Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от Закрытого акционерного общества "АгроТехРесурс": Струкова А.В., представителя по доверенности от 14.03.2011;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области: Трубачева А.В., представителя по доверенности от 10.01.2013 N 1;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области
на решение от 17.09.2013
по делу N А16-736/2013
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Балловой Е.В.
по заявлению Закрытого акционерного общества "АгроТехРесурс"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области
о признании незаконным бездействия
установил:
Закрытое акционерное общество "АгроТехРесурс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (далее - ТУ Росимущества в Еврейской автономной области), связанного с непринятием решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка по адресу: ЕАО, Смидовичский район, с. Волочаевка-1, ул. Вокзальная, 64, с кадастровым номером 79:06:4000002:170.
Требования собственника расположенных на этом земельном участке объектов недвижимости основаны на применении положений п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Возражая, территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, ссылается на то, что спорный земельный участок не является объектом гражданских прав, не относится к федеральной собственности и не может быть приватизирован до того, как будет принято решение об образовании в соответствии с главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, указывает, что полномочия территориального агентства в отношении земельного участка, превышающего 1 га, ограничены.
Решением арбитражного суда от 17 сентября 2013 года требования ЗАО "АгроТехРесурс" удовлетворены. Признано незаконным бездействие территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ЗАО "АгроТехРесурс" в собственность земельного участка с кадастровым номером 79:06:4000002:170 площадью 15 798 кв. м, расположенного по адресу: ЕАО, Смидовичский район, с. Волочаевка-1, ул. Вокзальная, 64. На ответчика возложена обязанность в 30-дневный срок принять решение по заявлению от 15.04.2013 N 1191 о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату.
Не согласившись с решением суда, ТУ Росимущества в Еврейской автономной области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на приведенные в суде первой инстанции доводы и просит отменить судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил в удовлетворении требований обществу отказать.
Представитель общества просил отклонить апелляционную жалобу, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 01.09.2010 NN 79-АА 013825, 79-АА 013827, 79-АА 013828, 79-АА 013829, 79-АА 013830, в собственности общества находятся пять объектов недвижимости общей площадью 861,7 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 79:06:4000002:170 площадью 15 798 кв. м по адресу: ЕАО, Смидовичский район, с. Волочаевка-1, ул. Вокзальная, 64.
Указанный земельный участок входит в состав земельного участка общей площадью 80 200 кв. м, адрес объекта: ЕАО, Смидовичский район, с. Волочаевка-1, ул. Вокзальная, 64, кадастровый номер 79:06:4000002:59, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производства базы и жилой площади, и является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.01.2010 79-АА 001998.
Полагая, что имеет исключительное право на выкуп этого земельного участка, общество 15.04.2013 обратилось в ТУ Росимущества в Еврейской автономной области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 15 798 кв. м.
Не получив ответа, ООО "АгроТехРесурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия государственного органа незаконным.
Принимая решение в пользу общества, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой перечень утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок, с даты принятия такого решения, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договор.
Статьями 28, 29 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В Еврейской автономной области полномочия собственника в отношении федерального имущества возложено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (подпункты 4.1, 4.6 - 4.8 пункта 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, утв. приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом").
Так, ТУ Росимущества в Еврейской автономной области подготавливает и представляет в установленном порядке в Росимущество информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; по поручению Росимущества реализует полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
В материалы дела представлено письмо ТУ Росимущества в Еврейской автономной области от 25.04.2013 N 1191 в адрес заявителя о том, что земельный участок не является объектом гражданских прав и не может быть вовлечен в сделку купли-продажи.
Между тем, спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить право собственности на объекты недвижимости, что им и сделано.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "АгроТехРесурс" является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и обладает исключительным правом на приобретение данного земельного участка в собственность.
Другие законные основания, предусмотренные пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ТУ Росимущества в Еврейской автономной области не доказало.
До настоящего времени решение о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность не принято.
Бездействие управления Росимущества противоречит названным положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Государственным органом не выполнена обязанность, возложенная на него статьей 36 ЗК РФ, при отсутствии на то законных оснований, чем нарушаются права и экономические интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции отклонены доводы территориального агентства, касающиеся отсутствия у него полномочий по продаже земельных участков. Суд обоснованно посчитал, что направление поручения в Росимущество относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельных участков, занятых принадлежащим ему объектами.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества в Еврейской автономной области следует признать незаконным, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ ответчик обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя на выкуп спорного земельного участка.
С учетом приведенных обстоятельств апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 17 сентября 2013 года по делу N А16-736/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Принятые определением суда от 23.10.2013 обеспечительные меры отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2013 N 06АП-5895/2013 ПО ДЕЛУ N А16-736/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. N 06АП-5895/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
- от Закрытого акционерного общества "АгроТехРесурс": Струкова А.В., представителя по доверенности от 14.03.2011;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области: Трубачева А.В., представителя по доверенности от 10.01.2013 N 1;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области
на решение от 17.09.2013
по делу N А16-736/2013
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Балловой Е.В.
по заявлению Закрытого акционерного общества "АгроТехРесурс"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области
о признании незаконным бездействия
установил:
Закрытое акционерное общество "АгроТехРесурс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (далее - ТУ Росимущества в Еврейской автономной области), связанного с непринятием решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка по адресу: ЕАО, Смидовичский район, с. Волочаевка-1, ул. Вокзальная, 64, с кадастровым номером 79:06:4000002:170.
Требования собственника расположенных на этом земельном участке объектов недвижимости основаны на применении положений п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Возражая, территориальное агентство по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, ссылается на то, что спорный земельный участок не является объектом гражданских прав, не относится к федеральной собственности и не может быть приватизирован до того, как будет принято решение об образовании в соответствии с главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, указывает, что полномочия территориального агентства в отношении земельного участка, превышающего 1 га, ограничены.
Решением арбитражного суда от 17 сентября 2013 года требования ЗАО "АгроТехРесурс" удовлетворены. Признано незаконным бездействие территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ЗАО "АгроТехРесурс" в собственность земельного участка с кадастровым номером 79:06:4000002:170 площадью 15 798 кв. м, расположенного по адресу: ЕАО, Смидовичский район, с. Волочаевка-1, ул. Вокзальная, 64. На ответчика возложена обязанность в 30-дневный срок принять решение по заявлению от 15.04.2013 N 1191 о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату.
Не согласившись с решением суда, ТУ Росимущества в Еврейской автономной области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на приведенные в суде первой инстанции доводы и просит отменить судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, просил в удовлетворении требований обществу отказать.
Представитель общества просил отклонить апелляционную жалобу, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 01.09.2010 NN 79-АА 013825, 79-АА 013827, 79-АА 013828, 79-АА 013829, 79-АА 013830, в собственности общества находятся пять объектов недвижимости общей площадью 861,7 кв. м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 79:06:4000002:170 площадью 15 798 кв. м по адресу: ЕАО, Смидовичский район, с. Волочаевка-1, ул. Вокзальная, 64.
Указанный земельный участок входит в состав земельного участка общей площадью 80 200 кв. м, адрес объекта: ЕАО, Смидовичский район, с. Волочаевка-1, ул. Вокзальная, 64, кадастровый номер 79:06:4000002:59, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производства базы и жилой площади, и является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.01.2010 79-АА 001998.
Полагая, что имеет исключительное право на выкуп этого земельного участка, общество 15.04.2013 обратилось в ТУ Росимущества в Еврейской автономной области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 15 798 кв. м.
Не получив ответа, ООО "АгроТехРесурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия государственного органа незаконным.
Принимая решение в пользу общества, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Такой перечень утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок, с даты принятия такого решения, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договор.
Статьями 28, 29 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В Еврейской автономной области полномочия собственника в отношении федерального имущества возложено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (подпункты 4.1, 4.6 - 4.8 пункта 4 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области, утв. приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом").
Так, ТУ Росимущества в Еврейской автономной области подготавливает и представляет в установленном порядке в Росимущество информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; по поручению Росимущества реализует полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
В материалы дела представлено письмо ТУ Росимущества в Еврейской автономной области от 25.04.2013 N 1191 в адрес заявителя о том, что земельный участок не является объектом гражданских прав и не может быть вовлечен в сделку купли-продажи.
Между тем, спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить право собственности на объекты недвижимости, что им и сделано.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "АгроТехРесурс" является собственником объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и обладает исключительным правом на приобретение данного земельного участка в собственность.
Другие законные основания, предусмотренные пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, ТУ Росимущества в Еврейской автономной области не доказало.
До настоящего времени решение о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность не принято.
Бездействие управления Росимущества противоречит названным положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Государственным органом не выполнена обязанность, возложенная на него статьей 36 ЗК РФ, при отсутствии на то законных оснований, чем нарушаются права и экономические интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции отклонены доводы территориального агентства, касающиеся отсутствия у него полномочий по продаже земельных участков. Суд обоснованно посчитал, что направление поручения в Росимущество относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельных участков, занятых принадлежащим ему объектами.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества в Еврейской автономной области следует признать незаконным, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ ответчик обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя на выкуп спорного земельного участка.
С учетом приведенных обстоятельств апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 17 сентября 2013 года по делу N А16-736/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Принятые определением суда от 23.10.2013 обеспечительные меры отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)