Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2009 N 05АП-819/2009 ПО ДЕЛУ N А51-11292/2008-36-288

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2009 г. N 05АП-819/2009

Дело N А51-11292/2008-36-288

Резолютивная часть постановления оглашена 12 мая 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой,
судей: Н.В. Алферовой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Агапитовой О.А.,
при участии:
от заявителя: Мурсалимов М.С., представитель по доверенности от 07.11.2008,
от ответчика: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
на решение от 02.02.2009,
судьи А.В.Бурова,
по делу N А51-11292/2008 36-288 Арбитражного суда Приморского края,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грация"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Грация" земельного участка под строительство,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Грация" (далее - ООО "Грация", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным, содержащийся в письме N 29/8-20-4733 от 21.07.2008 отказ Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - Департамент) в предоставлении ООО "Грация" земельного участка общей площадью 298 кв. м, расположенного в районе ул. Каплунова, 3, в аренду сроком на пять лет для строительства пункта технического обслуживания автомобилей и благоустройства прилегающей территории и обязании ответчика предоставить в аренду указанный земельный участок.
Решением суда от 02.02.2009 заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным отказ Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в предоставлении ООО "Грация" предварительно согласованного по постановлению главы администрации г. Владивостока от 07.06.2005 N 652 земельного участка общей площадью 298 кв. м, расположенного в районе ул. Каплунова, 3, в аренду сроком на 5 лет для строительства пункта технического обслуживания автомобилей и благоустройства прилегающей территории как принятый с нарушением Земельного кодекса Российской Федерации. Суд также обязал Департамент предоставить в двухнедельный срок указанный земельный участок в аренду ООО "Грация". Решение мотивировано тем, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка не соответствует положениям статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права. В доводах жалобы указал, что в результате проверки фактического использования земельного участка в районе ул. Каплунова, 3 установлено, что на испрашиваемом земельном участке находятся сооружения: металлические гаражи в количестве трех штук, право собственности на которые подтверждено не было. Более того, данные сооружения находились на испрашиваемом земельном участке и в то время, когда администрацией г. Владивостока принималось решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в связи с чем полагает, что решение о предварительном согласовании места размещения ПТО автомобилей на земельном участке в районе ул. Каплунова, 3 принято с нарушением норм действующего законодательства. Заявитель жалобы считает невозможным предоставить Обществу испрашиваемый земельный участок в аренду, поскольку он не свободен от имущества третьих лиц.
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, извещенный надлежаще о времени и месте судебного заседания, явку представителя в суд не обеспечил. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.
Представитель ООО "Грация" в судебном заседании возразил по доводам апелляционной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать, решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации г. Владивостока от 07.06.2005 N 652 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Грация" места размещения пункта технического обслуживания автомобилей на земельном участке в районе ул. Каплунова, 3" для Общества предварительно согласовано место размещения пункта технического обслуживания автомобилей площадью 298 кв. м в районе ул. Каплунова, 3 в границах, указанных в приложении к настоящему постановлению.
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 21.03.2007 о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка для строительства пункта технического обслуживания автомобилей.
18.10.2007 Администрация города Владивостока распоряжением N 1738-р утвердила проекты границ земельных участков в городе Владивостоке в районе ул. Каплунова, 3 ООО "Грация" для строительства пункта технического обслуживания автомобилей и благоустройства территории.
25.10.2007 Общество повторно обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство пункта технического обслуживания автомобилей.
21.07.2008 письмом Департамента исх. N 29/8-20-4733 Общество было извещено об отказе в предоставлении земельного участка со ссылкой на наличие на испрашиваемом участке металлических гаражей, право собственности, на которые Обществом не подтверждено, а также на то, что благоустройство территории носит срочный характер и не является целевым назначением использования земельного участка.
Общество, посчитав действия Департамента по отказу незаконными, и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению по следующим правовым мотивам.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определен частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду, в соответствии с пунктом 3 статьи 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, является решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно части 8 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с частью 6 названной статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
На основании части 2 названной статьи, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно части 5 статьи 30, частей 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением главы Администрации г. Владивостока N 652 ООО "Грация" предварительно согласовано место размещения пункта технического обслуживания автомобилей на земельном участке в районе ул. Каплунова, 3, площадью 298 кв. м
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, ООО "Грация" обратилось к Департаменту с заявлением от 21.03.2007 о предоставлении земельного участка площадью 298 кв. м, расположенного в районе ул. Каплунова, 3 в аренду для строительства пункта технического обслуживания автомобилей до истечения срока действия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.
К указанному заявлению, которое поступило в Департамент, Обществом, в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, приложен полный пакет документов, необходимых для предоставления земельного участка, в том числе кадастровые паспорта.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "Грация" выполнены все, установленные частью 5 статьи 50, частями 1, 2, 5 статьи 31, частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, необходимые для принятия Департаментом решения о предоставлении в аренду ООО "Грация" из земель поселений земельного участка площадью 298 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Каплунова, 3, для строительства пункта технического обслуживания автомобилей.
На основании пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о несоблюдении ООО "Грация" установленных частью 5 статьи 50, частями 1, 2, 5 статьи 31, частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации условий, в связи с чем, у Департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента в предоставлении в аренду ООО "Грация" из земель поселений земельного участка площадью 298 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе ул. Каплунова, 3, противоречит части 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО "Грация", так как создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем, заявленное ООО "Грация" требование о признании незаконным отказа Департамента, оформленного письмом от 21.07.08 (исх. N 29/8-4733), подлежит удовлетворению, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в соответствии с пунктом 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении земельного участка сроком на пять лет.
Довод заявителя жалобы о том, что спорный земельный участок невозможно предоставить Обществу в аренду, поскольку он не освобожден от имущества третьих лиц, судебной коллегией отклоняется, так как обстоятельство расположения на земельном участке металлических гаражей без правоустанавливающих документов не может служить препятствием для предоставления земельного участка в аренду. Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, Департаментом не представлены доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости прочно связанных с землей.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя обязал ответчика в двухнедельный срок предоставить Обществу спорный земельный участок.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение от 02.02.2009 по делу N А51-11292/2008 36-288 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
Т.А.СОЛОХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)