21.01.2013 N 4-47-44/3, Московской Е.С., дов. от 30.04.2013 N 4-47-530/3
рассмотрев 10 июня 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "МОСИНЖСТРОЙ" - заявителя
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 17 января 2013 года,
принятое судьей С.В. Белицкой,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 25 марта 2013 года,
принятое судьями С.Л. Захаровым, Е.В. Пронниковой, И.Б. Цымбаренко,
по делу N А40-64849/12-7-602
по заявлению открытого акционерного общества "МОСИНЖСТРОЙ" (г. Москва, ОГРН 1027739010661) о признании незаконным решения Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы в предоставлении в аренду земельного участка,
третье лицо Префектура Центрального административного округа города Москвы,

установил:

Открытое акционерное общество "МОСИНЖСТРОЙ" (далее - ОАО "МОСИНЖСТРОЙ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Правительства Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР г. Москвы, Департамент) в предоставлении обществу в аренду без проведения торгов земельного участка общей площадью 3250 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, Рыбников пер., вл. 7-11, Ашеулов пер, вл. 12-14 для целей строительства. Также общество просило обязать Правительство Москвы и ДЗР г. Москвы в течение 45 дней с момента вступления судебного акта в законную силу осуществить действия по постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка общей площадью 3250 кв. м в границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001088:1000, заключить без проведения торгов договор аренды этого земельного участка 3 с целевым использованием - для проектирования и строительства жилого комплекса.
Решением названного арбитражного суда от 17.01.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013, в удовлетворении заявленных по делу требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель Правительства Москвы просил жалобу отклонить, считая обжалованные по делу акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, 17.11.2003 между ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" и Правительством Москвы заключен инвестиционный контракт N ДЖ.03.ЦАО.00511 на реализацию в 2004 году инвестиционного проекта строительства жилого комплекса с гаражом-автостоянкой по адресу: Рыбников пер., вл. 7-22, Ашеулов пер., д. 13/3, стр. 1.
Пунктом 4.1.1 названного договора было предусмотрено, что оформление краткосрочных договоров аренды земельного участка осуществляется в установленном порядке в соответствии с условиями контракта.
Распоряжением префекта ЦАО г. Москвы от 10.05.2007 N 2564-р утверждено решение окружной конкурсной комиссии имущественно-земельного комплекса о предоставлении обществу земельного участка площадью 0,35 га в соответствии с планом границ земельного участка на условиях краткосрочной аренды сроком на 11 месяцев для разработки проектной документации. Пунктом 3.1 данного распоряжения на общество возложена обязанность в месячный срок оформить земельно-правовые отношения в ДЗР г. Москвы.
Распоряжением ДЗР г. Москвы от 13.08.2007 N 400 утвержден проект границ земельного участка и разрешено использование земельного участка под многоквартирную жилую застройку.
22.10.2007 распоряжением префекта ЦАО г. Москвы N 5597 произведено уточнение площади земельного участка до 0,3250 га.
01.10.2008 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 77:01:0001088:1000.
16.03.2012 ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" обратилось за оформлением земельно-правовых отношений на вышеуказанный земельный участок.
Правительство Москвы решение о предоставлении земельного участка для реализации инвестиционного контракта не приняло.
ДЗР г. Москвы письмом от 30.03.2012 N 33-1-2212/12-(5)-1 отказал обществу в заключении договора, сославшись на необходимость соблюдения в отношении земельного участка процедуры проведения торгов. Также указал на наличие распоряжения Правительства Москвы от 29.01.2010 N 124-РП "О прекращении реализации инвестиционного проекта по адресам: Рыбников пер., вл. 7-22, Ашеулов пер., вл. 12-14, Рыбников пер., д. 13/3, стр. 1".
ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" оспорило в судебном порядке отказ Правительства Москвы и Департамента в предоставлении в аренду без проведения торгов для целей строительства земельного участка общей площадью 3250 кв. м по адресу г. Москва, Рыбников пер., вл. 7-11, Ашеулов пер, вл. 12-14.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а именно, на аукционах.
Согласно статье 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" статья 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации вступила в силу с 01.10.2005.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) до 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным этим лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления до 30.12.2004.
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Таким образом, законодательством установлены предельные сроки предоставления земельных участков для жилищного строительства без проведения аукциона, по истечении которых земельные участки могут быть предоставлены для указанной цели только при условии соблюдения процедуры, предусмотренной статьями 30.1 и 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств суды пришли к правильному выводу о том, что общество не подпадает под действие положений пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. В связи с чем отсутствуют установленные земельным законодательством основания для предоставления ОАО "МОСИНЖСТРОЙ" спорного земельного участка для жилищного строительства без проведения аукциона.
Суды обсудили и отклонили ссылку общества на то, что инвестиционный контракт является действующим и его условия о заключении договора аренды под объектом инвестиций на время строительства и реконструкции должны быть исполнены. При этом правильно указали, что данное обстоятельство не может служить достаточным правовым основанием для оформления земельно-правовых отношений на спорный земельный участок ввиду несоблюдения процедуры предоставления земельного участка.
Ссылка в жалобе на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права при рассмотрении дела отклоняется. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает.
Довод общества о том, что оно понесло значительные затраты на реализацию инвестиционного проекта, не принимается во внимание как не имеющий отношения к предмету спора. Возникшие убытки подлежат возмещению в рамках самостоятельного имущественного спора.
Указание в жалобе о том, что суды не установили природу заключенного инвестиционного контракта, не определили нормы права, регулирующие спорные правоотношения, отклоняется как неосновательное. В данном случае предметом оспаривания является отказ в предоставлении в аренду без проведения торгов для целей строительства земельного участка. Поэтому применительно к заявленному по делу предмету спора суды выясняли обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и применили подлежащие применению нормы законодательства.
Ссылка в жалобе на то, что решением о согласовании места размещения объекта и представления земельного участка для строительства жилого комплекса по адресу Рыбников пер., вл. 7-22, Ашеулов пер., вл. 12-14 и реконструкции жилого дома по адресу Рыбников пер., д. 13/3, стр. 1 является распоряжение Правительства Москвы от 05.08.2003 N 140-РП, отклоняется, поскольку не соответствует требованиям земельного законодательства.
Другие доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 17 января 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2013 года по делу N А40-64849/12-7-602 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "МОСИНЖСТРОЙ" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
В.А.ДОЛГАШЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)