Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "11" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Черных О.А.): Голенцовой Е.А., представителя по доверенности от 26.09.2011,
от ответчика (департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Петрушиной Н.Ю., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 6,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" ноября 2012 года по делу N А33-14347/2012, принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Черных Олег Анатольевич (далее - предприниматель, заявитель, ИНН 246206466206, ОГРНИП 304246236500321) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик, ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 1977 кв. м, с кадастровым номером 24:50:03:0300299:501, с местоположением: г. Красноярск, ш. Северное, и направить в адрес индивидуального предпринимателя Черных Олега Анатольевича проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата, третье лицо).
Решением суда от 28 ноября 2012 года заявление предпринимателя удовлетворено, признан незаконным отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка в собственность за плату, изложенный в письме от 19.07.2012 N Ч-2520 ДМиЗО.
Суд в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Черных Олегу Анатольевичу в собственность за плату земельного участка общей площадью 1977 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0300299:501, с местоположением: г. Красноярск, ш. Северное, и направить в адрес индивидуального предпринимателя Черных Олега Анатольевича проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 28.11.2012 не согласен, считает оспариваемый отказ в предоставлении предпринимателю земельного участка в собственность правомерным в связи с отсутствием в кадастровом паспорте сведений о кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование своей позиции департамент ссылается на пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", статью 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статью 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 21-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статью 555 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил, представитель предпринимателя в судебном заседании апелляционную жалобу не признала, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кадастровая палата в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие Кадастровой палаты.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно акту от 02.10.1989 управление "Красноярскагропромпусконаладка" передало, а кооперативная фирма "Аксолит" приняло административно-производственное здание из 3-х этажей (контора) на 7 км Енисейского тракта.
В соответствии с выпиской из решения исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов от 25.06.1990 N 245а "Об отводе земельных участков для строительства в городе Красноярске" исполком городского Совета народных депутатов решил закрепить за кооперативной фирмой "Аксолит" фактически занимаемую территорию с существующими строениями, переданными на баланс кооператива управлением "Красноярскагропромпусконаладка", на земельном участке площадью 0,13 га, кроме того для содержания в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии закрепить земельный участок площадью 0,13 га и выдать государственный акт на право пользования землей в Центральном районе на 7км Енисейского тракта.
Согласно государственному акту на право пользования землей А-I N 565632 Государственный акт выдан кооперативной фирме "Аксолит", находящейся в городе Красноярске. За указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 0,13 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для размещения фактически занимаемой территории на 7 км Енисейского тракта в Центральном районе.
В справке о переадресации объекта нежилого назначения от 24.09.2001 N 4327 ДФГУП "Крастехинвентаризация" указано, что нежилое трехэтажное из железобетонных панелей, кирпичное здание учрежденческое, гараж, с одноэтажным шлакоблочным пристроем склад, общей площадью 671,3 кв. м, обозначенные в техническом паспорте литерами В, В1, расположенное по адресу: Северное шоссе, д. N 17 "Г", имеет адрес до переадресации: г. Красноярск, 7-й км Енисейского тракта, после переадресации: г. Красноярск, Северное шоссе, д. N 17 "Г".
Указанные выше обстоятельства подтверждаются справкой Красноярского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю от 10.11.2011 N 2783.
По договору купли-продажи от 26.09.2001 Юнин М.А. продал Черных О.А. недвижимое имущество, состоящее из нежилого трехэтажного из железобетонных панелей, кирпичного здания учрежденческого, гаража, с одноэтажным шлакоблочным пристроем склада, общей площадью 671,3 кв. м, обозначенное в техническом паспорте литерами В, В1.
Распоряжением администрации города Красноярска от 26.12.2003 N 928-недв Черных Олегу Анатольевичу предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений, оценочная зона N 67, общей площадью 1627,0 кв. м, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, 17г, для использования в целях эксплуатации нежилого здания на 10 лет.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 26.12.2003 N 928-недв между департаментом недвижимости города Красноярска (арендодатель) и Черных Олегом Анатольевичем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.08.2004 N 1551, по которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:0300299:22, в оценочной зоне N 67, находящийся по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, в Центральном районе, для использования в целях эксплуатации нежилого здания, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 1627,0 кв. м. В договоре установлен размер арендной платы за земельный участок в размере 38 657 рублей 52 копейки в квартал.
В соответствии с протоколом образования земельных участков, подписанным кадастровым инженером Ахтямовой И.С., в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22, площадью 1627,0 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ш. Северное, 17г, из земель не разграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0300299, с категорией земель - земли населенных пунктов, образован один земельный участок площадью 1977 кв. м. Из исходного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 образована одна часть площадью 1627,0 кв. м. Из земель не разграниченной государственной собственности образовано две части площадью 346,0 кв. м и площадью 4,0 кв. м.
Согласно кадастровому паспорту от 03.11.2011 N 24ЗУ/11-181329 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501 имеет следующие характеристики: предыдущий номер 24:50:0300299:22; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 01.11.2011; местоположение: Красноярский край, г. Красноярск, ш. Северное; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации нежилого здания; площадь: 1977 +/- 16 кв. м; кадастровая стоимость: не указана; удельный показатель кадастровой стоимости: не указан.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) приняла решение от 01.11.2011 N Ф24/11-2-98979 об осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501.
Администрация города Красноярска распоряжением от 01.03.2012 N 34-арх утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501 площадью 0,1977 га, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Северное шоссе. В соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU24308000-07530 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ш. Северное, имеет площадь 0,1977 га.
Решением от 15.05.2012 N Ф24/12-2-48543 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) отказала Черных О.А. в учете изменений в сведениях о разрешенном использовании объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501, имеющего статус "временный", образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку с вышеназванным заявлением обратилось ненадлежащее лицо. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлением об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501 находится в государственной собственности и обременений на него не зарегистрировано Черных О.А. является ненадлежащим заявителем по вопросу обращения с заявлением об учете изменений указанного земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Черных О.А. 30.06.2012 (вх. N ч-2520-дмизо) обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением от 30.06.2012 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с оформлением договора купли-продажи, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования в целях эксплуатации нежилого здания, с местоположением: г. Красноярск, ш. Северное, кадастровый номер: 24:50:0300299:501 (предыдущий кадастровый номер 24:50:0300299:22), площадью 1977 кв. м, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Черных Олегу Анатольевичу.
К заявлению от 30.06.2012 N ч-2520-дмизо Черных О.А. приложил: копию паспорта Черных О.А.; копию паспорта представителя Голенцовой Е.А.; копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; копию доверенности на представителя; кадастровый паспорт земельного участка от 03.11.2011 N 24ЗУ/11-181329 (2 оригинала и 2 копии); копию распоряжения администрации г. Красноярска от 26.12.2003 N 928-недв; копию договора аренды от 25.08.2004 N 1551; копию акта приема-передачи основных средств от 02.10.1989; справку ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N 2783 от 10.11.2011; копию государственного акта на право пользования землей; копию выписки из решения исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов N 245а от 25.06.1990; справку о переадресации объекта N 4327 от 24.09.2001; отчет о рыночной оценке стоимости земельного участка N 34/12 от 27.06.2012.
Дополнительно с заявлением от 05.07.2012 (вх. N ч-2820-дмизо) Черных О.А. представил в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска: выписку из ЕГРП N 01/127/2012-742 от 03.07.2012 на здание бойлерной по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, стр. 3, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:501; выписку из ЕГРП N 01/127/2012-750 от 03.07.2012 на здание КПП г. Красноярск, по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, стр. 1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:501; выписку из ЕГРП N 01/127/2012-746 от 03.07.2012 на нежилое здание по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:501; уведомление N 01/127/2012-741 от 03.07.2012 об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501; уведомление N 01/127/2012-748 от 03.07.2012 об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на нежилое двухэтажное здание по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, стр. 2; копию разрешения N ч-6065-ск от 02.07.2012 на ввод в эксплуатацию нежилого двухэтажного здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, стр. 2.
Департамент в письме от 19.07.2012 N 2520 ДМИиЗО сообщил об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501 в собственность, так как согласно представленному кадастровому паспорту от 03.11.2011 кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости не определены.
Не согласившись с указанным отказом департамента, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ департамента в предоставлении предпринимателю земельного участка общей площадью 1977 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0300299:501, расположенного по адресу: г. Красноярск, ш. Северное (далее - спорный земельный участок), в собственность за плату, изложенный в письме от 19.07.2012 N Ч-2520 ДМиЗО, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Черных О.А. обратился в департамент с заявлением от 30.06.2012 (л.д. 12) о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Черных Олегу Анатольевичу, а именно: нежилое здание площадью 671,30 кв. м, здание КПП площадью 39,5 кв. м, бойлерная площадью 11,3 кв.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11) разъясняется, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Рассматривая дела об оспаривании действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, суды оценивают их доводы о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Согласно пункту 6 данного перечня к заявлению должен быть приложен, в том числе кадастровый паспорт.
Лицами, участвующими в деле не оспаривается, что индивидуальный предприниматель Черных О.А. при обращении с заявлением от 30.06.2012 (л.д. 12) о предоставлении земельного участка в собственность приложил к заявлению все предусмотренные вышеуказанным Перечнем необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт спорного земельного участка от 03.11.2011 N 24ЗУ/11-181329 (л.д. 14).
Основанием отказа в предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501 послужило отсутствие в представленном кадастровом паспорте кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости. Департамент указал, что отсутствие указанных сведений создает препятствия по осуществлению полномочий органом местного самоуправления по предоставлению указанного земельного участка в собственность за плату, поскольку существенным условием договора купли-продажи является размер выкупной цены земельного участка, рассчитываемой в процентном отношении от его кадастровой стоимости. Иных оснований невозможности предоставления земельного участка в собственность правообладателю объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в отказе в предоставлении земельного участка не указано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно кадастровому паспорту от 03.11.2011 N 24ЗУ/11-181329 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501 имеет следующие характеристики: предыдущий номер 24:50:0300299:22; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 01.11.2011; местоположение: Красноярский край, г. Красноярск, ш. Северное; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации нежилого здания; площадь: 1977 +/- 16 кв. м; кадастровая стоимость: не указана; удельный показатель кадастровой стоимости: не указан. В кадастровом паспорте указано, что кадастровая стоимость не определена, так как в методических рекомендациях государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов указанный вид разрешенного использования отсутствует.
Следовательно, представленный предпринимателем в департамент кадастровый паспорт позволяет однозначно индивидуализировать земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501 как объект права, определить его границы и местоположение.
Департаментом не приведено и судом апелляционной инстанции не установлено норм права, устанавливающих порядок определения цены предоставляемого в собственность земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе на основании кадастровой стоимости земельного участка, а также норм права, обязывающих заявителя предоставлять в уполномоченный орган сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости.
Действующим законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации, не предусмотрено, что отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка является основанием отказа в предоставлении в собственность земельного участка в порядке пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей позиции департамент в апелляционной жалобе ссылается на пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, статью 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статью 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 21-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статью 555 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 предусмотрено, что согласно статье 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации при продаже в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога. Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются. Поэтому, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен льготный порядок определения субъектами Российской Федерации цены продаваемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Так, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 данного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно статье 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
Указанные положения и нормы права не содержат императивного положения, в соответствии с которым отсутствие в кадастровом паспорте кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка является основанием отказа в предоставлении земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеуказанным перечнем.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод департамента, изложенный в оспариваемом отказе, о невозможности расчета размера выкупной цены спорного земельного участка, рассчитываемой в процентном отношении от его кадастровой стоимости, в силу следующего.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок оценки земли. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок площадью 1977 кв. м образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 и земель не разграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0300299, с категорией земель - земли населенных пунктов. Из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 образован земельный участок площадью 1627 кв. м, из земель неразграниченной государственной собственности образованы две части площадью 346,0 кв. м и площадью 4,0 кв. м (л.д. 154-163, 164, 165), всего 1977 кв. м.
Предпринимателем вместе с заявлением от 30.06.2012 предоставлен отчет о рыночной оценке земельного участка от 27.06.2012 N 34/12 (л.д. 26-42), согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 1 588 000 рублей.
Согласно пояснениям предпринимателя он обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Кадастровой палате с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости (дело N А33-2804/2013).
Кроме того, в договоре аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 от 25.08.2004 N 1551 между департаментом и предпринимателем установлен размер арендной платы за земельный участок в размере 38 657 рублей 52 копейки в квартал.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательств, подтверждающих наличие указанных оснований, исключающих приобретение предпринимателем в собственность спорного земельного участка, департаментом не представлено.
Поскольку предприниматель имеет на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, земельный участок сформирован в установленном порядке и поставлен на кадастровый учет, предприниматель в департамент вместе с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка представил все документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, основания отказа, предусмотренные пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют; указанное в оспариваемом отказе основание не соответствует действующему законодательству, то департамент неправомерно в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации отказал предпринимателю в предоставлении спорного земельного участка в собственность.
С учетом изложенного, отказ департамента в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Черных О.А. земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501 является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции правомерно в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал департамент принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Черных О.А. в собственность за плату земельного участка общей площадью 1977 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0300299:501, с местоположением: г. Красноярск, ш. Северное, и направить в адрес индивидуального предпринимателя Черных О.А. проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.03.2012 по делу А33-18937/2011, на которое имеется ссылка в оспариваемом решении как не вступившее в законную силу, оставлено без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012. Как правильно указал суд первой инстанции, указанным решением не установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела. В материалы настоящего дела предпринимателем представлены иные доказательства, в том числе полученные после вынесения судебных актов по делу А33-18937/2011. Соответствующие документы были представлены ответчику с заявлением о выкупе спорного земельного участка в июне - июле 2012 года.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" ноября 2012 года по делу N А33-14347/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2013 ПО ДЕЛУ N А33-14347/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. по делу N А33-14347/2012
Резолютивная часть постановления объявлена "11" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.,
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Черных О.А.): Голенцовой Е.А., представителя по доверенности от 26.09.2011,
от ответчика (департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Петрушиной Н.Ю., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 6,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" ноября 2012 года по делу N А33-14347/2012, принятое судьей Баукиной Е.А.,
установил:
индивидуальный предприниматель Черных Олег Анатольевич (далее - предприниматель, заявитель, ИНН 246206466206, ОГРНИП 304246236500321) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к департаменту муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик, ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 1977 кв. м, с кадастровым номером 24:50:03:0300299:501, с местоположением: г. Красноярск, ш. Северное, и направить в адрес индивидуального предпринимателя Черных Олега Анатольевича проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата, третье лицо).
Решением суда от 28 ноября 2012 года заявление предпринимателя удовлетворено, признан незаконным отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка в собственность за плату, изложенный в письме от 19.07.2012 N Ч-2520 ДМиЗО.
Суд в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Черных Олегу Анатольевичу в собственность за плату земельного участка общей площадью 1977 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0300299:501, с местоположением: г. Красноярск, ш. Северное, и направить в адрес индивидуального предпринимателя Черных Олега Анатольевича проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 28.11.2012 не согласен, считает оспариваемый отказ в предоставлении предпринимателю земельного участка в собственность правомерным в связи с отсутствием в кадастровом паспорте сведений о кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование своей позиции департамент ссылается на пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", статью 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статью 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 21-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статью 555 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил, представитель предпринимателя в судебном заседании апелляционную жалобу не признала, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кадастровая палата в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие Кадастровой палаты.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно акту от 02.10.1989 управление "Красноярскагропромпусконаладка" передало, а кооперативная фирма "Аксолит" приняло административно-производственное здание из 3-х этажей (контора) на 7 км Енисейского тракта.
В соответствии с выпиской из решения исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов от 25.06.1990 N 245а "Об отводе земельных участков для строительства в городе Красноярске" исполком городского Совета народных депутатов решил закрепить за кооперативной фирмой "Аксолит" фактически занимаемую территорию с существующими строениями, переданными на баланс кооператива управлением "Красноярскагропромпусконаладка", на земельном участке площадью 0,13 га, кроме того для содержания в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии закрепить земельный участок площадью 0,13 га и выдать государственный акт на право пользования землей в Центральном районе на 7км Енисейского тракта.
Согласно государственному акту на право пользования землей А-I N 565632 Государственный акт выдан кооперативной фирме "Аксолит", находящейся в городе Красноярске. За указанным землепользователем закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 0,13 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для размещения фактически занимаемой территории на 7 км Енисейского тракта в Центральном районе.
В справке о переадресации объекта нежилого назначения от 24.09.2001 N 4327 ДФГУП "Крастехинвентаризация" указано, что нежилое трехэтажное из железобетонных панелей, кирпичное здание учрежденческое, гараж, с одноэтажным шлакоблочным пристроем склад, общей площадью 671,3 кв. м, обозначенные в техническом паспорте литерами В, В1, расположенное по адресу: Северное шоссе, д. N 17 "Г", имеет адрес до переадресации: г. Красноярск, 7-й км Енисейского тракта, после переадресации: г. Красноярск, Северное шоссе, д. N 17 "Г".
Указанные выше обстоятельства подтверждаются справкой Красноярского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Красноярскому краю от 10.11.2011 N 2783.
По договору купли-продажи от 26.09.2001 Юнин М.А. продал Черных О.А. недвижимое имущество, состоящее из нежилого трехэтажного из железобетонных панелей, кирпичного здания учрежденческого, гаража, с одноэтажным шлакоблочным пристроем склада, общей площадью 671,3 кв. м, обозначенное в техническом паспорте литерами В, В1.
Распоряжением администрации города Красноярска от 26.12.2003 N 928-недв Черных Олегу Анатольевичу предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений, оценочная зона N 67, общей площадью 1627,0 кв. м, находящийся по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, 17г, для использования в целях эксплуатации нежилого здания на 10 лет.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 26.12.2003 N 928-недв между департаментом недвижимости города Красноярска (арендодатель) и Черных Олегом Анатольевичем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.08.2004 N 1551, по которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли поселений, с кадастровым номером 24:50:0300299:22, в оценочной зоне N 67, находящийся по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, в Центральном районе, для использования в целях эксплуатации нежилого здания, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 1627,0 кв. м. В договоре установлен размер арендной платы за земельный участок в размере 38 657 рублей 52 копейки в квартал.
В соответствии с протоколом образования земельных участков, подписанным кадастровым инженером Ахтямовой И.С., в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22, площадью 1627,0 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ш. Северное, 17г, из земель не разграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0300299, с категорией земель - земли населенных пунктов, образован один земельный участок площадью 1977 кв. м. Из исходного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 образована одна часть площадью 1627,0 кв. м. Из земель не разграниченной государственной собственности образовано две части площадью 346,0 кв. м и площадью 4,0 кв. м.
Согласно кадастровому паспорту от 03.11.2011 N 24ЗУ/11-181329 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501 имеет следующие характеристики: предыдущий номер 24:50:0300299:22; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 01.11.2011; местоположение: Красноярский край, г. Красноярск, ш. Северное; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации нежилого здания; площадь: 1977 +/- 16 кв. м; кадастровая стоимость: не указана; удельный показатель кадастровой стоимости: не указан.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) приняла решение от 01.11.2011 N Ф24/11-2-98979 об осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501.
Администрация города Красноярска распоряжением от 01.03.2012 N 34-арх утвердила градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501 площадью 0,1977 га, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Северное шоссе. В соответствии с градостроительным планом земельного участка N RU24308000-07530 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ш. Северное, имеет площадь 0,1977 га.
Решением от 15.05.2012 N Ф24/12-2-48543 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) отказала Черных О.А. в учете изменений в сведениях о разрешенном использовании объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501, имеющего статус "временный", образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку с вышеназванным заявлением обратилось ненадлежащее лицо. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлением об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501 находится в государственной собственности и обременений на него не зарегистрировано Черных О.А. является ненадлежащим заявителем по вопросу обращения с заявлением об учете изменений указанного земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Черных О.А. 30.06.2012 (вх. N ч-2520-дмизо) обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением от 30.06.2012 о предоставлении в собственность за плату земельного участка с оформлением договора купли-продажи, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для использования в целях эксплуатации нежилого здания, с местоположением: г. Красноярск, ш. Северное, кадастровый номер: 24:50:0300299:501 (предыдущий кадастровый номер 24:50:0300299:22), площадью 1977 кв. м, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Черных Олегу Анатольевичу.
К заявлению от 30.06.2012 N ч-2520-дмизо Черных О.А. приложил: копию паспорта Черных О.А.; копию паспорта представителя Голенцовой Е.А.; копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; копию доверенности на представителя; кадастровый паспорт земельного участка от 03.11.2011 N 24ЗУ/11-181329 (2 оригинала и 2 копии); копию распоряжения администрации г. Красноярска от 26.12.2003 N 928-недв; копию договора аренды от 25.08.2004 N 1551; копию акта приема-передачи основных средств от 02.10.1989; справку ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N 2783 от 10.11.2011; копию государственного акта на право пользования землей; копию выписки из решения исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов N 245а от 25.06.1990; справку о переадресации объекта N 4327 от 24.09.2001; отчет о рыночной оценке стоимости земельного участка N 34/12 от 27.06.2012.
Дополнительно с заявлением от 05.07.2012 (вх. N ч-2820-дмизо) Черных О.А. представил в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска: выписку из ЕГРП N 01/127/2012-742 от 03.07.2012 на здание бойлерной по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, стр. 3, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:501; выписку из ЕГРП N 01/127/2012-750 от 03.07.2012 на здание КПП г. Красноярск, по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, стр. 1, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:501; выписку из ЕГРП N 01/127/2012-746 от 03.07.2012 на нежилое здание по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300299:501; уведомление N 01/127/2012-741 от 03.07.2012 об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501; уведомление N 01/127/2012-748 от 03.07.2012 об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на нежилое двухэтажное здание по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, стр. 2; копию разрешения N ч-6065-ск от 02.07.2012 на ввод в эксплуатацию нежилого двухэтажного здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Северное шоссе, 17г, стр. 2.
Департамент в письме от 19.07.2012 N 2520 ДМИиЗО сообщил об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501 в собственность, так как согласно представленному кадастровому паспорту от 03.11.2011 кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости не определены.
Не согласившись с указанным отказом департамента, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ департамента в предоставлении предпринимателю земельного участка общей площадью 1977 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0300299:501, расположенного по адресу: г. Красноярск, ш. Северное (далее - спорный земельный участок), в собственность за плату, изложенный в письме от 19.07.2012 N Ч-2520 ДМиЗО, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Черных О.А. обратился в департамент с заявлением от 30.06.2012 (л.д. 12) о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Черных Олегу Анатольевичу, а именно: нежилое здание площадью 671,30 кв. м, здание КПП площадью 39,5 кв. м, бойлерная площадью 11,3 кв.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11) разъясняется, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Рассматривая дела об оспаривании действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, суды оценивают их доводы о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. Согласно пункту 6 данного перечня к заявлению должен быть приложен, в том числе кадастровый паспорт.
Лицами, участвующими в деле не оспаривается, что индивидуальный предприниматель Черных О.А. при обращении с заявлением от 30.06.2012 (л.д. 12) о предоставлении земельного участка в собственность приложил к заявлению все предусмотренные вышеуказанным Перечнем необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт спорного земельного участка от 03.11.2011 N 24ЗУ/11-181329 (л.д. 14).
Основанием отказа в предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501 послужило отсутствие в представленном кадастровом паспорте кадастровой стоимости земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости. Департамент указал, что отсутствие указанных сведений создает препятствия по осуществлению полномочий органом местного самоуправления по предоставлению указанного земельного участка в собственность за плату, поскольку существенным условием договора купли-продажи является размер выкупной цены земельного участка, рассчитываемой в процентном отношении от его кадастровой стоимости. Иных оснований невозможности предоставления земельного участка в собственность правообладателю объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в отказе в предоставлении земельного участка не указано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно кадастровому паспорту от 03.11.2011 N 24ЗУ/11-181329 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501 имеет следующие характеристики: предыдущий номер 24:50:0300299:22; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 01.11.2011; местоположение: Красноярский край, г. Красноярск, ш. Северное; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для использования в целях эксплуатации нежилого здания; площадь: 1977 +/- 16 кв. м; кадастровая стоимость: не указана; удельный показатель кадастровой стоимости: не указан. В кадастровом паспорте указано, что кадастровая стоимость не определена, так как в методических рекомендациях государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов указанный вид разрешенного использования отсутствует.
Следовательно, представленный предпринимателем в департамент кадастровый паспорт позволяет однозначно индивидуализировать земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:501 как объект права, определить его границы и местоположение.
Департаментом не приведено и судом апелляционной инстанции не установлено норм права, устанавливающих порядок определения цены предоставляемого в собственность земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе на основании кадастровой стоимости земельного участка, а также норм права, обязывающих заявителя предоставлять в уполномоченный орган сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости.
Действующим законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации, не предусмотрено, что отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости испрашиваемого земельного участка является основанием отказа в предоставлении в собственность земельного участка в порядке пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей позиции департамент в апелляционной жалобе ссылается на пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, статью 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статью 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 21-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статью 555 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 предусмотрено, что согласно статье 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации при продаже в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога. Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются. Поэтому, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен льготный порядок определения субъектами Российской Федерации цены продаваемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Так, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 данного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно статье 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
Указанные положения и нормы права не содержат императивного положения, в соответствии с которым отсутствие в кадастровом паспорте кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка является основанием отказа в предоставлении земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеуказанным перечнем.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод департамента, изложенный в оспариваемом отказе, о невозможности расчета размера выкупной цены спорного земельного участка, рассчитываемой в процентном отношении от его кадастровой стоимости, в силу следующего.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок оценки земли. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок площадью 1977 кв. м образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 и земель не разграниченной государственной собственности в кадастровом квартале 24:50:0300299, с категорией земель - земли населенных пунктов. Из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 образован земельный участок площадью 1627 кв. м, из земель неразграниченной государственной собственности образованы две части площадью 346,0 кв. м и площадью 4,0 кв. м (л.д. 154-163, 164, 165), всего 1977 кв. м.
Предпринимателем вместе с заявлением от 30.06.2012 предоставлен отчет о рыночной оценке земельного участка от 27.06.2012 N 34/12 (л.д. 26-42), согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 1 588 000 рублей.
Согласно пояснениям предпринимателя он обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Кадастровой палате с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости (дело N А33-2804/2013).
Кроме того, в договоре аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:22 от 25.08.2004 N 1551 между департаментом и предпринимателем установлен размер арендной платы за земельный участок в размере 38 657 рублей 52 копейки в квартал.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Доказательств, подтверждающих наличие указанных оснований, исключающих приобретение предпринимателем в собственность спорного земельного участка, департаментом не представлено.
Поскольку предприниматель имеет на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, земельный участок сформирован в установленном порядке и поставлен на кадастровый учет, предприниматель в департамент вместе с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка представил все документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, основания отказа, предусмотренные пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют; указанное в оспариваемом отказе основание не соответствует действующему законодательству, то департамент неправомерно в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации отказал предпринимателю в предоставлении спорного земельного участка в собственность.
С учетом изложенного, отказ департамента в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Черных О.А. земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:501 является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции правомерно в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал департамент принять решение о предоставлении индивидуальному предпринимателю Черных О.А. в собственность за плату земельного участка общей площадью 1977 кв. м, с кадастровым номером 24:50:0300299:501, с местоположением: г. Красноярск, ш. Северное, и направить в адрес индивидуального предпринимателя Черных О.А. проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28.03.2012 по делу А33-18937/2011, на которое имеется ссылка в оспариваемом решении как не вступившее в законную силу, оставлено без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012. Как правильно указал суд первой инстанции, указанным решением не установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела. В материалы настоящего дела предпринимателем представлены иные доказательства, в том числе полученные после вынесения судебных актов по делу А33-18937/2011. Соответствующие документы были представлены ответчику с заявлением о выкупе спорного земельного участка в июне - июле 2012 года.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" ноября 2012 года по делу N А33-14347/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)