Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2012 ПО ДЕЛУ N А12-17210/2012

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2012 г. по делу N А12-17210/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299 ИНН 344454540 г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2012 по делу N А12-17210/2012 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМУ-4" (ОГРН 1028601440977 ИНН 0276027730 г. Когалым, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО)
к администрации г. Волгограда (ОГРН 1023403433822 ИНН 3444059139 г. Волгоград)
Комитету земельных ресурсов администрации г. Волгограда (ОГРН 1043400321744 ИНН 3444114679 г. Волгоград),
Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299 ИНН 344454540 г. Волгоград)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СМУ-4" - Козлова И.Ю., по доверенности от 18.07.2012 N 01/873,
в отсутствие представителей Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрации г. Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СМУ-4" (далее - ООО "СМУ-4", общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным постановления администрации города Волгограда (далее - Администрация) от 18.06.2012 N 1765 "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый номер 34:03:130006:4, учетный N 3-209-78), общей площадью 50057 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область г. Волгоград р.п. Гумрак шоссе Авиаторов 127 - ООО "СМУ-4".
В порядке восстановления нарушенного права общество просило суд обязать Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СМУ-4" путем принятия решения о предоставлении ООО "СМУ-4" в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:03:130006:4 площадью 50057 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, р.п. Гумрак, шоссе Авиаторов, 127 по цене в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, что составляет 42798,74 руб. и направления проекта договора купли-продажи данного земельного участка.
Уточнив требования в порядке ст. 49 АПК РФ общество отказалось от первоначальной редакции, в которой одним из пунктов просило суд признать незаконным решение Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет земельных ресурсов), выраженное в письме от 11.05.2012 N 7959 в отношении ООО "СМУ-4". Общество представило ходатайство о прекращении производства по делу в указанной части.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 21.09.2012 признано незаконным постановление Администрации от 18.06.2012 N 1765 "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый номер 34:03:130006:4, учетный N 3-209-78), общей площадью 50057 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область г. Волгоград р.п. Гумрак шоссе Авиаторов 127 - ООО "СМУ-4".
Суд обязал Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СМУ-4" путем принятия решения о предоставлении ООО "СМУ-4" в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:03:130006:4 площадью 50057 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, р.п. Гумрак, шоссе Авиаторов, 127 и направления проекта договора купли-продажи данного земельного участка.
В части требований о признании незаконным решения Комитета земельных ресурсов, выраженное в письме от 11.05.2012 N 7959 в отношении ООО "СМУ-4" судом принят отказ от заявления, производство по делу в данной части прекращено в соответствии с п. п. 4 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С Администрации в пользу ООО "СМУ-4" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, администрации г. Волгограда, Комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "СМУ-4" является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130006:4 общей площадью 50 057 кв. м:
- здания административно-бытового комплекса площадью 1110,9 кв. м, кадастровый N 34-34-01/196/2008-386;
- здания ремонтно-механической мастерской, площадью 730,8 кв. м. кадастровый N 34-34-01/196/2008-387;
- здания гаража для легковых машин, площадью 105,1 кв. м, кадастровый N 34-34-01/196/2008-388;
- склада, площадью 19.5 кв. м кадастровый N 34-34-01/196/2008-389;
- здания бокса для автомашин, площадью 642,3 кв. м, кадастровый N 34-34-01/196/2008-393;
- здания склада, площадью 538,9 кв. м, кадастровый N 34-34-01/196/2008-392;
- строения трансформаторной подстанции, площадью 4,8 кв. м, кадастровый N 34-34-01/196/2008-390.
Земельный участок принадлежит обществу на праве аренды на основании договора от 04.07.2005 N 225/05.
13.12.2011 ООО "СМУ-4" обратилось в Комитет земельных ресурсов с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 34:03:130006:4 и расторжении договора аренды земельного участка от 04.07.2005 N 225/05.
Письмом от 09.01.2012 N 01/1750 ООО "СМУ-4" просило приостановить рассмотрение вопроса о предоставлении в собственность указанного земельного участка в связи с выявлением кадастровой ошибки при уточнении границ земельного участка до момента внесения изменений в кадастровый учет и получения нового кадастрового паспорта.
Письмом от 17.01.2012 N 510 Комитет земельных ресурсов уведомил общество о приостановлении рассмотрения заявления.
02.02.2012 письмом N 01/1756 ООО "СМУ-4" обратилось с заявлением о возобновлении рассмотрения вопроса о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 11.05.2012 N 7955 Комитет земельных ресурсов сообщил, что подготовлен проект постановления администрации Волгограда "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый номер 34:03:130006:4, учетный N 3-209-78) ООО "СМУ-4", который направлен на утверждение в Администрацию 05.05.2012.
Постановлением администрации от 18.06.2012 N 1765 "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый номер 34:03:130006:4, учетный N 3-209-78) ООО "СМУ-4", обществу отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка на основании пункта 1 статьи 8, статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с учетом кадастрового паспорта земельного участка от 31.01.2012 N 3434/300/12-9780 в связи с отнесением земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.
Общество не согласилось с постановлением Администрации и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка у Администрации не имелось
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям
В соответствии с частью 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно части 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 34:03:130006:4) и предоставлен обществу в аренду по договору от 04.07.2005 N 225/05.
Обществом при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату были приложены все документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В соответствии с частью 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка, предусмотренных данной нормой, материалы дела не содержат.
Отнесение земельного участка (кадастровый номер 34:03:130006:4) согласно кадастровой выписке к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения не является обстоятельством, исключающим возможность его приватизации без перевода в иную категорию земель, как указала администрация.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
На дату издания постановления от 18.06.2012 N 1765 Администрация имела полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и находящимися в черте населенного пункта - городского округа город-герой Волгоград.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оснований для отказа в предоставлении обществу земельного участка у Администрации не имелось.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п "Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области" с 06.07.2012 органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками является Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Учитывая сложившийся характер правоотношений и передачу полномочий данному органу по распоряжению земельными участками в период возникновения спора и его рассмотрения, суд первой инстанции обоснованно посчитал необходимым в порядке восстановления нарушенного права общества обязать Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решение о предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 34:03:130006:4 площадью 50057 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, р.п. Гумрак, шоссе Авиаторов, 127 и направления проекта договора купли-продажи данного земельного участка.
В части обязания Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области определить выкупную стоимость равную сумме 42798,74 руб. суд первой инстанции правомерно отклонил редакцию общества при избрании способа восстановления нарушенного права.
В постановлении Администрации как ненормативном правовом акте органа местного самоуправления о предоставлении земельных участков в собственность условие о цене не содержится. В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о цене, в данном случае будет являться существенным условием договора купли-продажи спорного земельного участка, так как по заявлению одной из сторон по данному условию должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 21 сентября 2012 года по делу N А12-17210/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
И.И.ЖЕВАК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)