Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Воробьевой Н.М., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций" Шипилова Михаила Геннадьевича (доверенность от 06.12.2012, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2013 года по делу N А33-18290/2012 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Магда О.В., Радзиховская В.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций" (далее ОАО "КЖБМК", ОГРН 1022402056170, место нахождения: г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее ФГБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757, место нахождения: г. Красноярск) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения комбината с существующими строениями, площадь 225 494 +/- 166 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, проезд Заводской, 2, равной его рыночной стоимости в размере 109 352 000 рублей.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 января 2013 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2013 года решение суда от 22 января 2013 года отменено, в удовлетворении иска отказано.
ОАО "КБЖМК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит оставить в силе решение суда первой инстанции от 18 января 2013 года, отменив постановление суда апелляционной инстанции от 21 мая 2013 года по мотиву неправильного применения статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". По мнению заявителя кассационной жалобы, указанная норма не подлежала применению, поскольку истцом не оспаривались результаты государственной кадастровой оценки.
Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом уведомлены о рассмотрении кассационной жалобы, в материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отправлений. Письменных отзывов на кассационную жалобу не поступало.
В суде кассационной инстанции представитель ОАО "КЖБМК" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 на основании договора аренды N 2236 от 25.10.2012, заключенного с Департаментом имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в сумме 398 612 508 рублей 62 копейки.
Согласно отчету ООО НИИ "Ресурсы развития" N ОН/299-04-10-2012-3 от 09.10.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 оставляет 109 352 000 рублей по состоянию на дату оценки - 08.10.2012.
К отчету ООО НИИ "Ресурсы развития" N ОН/299-04-10-2012-3 от 09.10.2012 представлено экспертное заключение N 448/01-12 от 18.10.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки.
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.19, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", руководствовался позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Третий арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовался статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", исходил из отсутствия в материалах дела надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка на дату проведения его кадастровой оценки.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы суда апелляционной инстанции правильными в связи со следующим.
Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как арендатор земельного участка и плательщик арендной платы, для определения размера которой используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 в размере 398 612 508,62 рублей, утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Следовательно, к установлению кадастровой стоимости земельного участка подлежали применению положения статьи 24.19, содержащейся в названной главе Закона.
Суд апелляционной инстанции, установив, что рыночная стоимость земельного участка согласно отчету оценщица N ОН/299-04-10-2012-3 от 09.10.2012 установлена на 08.10.2012, а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, правомерно не принял представленный отчет в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не подлежала применению, поскольку истцом не оспаривались результаты государственной кадастровой оценки, судом округа отклоняются как основанные на неправильном понимании данной нормы права.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, отличной от определенной кадастровой стоимости, истец по существу оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельного участка.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2013 года по делу N А33-18290/2012 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.БУРКОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.08.2013 ПО ДЕЛУ N А33-18290/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2013 г. N А33-18290/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Воробьевой Н.М., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций" Шипилова Михаила Геннадьевича (доверенность от 06.12.2012, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2013 года по делу N А33-18290/2012 Арбитражного суда Красноярского края (суд апелляционной инстанции: Хасанова И.А., Магда О.В., Радзиховская В.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Красноярский комбинат железобетонных и металлических конструкций" (далее ОАО "КЖБМК", ОГРН 1022402056170, место нахождения: г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее ФГБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757, место нахождения: г. Красноярск) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения комбината с существующими строениями, площадь 225 494 +/- 166 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, проезд Заводской, 2, равной его рыночной стоимости в размере 109 352 000 рублей.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 января 2013 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2013 года решение суда от 22 января 2013 года отменено, в удовлетворении иска отказано.
ОАО "КБЖМК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит оставить в силе решение суда первой инстанции от 18 января 2013 года, отменив постановление суда апелляционной инстанции от 21 мая 2013 года по мотиву неправильного применения статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". По мнению заявителя кассационной жалобы, указанная норма не подлежала применению, поскольку истцом не оспаривались результаты государственной кадастровой оценки.
Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом уведомлены о рассмотрении кассационной жалобы, в материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отправлений. Письменных отзывов на кассационную жалобу не поступало.
В суде кассационной инстанции представитель ОАО "КЖБМК" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 на основании договора аренды N 2236 от 25.10.2012, заключенного с Департаментом имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в сумме 398 612 508 рублей 62 копейки.
Согласно отчету ООО НИИ "Ресурсы развития" N ОН/299-04-10-2012-3 от 09.10.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 оставляет 109 352 000 рублей по состоянию на дату оценки - 08.10.2012.
К отчету ООО НИИ "Ресурсы развития" N ОН/299-04-10-2012-3 от 09.10.2012 представлено экспертное заключение N 448/01-12 от 18.10.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков", согласно которому отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки.
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.19, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", руководствовался позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Третий арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовался статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", исходил из отсутствия в материалах дела надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка на дату проведения его кадастровой оценки.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы суда апелляционной инстанции правильными в связи со следующим.
Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как арендатор земельного участка и плательщик арендной платы, для определения размера которой используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500196:33 в размере 398 612 508,62 рублей, утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п по состоянию на 01.01.2011, то есть после введения в действие главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Следовательно, к установлению кадастровой стоимости земельного участка подлежали применению положения статьи 24.19, содержащейся в названной главе Закона.
Суд апелляционной инстанции, установив, что рыночная стоимость земельного участка согласно отчету оценщица N ОН/299-04-10-2012-3 от 09.10.2012 установлена на 08.10.2012, а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, правомерно не принял представленный отчет в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не подлежала применению, поскольку истцом не оспаривались результаты государственной кадастровой оценки, судом округа отклоняются как основанные на неправильном понимании данной нормы права.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, отличной от определенной кадастровой стоимости, истец по существу оспаривает результаты определения кадастровой стоимости земельного участка.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2013 года по делу N А33-18290/2012 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.БУРКОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)