Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N А19-21346/2011

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N А19-21346/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования г. Шелехов на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2012 года по делу N А19-21346/2011 по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Иркутсккабель" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области об определении кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости и обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Росреестра по Иркутской области, Муниципального образования город Шелехов в лице администрации муниципального образования г. Шелехов (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.)
при участии в судебном заседании:
от истца - Плотникова М.С., представителя по доверенности от 01.06.2012 N 35,
в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц,

установил:

Открытое акционерное общество "Иркутсккабель" (ОГРН 1023802256015, ИНН 3821000937, место нахождения: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, 1; далее - Общество, ОАО "Иркутсккабель") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков ОАО "Иркутсккабель", расположенных по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, уч.1, равную их рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2009:
- - в отношении земельного участка с кадастровым N 38:27:000301:141, общей площадью 118617 кв. м - в размере 22 300 000 руб.;
- - в отношении земельного участка с кадастровым N 38:27:000301:142, общей площадью 2463 кв. м - в размере 500 000 руб.;
- - в отношении земельного участка с кадастровым N 38:27:000301:143, общей площадью 22297 кв. м - в размере 4 200 000 руб.;
- - в отношении земельного участка с кадастровым N 38:27:000301:144, общей площадью 19460 кв. м - в размере 3 700 000 руб.;
- - в отношении земельного участка с кадастровым N 38:27:000301:145, общей площадью 11787 кв. м - в размере 2 200 000 руб.;
- - в отношении земельного участка с кадастровым N 38:27:000301:146, общей площадью 208129 кв. м - в размере 39 100 000 руб.;
- - в отношении земельного участка с кадастровым N 38:27:000301:147, общей площадью 9333 кв. м - в размере 1 800 000 руб.;
- - в отношении земельного участка с кадастровым N 38:27:000301:148, общей площадью 15796 кв. м - в размере 3 000 000 руб.;
- - в отношении земельного участка с кадастровым N 38:27:000301:152, общей площадью 28046 кв. м - в размере 5 300 000 руб.;
- обязании Управления Росреестра по Иркутской области внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость перечисленных земельных участков по кадастровому кварталу 38:27:000301, ввиду разрешенного использования, в качестве новой кадастровой стоимости.
В обоснование исковых требований Обществом был представлен Отчет ООО "Прайс Хаус ТВ,с" N 796/11-2 об оценке рыночной стоимости земельных участков ОАО "Иркутсккабель" от 15.11.2011, проведенный на дату 27.03.2009.
Впоследствии, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 38:27:000301:152 был поставлен на кадастровый учет 24.07.2009, Обществом был представлен отчет ООО "Прайс Хаус ТВ,с" N 514/12 от 23.08.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:152, общей площадью 28046 кв. м, проведенный на дату 24.07.2009.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.02.2012 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465; 109830; г. Москва, ул. Воронцово Поле, 4 А) на надлежащего - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Иркутской области.
В связи с реорганизацией ответчика в форме присоединения суд определением от 12.03.2012 произвел замену ответчика на его правопреемника, и с учетом уточнения, ответчиком по делу является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области (ОГРН 1023801019208, ИНН 3808029912, место нахождения: г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, 30).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 12.03.2012 производство по делу в части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в соответствии с пунктом 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ прекращено в связи с отказом от исковых требований к Управлению Росреестра по Иркутской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Муниципальное образование город Шелехов в лице Администрации муниципального образования г. Шелехов (ОГРН 1033802255398, ИНН 3821001560, место нахождения:_г. Шелехов, ул. Ленина, 15), Управление Росреестра по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, место нахождения: г. Иркутск, ул. Желябова, 6).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 04.05.2012 производство по делу приостанавливалось до получения результатов оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, уч.1.
Проведение экспертизы было поручено эксперту: Иванниковой Надежде Михайловне (ООО "АРМО-Сибирь", расположенному по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, пр-к Петра Красильникова, 1).
Заключение эксперта Иванниковой Н.М. было представлено в материалы дела, в связи с чем, производство по делу определением суда от 13.07.2012 возобновлено.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 14.09.2012 производство по делу вновь приостанавливалось до получения результатов оценочной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, 1, по состоянию на 24.07.2009 с кадастровым N 38:27:000301:152, общей площадью 28046 кв. м.
Проведение экспертизы было поручено ООО "АРМО-Сибирь" эксперту Иванниковой Надежде Михайловне. Определением суда от 13.11.2012 производство по делу возобновлено в связи с получением заключения эксперта.
Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявитель просил суд:
1) установить кадастровую стоимость земельных участков ОАО "Иркутсккабель", расположенных по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустьриальная, уч. 1, равную их рыночной стоимости:
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:141, общей площадью 118 617 кв. м в размере 29 691 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:142, общей площадью 2 463 кв. м в размере 674 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:143, общей площадью 22 297 кв. м в размере 7 206 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:144, общей площадью 19 460 кв. м в размере 6 383 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:145, общей площадью 11 787 кв. м в размере 2 558 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:146, общей площадью 208 129 кв. м в размере 43 499 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:147, общей площадью 9 333 кв. м в размере 3 393 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:148, общей площадью 15 796 кв. м в размере 5 366 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:15, общей площадью 28 046 кв. м в размере 8 938 000 руб. по состоянию на 24.07.2009;
- 2) Обязать орган кадастрового учета - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость, перечисленных в пункте 1 просительной части настоящего заявления земельных участков, на их рыночную стоимость:
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:141, общей площадью 118 617 кв. м в размере 29 691 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:142, общей площадью 2 463 кв. м в размере 674 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:143, общей площадью 22 297 кв. м в размере 7 206 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:144, общей площадью 19 460 кв. м в размере 6 383 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:145, общей площадью 11 787 кв. м в размере 2 558 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:146, общей площадью 208 129 кв. м в размере 43 499 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:147, общей площадью 9 333 кв. м в размере 3 393 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:148, общей площадью 15 796 кв. м в размере 5 366 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:15, общей площадью 28 046 кв. м в размере 8 938 000 руб. по состоянию на 24.07.2009.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2012 года исковые требования общества удовлетворены на основании статей 65, 66 Земельного кодекса РФ, статьи 3 Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судом установлено существенное несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости и наличие правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебных экспертиз рыночной стоимости земельных участков.
Установление судом рыночной стоимости земельных участков послужило основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Третье лицо Муниципальное образование город Шелехов в лице Администрации муниципального образования г. Шелехов, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований общества, по мотивам неправильного применения судом норм материального права, а также неполного исследования обстоятельств, имеющих значение по делу.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка доводу третьего лица относительно того, что в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности. Федеральные стандарты оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1) и "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3) утверждены Приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 и N 254 соответственно. В соответствии с пунктом 2 указанных федеральных стандартов оценки последние в обязательном порядке применяются при осуществлении оценочной деятельности. На основании пункта 8 ФСО N 1 датой оценки является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки. При этом с даты оценки до даты составления отчета об оценке должно пройти не более трех месяцев, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлено иное.
Судом неправомерно принято уточнение исковых требований, поскольку имеет место изменение предмета и основания иска. При обращении с иском в суд общество просило установить кадастровую стоимость 9 земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2009, со ссылкой на отчет от 15.11.2011 N 796/11-2; при уточнении исковых требований общество просит установить кадастровую стоимость 8 земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 27.03.2009 и одного земельного участка - по состоянию на 24.07.2009, в отношении которого представляет отчет от 23.08.2012 N 514/12.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, со ссылкой на статью 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", допустимым доказательством действительной рыночной стоимости земельных участков может являться отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, прошедший экспертизу саморегулируемой организации оценщиков, и получивший положительное заключение.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Управление Росреестра по Иркутской области полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.02.2013.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Иркутсккабель" принадлежал на праве собственности земельный участок с единым землепользованием, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, 1, кадастровый номер 38:27:0:0010, площадью 494501 кв. м, общей кадастровой стоимостью 160 218 324 руб., в том числе: кадастровая стоимость 1 кв. м составила 324 руб.
В июне 2007 года ОАО "Иркутсккабель" выделило часть принадлежавшего ему земельного участка в отдельный участок и продало его ОАО "СУАЛ". Оставшемуся в собственности ОАО "Иркутсккабель" земельному участку с единым землепользованием площадью 436 124 кв. м на основании кадастрового паспорта от 05.03.2007 был присвоен новый кадастровый номер 38:27:000301:0134. При этом кадастровая стоимость 1 кв. м земельного участка не изменилась и составила 324 руб., общая кадастровая стоимость составила 141 304 176 руб.
В результате выдела из единого землепользования девяти земельных участков, с 27.03.2009 им присвоены следующие кадастровые номера: N 38:27:000301:141, N 38:27:000301:142, N 38:27:000301:143, N 38:27:000301:144, N 38:27:000301:145, N 38:27:000301:146, N 38:27:000301:147, N 38:27:000301:148, N 38:27:000301:149.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 38:27:000301:149 был разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами: N 38:27:000301:150, N 38:27:000301:151, N 38:27:000301:152, из которых, два участка с кадастровыми номерами N 38:27:000301:150 и N 38:27:000301:151 реализованы ОАО "СУАЛ".
В собственности ОАО "Иркутсккабель" осталось девять земельных участков с кадастровыми номерами: N 38:27:000301:141, N 38:27:000301:142, N 38:27:000301:143, N 38:27:000301:144, N 38:27:000301:145, N 38:27:000301:146, N 38:27:000301:147, N 38:27:000301:148, N 38:27:000301:152.
Постановлением Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007.
Согласно Приложению N 2 к Постановлению Правительства Иркутской области N 101-пп от 27.11.2008 относительно кадастрового квартала 38:27:000301, к которому относятся все земельные участки ОАО "Иркутсккабель" с кадастровыми номерами: N 38:27:000301:141, N 38:27:000301:142, N 38:27:000301:143, N 38:27:000301:144, N 38:27:000301:145, N 38:27:000301:146, N 38:27:000301:147, N 38:27:000301:148, N 38:27:000301:152, в разрезе 9 вида разрешенного использования, с 27.03.2009, то есть после выдела земельных участков, была установлена кадастровая стоимость земли в размере 1 568, 94 руб. за 1 кв. м. Общая площадь указанных земельных участков составляет 435 928 кв. м, следовательно, общая кадастровая стоимость девяти земельных участков составила 683 944 876 руб. 32 коп.
Вместе с тем согласно отчету N 796/11-2 от 15.11.2011 об оценке рыночной стоимости земельных участков ОАО "Иркутсккабель", расположенных по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, 1, выполненной ООО "Прайс Хаус ТВ,с", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:00301:141 составляет 22 300 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:142-500 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:143-4 200 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:144-3 700 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:145-2 200 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:146-39 100 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:147-1 800 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:148-3 000 000 руб.
Согласно отчету, составленному ООО "Прайс Хаус ТВ,с" N 514/12 от 23.08.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, уч. 1, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 38:27:00301:152, общей площадью 28 046 кв. м по состоянию на 24 июля 2009 г., составила 4 860 000 руб.
Таким образом, кадастровая стоимость указанных выше земельных участков значительно увеличилась по сравнению с периодом, когда данные земельные участки входили в состав участка с единым землепользованием.
Учитывая, что кадастровая стоимость девяти земельных участков, принадлежащих ОАО "Иркутсккабель", существенно превышает их рыночную стоимость, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, является нарушение прав Общества как собственника данных земельных участков и плательщика земельного налога, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения требований).
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Обществом исковых требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что ОАО "Иркутсккабель" на праве собственности принадлежат девять земельных участков с кадастровыми номерами: N 38:27:000301:141, N 38:27:000301:142, N 38:27:000301:143, N 38:27:000301:144, N 38:27:000301:145, N 38:27:000301:146, N 38:27:000301:147, N 38:27:000301:148, N 38:27:000301:152, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, уч. 1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 117, 120, 123, 126, 114, 111, 108, 105, 102).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов выполнялась в 2007-2008 годах по состоянию на 01.01.2007 ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ ВСФ на основании государственных контрактов от 29.06.2007 N 22-58/07, от 02.05.2008 N 22-72/08 в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости N П/0152 от 29.06.2007.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были согласованы межведомственной комиссией по рассмотрению результатов государственной кадастровой оценки земель муниципального образования "Шелеховский район", областной комиссией по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 9.4. Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, Отчет об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Иркутской области прошел экспертизу Росреестра в установленном порядке (Акт от 14.08.2009 N 6).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением Правительства Иркутской области N 101-пп от 27.11.2008 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области" с последующим внесением изменений на основании проведенной экспертизы Росреестра постановлением Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп" "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп.
Государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 38:27:000301:141, 38:27:000301:142, 38:27:000301:143, 38:27:000301:144, 38:27:000301:145, 38:27:000301:146, 38:27:000301:147, 38:27:000301:148, 38:27:000301:152 осуществлен в 2009 году, то есть после проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов и утверждения ее результатов. Указанные земельные участки, как и земельный участок с кадастровым номером 38:27:000301:134, из которого они образованы путем раздела, не были задействованы в актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222.
В государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения по кадастровой стоимости испрашиваемых земельных участков: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:00301:141 составляет 186 102 955, 98 руб. (1568,94 (уд. показатель) х 11 8617 (площадь земельного участка) = 186 102 955, 98 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:142-2 864 299 руб. 22 коп.; с кадастровым номером 38:27:00301:143-34 982 655, 18 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:144-30 531 572, 40 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:145-18 493 095, 78 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:146-326 541 913 руб. 26 коп.; с кадастровым номером 38:27:00301:147-14 642 917, 02 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:148-24 782 976, 24 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:152-44 002 491, 24 руб.
Общая кадастровая стоимость девяти земельных участков составляет 683 944 876 руб. 32 коп.
ОАО "Иркутсккабель", посчитав кадастровую стоимость существенно завышенной, заказало проведение независимой оценки рыночной стоимости земельных участков в ООО "ПРАЙС хаус ТВ, С".
Согласно Отчету N 796/11-2 от 15.11.2011 об оценке рыночной стоимости земельных участков ОАО "Иркутсккабель", расположенных по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, уч. 1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:27:00301:141 составляет 22 300 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:142-500 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:143-4 200 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:144-3 700 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:145-2 200 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:146-39 100 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:147-1 800 000 руб.; с кадастровым номером 38:27:00301:148-3 000 000 руб.
Согласно Отчету N 514/12 от 23.08.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Индустриальная, уч. 1, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 38:27:00301:152, общей площадью 28 046 кв. м по состоянию на 24 июля 2009 г., составила 4 860 000 руб.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Соответственно, суд первой инстанции правильно исходил из того, что кадастровая стоимость земельного участка не может превышать его рыночную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции Закона N 167-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Заявленные ОАО "Иркутсккабель" требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Иркутсккабель" были представлены отчеты оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков, свидетельствующие о том, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость участков.
В случае существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчетах, подготовленных оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этих отчетов в целях их проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С целью определения рыночной стоимости земельных участков по ходатайствам третьего лица (Муниципальное образование город Шелехов в лице администрации муниципального образования г. Шелехов) определениями от 04.05.2012, от 14.09.2012 судом первой инстанции были назначены судебные экспертизы, согласно результатам которых - заключениям эксперта N 2012-ИН-39 от 03.07.2012, N 2012-ИН-63 от 05.10.2012 ООО "АРМО-Сибирь" Иванниковой Н.М. рыночная стоимость земельных участков составляет:
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:141, общей площадью 118 617 кв. м в размере 29 691 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:142, общей площадью 2 463 кв. м в размере 674 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:143, общей площадью 22 297 кв. м в размере 7 206 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:144, общей площадью 19 460 кв. м в размере 6 383 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:145, общей площадью 11 787 кв. м в размере 2 558 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:146, общей площадью 208 129 кв. м в размере 43 499 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:147, общей площадью 9 333 кв. м в размере 3 393 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:148, общей площадью 15 796 кв. м в размере 5 366 000 руб. по состоянию на 27.03.2009;
- - в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:27:000301:152, общей площадью 28 046 кв. м в размере 8 938 000 руб. по состоянию на 24.07.2009.
Статья 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской федерации" обязывает суд при наличии спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, исследовать правоотношения, связанные с установлением рыночной стоимости земельных участков, которые регламентируются нормами Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установленное иное.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица, судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу, оценка которого осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, представленные истцом отчеты ООО "Прайс Хаус ТВ,С" о рыночной стоимости спорных земельных участков, а также отчеты об оценке к договорам купли-продажи, к договорам ипотеки об определении рыночной стоимости спорных земельных участков, представленные истцом и приобщенные к материалам дела в качестве доказательств обоснованности рыночной стоимости, принимая во внимание результаты экспертиз N 2012-ИН-39 от 03.07.2012, N 2012-ИН-63 от 05.10.2012, выполненные ООО "АРМО-Сибирь" экспертом Иванниковой Н.М. на основании определений суда, при отсутствии доказательств недостоверности определенной по результатам судебных экспертиз рыночной стоимости земельных участков, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости.
При этом возражений относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, определенных в отчетах N 2012-ИН-39 от 03.07.2012, N 2012-ИН-63 от 05.10.2012, лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайств о назначении повторных экспертиз не заявлено. Третье лицо, приводя в апелляционной жалобе довод о необходимости экспертизы отчетов саморегулируемой организацией оценщиков и положительным заключением, при этом доводов о несоответствии отчетов предъявляемым требованиям и недостоверности определенной по результатам судебных экспертиз рыночной стоимости земельных участков не приводит.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитана по приложению N 2 Постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2008 N 101-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 08.11.2010 N 277-пп). По виду разрешенного использования спорный земельный участок отнесен к 9 группе видов разрешенного использования: "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
При этом в приложении N 2 была определена стоимость только кадастрового квартала 38:27:000301, где находятся спорные земельные участки, то есть, сами земельные участки в Постановлении Правительства Иркутской области не указаны (кадастровая стоимость земельного участка исчислялась умножением стоимости 1 кв. м в квартале на площадь земельного участка, в то время как заключения эксперта N 2012-ИН-39 от 03.07.2012, N 2012-ИН-63 от 05.10.2012 соответствуют требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса РФ и выполнены с учетом особенностей конкретного земельного участка, что соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям Федерального стандарта оценки N 1, N 2.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, установив существенное несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебных экспертиз рыночной стоимости земельных участков.
Судом первой инстанции при разрешении спора обоснованно принята во внимание правовая позиция, сформированная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пункт 5 указанного Положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 данного Положения установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Пункты 1, 7.1.11., 7.1.12., 7.1.13., 7.3.2 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, утвержденного приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/178 устанавливают вышеприведенные функции и полномочия Управления Росреестра по Иркутской области как территориального органа Росреестра.
Вместе с тем согласно приказу Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости переданы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области (в настоящее время - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области).
Следовательно, исковые требования правомерно заявлены к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области и обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Доводы третьего лица в лице Администрации муниципального образования г. Шелехов являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы относительно нарушения трехмесячного срока для составления отчета об оценке, предусмотренного пунктом 8 ФСО N 1, подлежит отклонению, учитывая также следующее.
В соответствии с пунктом 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденного Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, датой оценки (датой проведения оценки, датой определения стоимости) является дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки. Частью 2 указанного пункта предусмотрено, что если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение оценки является обязательным, то с даты оценки до даты составления отчета об оценке должно пройти не более трех месяцев, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации установлено иное. Статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрены случаи, при которых проведение оценки является обязательным, в том числе, в случаях вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям. В рассматриваемом случае такие обстоятельства не установлены. При этом суд первой инстанции, оценив представленные отчеты ООО "Прайс Хаус ТВ,С" в качестве письменных доказательств по делу, установил кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебных экспертиз, возражений по которым не заявлено.
Оценив довод заявителя апелляционной жалобы относительно необоснованного принятия судом первой инстанции уточнения требований, суд апелляционной инстанции не установил оснований для признания его обоснованным. Как следует из материалов дела, обосновывая исковые требования в части того, что кадастровая стоимость земельных участков существенно отличается от их рыночной стоимости, обществом был представлен Отчет N 796/11-2 от 15.11.2011 ООО "Прайс Хаус ТВ,с", проведенный на дату 27.03.2009. Впоследствии, в связи с чем, что один из спорных земельных участков с кадастровым номером 38:27:00301:152 был поставлен на кадастровый учет 24.07.2009, обществом представлен отчет N 514/12 от 23.08.2012 об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка на дату 24.07.2009, в связи с чем исковые требования уточнены в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Использование заявителем результатов судебной оценочной экспертизы для уточнения исковых требований также не свидетельствует об одновременном изменении предмета и основания иска, в связи с чем суд первой инстанции правомерно принял уточнение иска и рассмотрел его по существу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2012 года по делу N А19-21346/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2012 года по делу N А19-21346/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
Д.Н.РЫЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)