Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой рассмотрел дело по заявлению Администрации Сосьвинского городского округа (ИНН 6650001740, ОГРН 1026601817329)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Администрация Сосьвинского городского округа просит признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 22.04.2013 г. N 275/06 о назначении административного наказания.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя и на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области 19.03.2013 г. при рассмотрении информации Серовского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" (вх. N 01/1522 от 18.03.2013 г.) и информации главы Сосьвинского ГО (вх. N 01/1332 от 06.03.2013 г.) обнаружено несоблюдение заявителем санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно:
- - система санитарной очистки и уборки территории пгт. Сосьва не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории пгт. Сосьва (обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов в лесном массиве, прилегающем к ул. Калининой, ул. К. Маркса, по дороге Сосьва - Гари, на участке, который согласно информации, поступившей из Департамента Лесного хозяйства Свердловской области (исх. N 24-11-17-183/13 от 16.01.2013 г.) по целевому назначению относится к категории земель - земли населенных пунктов;
- - отсутствует Генеральная схема очистки пгт. Сосьва.
Выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении требований п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", что влечет административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения городского округа.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализированных зданий: уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
При этом согласно требованиям п. 1.6 СанПиН 42-128-4690-88 в районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.
Таким образом, в соответствии с санитарными правилами орган местного самоуправления обязан разрабатывать специальный правовой акт, устанавливающий систему сбора и вывоза отходов на территории данного муниципального образования - Генеральную схему очистки территории, а также утверждать его в санитарно-эпидемиологической службе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. На территории Сосьвинского городского округа указанные полномочия осуществляет Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Серовском районе, Гаринском районе, Новолялинском районе и Верхотурском уезде.
Поскольку согласно подп. 14 п. 1 ст. 5 Устава Сосьвинского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям Администрации городского округа, именно на Администрацию в соответствии с действующим законодательством РФ возложена обязанность разработать Генеральную схему очистки территории Сосьвинского городского округа и согласовать ее с территориальным органом Роспотребнадзора.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, вопрос о разработке Генеральной схемы очистки территории Сосьвинского городского округа впервые был поднят только в 2011 году при вынесении Постановления Администрации Сосьвинского городского округа от 06.12.2011 г. N 1142. Согласно указанному постановлению только планируется разработка Генеральной схемы очистки в 2012 году, однако, окончательный срок разработки, согласования и введения в действие Генеральной схемы очистки не указан.
Поскольку СанПиН 42-128-4690-88, предусматривающий разработку и утверждение Генеральной схемы очистки территории, действуют с 1988 года, доказательств принятия иных мер, кроме принятия постановления от 06.12.2011 г. N 1142, суду не представлено (в частности, разработанного проекта Генеральной схемы очистки пгт. Сосьва финансовых планов муниципального образования с указанием необходимым денежных средств для разработки и утверждения Генеральной схемы очистки, долгосрочной целевой программы с включением в нее необходимых расходов для разработки и утверждения Генеральной схемы очистки, включение в бюджет муниципального образования расходов на разработку и утверждение Генеральной схемы очистки, запросов в Серовский отдел за разъяснениями по разработке Генеральной схеме очистки, доказательств принятия мер по недопущению образования свалок бытовых отходов т.д.), суд считает, что Администрацией Сосьвинского городского округа не принято всех исчерпывающих мер для надлежащего выполнения требований санитарного законодательства (не приняты своевременные меры по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки пгт. Сосьва, в результате чего допущено образование свалок бытовых отходов).
С учетом изложенного, суд считает состав административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ в действиях Администрации Сосьвинского городского округа доказанным.
Событие административного правонарушения и вина заявителя исследованы административным органом, что отражено в оспариваемом постановлении.
Указанные в заявлении Администрации Сосьвинского городского округа факты создания МУП "Водоканал", ведения работы по размещению полигона твердых бытовых отходов не опровергают отсутствие вины Администрации во вменяемом правонарушении, поскольку к указанным в оспариваемом постановлении о назначении наказания обстоятельствам не относятся (в постановлении не возлагается ответственность за отсутствие полигона твердых бытовых отходов).
Довод заявителя о не установлении административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении факта несанкционированного размещения отходов суд во внимание не принимается, как противоречащий материалам дела.
Как следует из материалов дела, 07.03.2013 г. в Серовский отдел поступило требование Заместителя Серовского городского прокурора В.А. Бочкарева (вх. N 12/1383) о проведении проверки соблюдения администрацией Сосьвинского городского округа несанкционированного размещения бытовых отходов на территории п. Сосьва в лесном массиве, прилегающем к ул. Калининой, ул. К. Маркса, по дороге Сосьва - Гари).
11.03.2013 г. начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Серовском районе, Гаринском районе, Новолялинском районе и Верхотурском уезде Барсуковой Т.В. во исполнение требования прокурора в адрес экспертного учреждения - Серовского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" выдано предписание о проведении экспертизы от 11.03.2013 г. N 01-25-01/983.
В соответствии с указанным предписанием проведено обследование территории пгт. Сосьва по адресам: ул. Калинина, ул. К. Маркса (дорога, ведущая на кладбище), а также дорога Сосьва - Гари., в ходе которого обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов в лесном массиве, прилегающим к ул. Калининой, ул. К. Маркса, по дороге Сосьва - Гари, что зафиксировано в Акте обследования от 15.03.2013 г. в присутствии представителя Администрации Сосьвинского городского округа Головатюк В.А., которым указанный акт получен 15.03.2013 г.
Акт обследования был направлен в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Серовском районе, Гаринском районе, Новолялинском районе и Верхотурском уезде.
На основании полученной информации указанные факты были зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 25.03.2013 г.
Доводы заявителя об отсутствии в оспариваемом постановлении, а также в протоколе об административном правонарушении, точного указания местонахождения свалок и их площади, об отсутствии указания на использованные средства измерения, суд также во внимание не принимает.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что выразилось в том, что система санитарной очистки и уборки территории пгт. Сосьва не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории пгт. Сосьва, ввиду отсутствия Генеральной схемы очистки пгт. Сосьва, что как следствие повлекло образование несанкционированных свалок на территории пгт. Сосьва.
Поскольку участок, на котором обнаружены свалки, находится на территории пгт. Сосьва, что следует из информации, полученной из Департамента Лесного хозяйства Свердловской области (исх. N 24-11-17-183/13 от 16.01.2013 г.), определение конкретных размеров свалок не имеет значения для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод Администрации Сосьвинского городского округа о том, что информация N 24-11-17-183/13 от 16.01.2013 г., поступившая из Департамента Лесного хозяйства, является ненадлежащим доказательством, является также несостоятельным.
По смыслу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами могут быть признаны любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие состава административного правонарушения. Информация N 24-11-17-183/13 от 16.01.2013 г. направлена Департаментом лесного хозяйства Свердловской области за подписью заместителя директора департамента А.В. Пажетнова, в связи с чем оснований не доверять данной информации у административного органа не имелось. Кроме того, доказательств того, что указанный земельный участок, на котором обнаружены несанкционированные свалки, расположен не на землях населенного пункта, суду заявителем в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о необходимости установления факта образования отходов в результате хозяйственной деятельности Администрации несостоятелен с учетом следующего.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подп. 14 п. 1 ст. 5 Устава Сосьвинского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является обязанностью органа местного самоуправления. Следовательно, наличие несанкционированных свалок бытовых отходов говорит о ненадлежащем исполнении обязанностей по организации сбора бытовых отходов, неосуществлении контроля за исполнением установленной законом обязанности со стороны Администрации.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер, и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, при производстве по делу судом не установлено.
Довод заявителя о том, что в оспариваемом постановлении не указано на рассмотрение административным органом письменного ходатайства заявителя о прекращении производства по делу, также является несостоятельным.
Поскольку в указанном ходатайстве заявитель ссылается на отсутствие вины, в доказательство чего приводит свои доводы, с учетом того, что в оспариваемом постановлении указано, что "доказательств принятия всех исчерпывающих мер для надлежащего исполнения требований санитарного законодательства юридическим лицом не представлено", не вынесение отдельного определения по данному ходатайству не является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену оспариваемого постановления.
Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Оснований для применения положения о малозначительности суд не усматривает, с учетом того что указанное правонарушение, повлекшее образование несанкционированных свалок, нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц на чистую окружающую среду.
При данных обстоятельствах суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований заявителя отказать.
2. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.А.ХОМЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.07.2013 ПО ДЕЛУ N А60-17268/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу N А60-17268/2013
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой рассмотрел дело по заявлению Администрации Сосьвинского городского округа (ИНН 6650001740, ОГРН 1026601817329)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Администрация Сосьвинского городского округа просит признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 22.04.2013 г. N 275/06 о назначении административного наказания.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя и на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области 19.03.2013 г. при рассмотрении информации Серовского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" (вх. N 01/1522 от 18.03.2013 г.) и информации главы Сосьвинского ГО (вх. N 01/1332 от 06.03.2013 г.) обнаружено несоблюдение заявителем санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно:
- - система санитарной очистки и уборки территории пгт. Сосьва не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории пгт. Сосьва (обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов в лесном массиве, прилегающем к ул. Калининой, ул. К. Маркса, по дороге Сосьва - Гари, на участке, который согласно информации, поступившей из Департамента Лесного хозяйства Свердловской области (исх. N 24-11-17-183/13 от 16.01.2013 г.) по целевому назначению относится к категории земель - земли населенных пунктов;
- - отсутствует Генеральная схема очистки пгт. Сосьва.
Выявленные нарушения свидетельствуют о несоблюдении требований п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", что влечет административную ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения городского округа.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализированных зданий: уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
При этом согласно требованиям п. 1.6 СанПиН 42-128-4690-88 в районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.
Таким образом, в соответствии с санитарными правилами орган местного самоуправления обязан разрабатывать специальный правовой акт, устанавливающий систему сбора и вывоза отходов на территории данного муниципального образования - Генеральную схему очистки территории, а также утверждать его в санитарно-эпидемиологической службе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. На территории Сосьвинского городского округа указанные полномочия осуществляет Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Серовском районе, Гаринском районе, Новолялинском районе и Верхотурском уезде.
Поскольку согласно подп. 14 п. 1 ст. 5 Устава Сосьвинского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям Администрации городского округа, именно на Администрацию в соответствии с действующим законодательством РФ возложена обязанность разработать Генеральную схему очистки территории Сосьвинского городского округа и согласовать ее с территориальным органом Роспотребнадзора.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, вопрос о разработке Генеральной схемы очистки территории Сосьвинского городского округа впервые был поднят только в 2011 году при вынесении Постановления Администрации Сосьвинского городского округа от 06.12.2011 г. N 1142. Согласно указанному постановлению только планируется разработка Генеральной схемы очистки в 2012 году, однако, окончательный срок разработки, согласования и введения в действие Генеральной схемы очистки не указан.
Поскольку СанПиН 42-128-4690-88, предусматривающий разработку и утверждение Генеральной схемы очистки территории, действуют с 1988 года, доказательств принятия иных мер, кроме принятия постановления от 06.12.2011 г. N 1142, суду не представлено (в частности, разработанного проекта Генеральной схемы очистки пгт. Сосьва финансовых планов муниципального образования с указанием необходимым денежных средств для разработки и утверждения Генеральной схемы очистки, долгосрочной целевой программы с включением в нее необходимых расходов для разработки и утверждения Генеральной схемы очистки, включение в бюджет муниципального образования расходов на разработку и утверждение Генеральной схемы очистки, запросов в Серовский отдел за разъяснениями по разработке Генеральной схеме очистки, доказательств принятия мер по недопущению образования свалок бытовых отходов т.д.), суд считает, что Администрацией Сосьвинского городского округа не принято всех исчерпывающих мер для надлежащего выполнения требований санитарного законодательства (не приняты своевременные меры по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки пгт. Сосьва, в результате чего допущено образование свалок бытовых отходов).
С учетом изложенного, суд считает состав административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ в действиях Администрации Сосьвинского городского округа доказанным.
Событие административного правонарушения и вина заявителя исследованы административным органом, что отражено в оспариваемом постановлении.
Указанные в заявлении Администрации Сосьвинского городского округа факты создания МУП "Водоканал", ведения работы по размещению полигона твердых бытовых отходов не опровергают отсутствие вины Администрации во вменяемом правонарушении, поскольку к указанным в оспариваемом постановлении о назначении наказания обстоятельствам не относятся (в постановлении не возлагается ответственность за отсутствие полигона твердых бытовых отходов).
Довод заявителя о не установлении административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении факта несанкционированного размещения отходов суд во внимание не принимается, как противоречащий материалам дела.
Как следует из материалов дела, 07.03.2013 г. в Серовский отдел поступило требование Заместителя Серовского городского прокурора В.А. Бочкарева (вх. N 12/1383) о проведении проверки соблюдения администрацией Сосьвинского городского округа несанкционированного размещения бытовых отходов на территории п. Сосьва в лесном массиве, прилегающем к ул. Калининой, ул. К. Маркса, по дороге Сосьва - Гари).
11.03.2013 г. начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Серовском районе, Гаринском районе, Новолялинском районе и Верхотурском уезде Барсуковой Т.В. во исполнение требования прокурора в адрес экспертного учреждения - Серовского филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" выдано предписание о проведении экспертизы от 11.03.2013 г. N 01-25-01/983.
В соответствии с указанным предписанием проведено обследование территории пгт. Сосьва по адресам: ул. Калинина, ул. К. Маркса (дорога, ведущая на кладбище), а также дорога Сосьва - Гари., в ходе которого обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов в лесном массиве, прилегающим к ул. Калининой, ул. К. Маркса, по дороге Сосьва - Гари, что зафиксировано в Акте обследования от 15.03.2013 г. в присутствии представителя Администрации Сосьвинского городского округа Головатюк В.А., которым указанный акт получен 15.03.2013 г.
Акт обследования был направлен в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Серове, Серовском районе, Гаринском районе, Новолялинском районе и Верхотурском уезде.
На основании полученной информации указанные факты были зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 25.03.2013 г.
Доводы заявителя об отсутствии в оспариваемом постановлении, а также в протоколе об административном правонарушении, точного указания местонахождения свалок и их площади, об отсутствии указания на использованные средства измерения, суд также во внимание не принимает.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что выразилось в том, что система санитарной очистки и уборки территории пгт. Сосьва не предусматривает рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории пгт. Сосьва, ввиду отсутствия Генеральной схемы очистки пгт. Сосьва, что как следствие повлекло образование несанкционированных свалок на территории пгт. Сосьва.
Поскольку участок, на котором обнаружены свалки, находится на территории пгт. Сосьва, что следует из информации, полученной из Департамента Лесного хозяйства Свердловской области (исх. N 24-11-17-183/13 от 16.01.2013 г.), определение конкретных размеров свалок не имеет значения для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод Администрации Сосьвинского городского округа о том, что информация N 24-11-17-183/13 от 16.01.2013 г., поступившая из Департамента Лесного хозяйства, является ненадлежащим доказательством, является также несостоятельным.
По смыслу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами могут быть признаны любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие состава административного правонарушения. Информация N 24-11-17-183/13 от 16.01.2013 г. направлена Департаментом лесного хозяйства Свердловской области за подписью заместителя директора департамента А.В. Пажетнова, в связи с чем оснований не доверять данной информации у административного органа не имелось. Кроме того, доказательств того, что указанный земельный участок, на котором обнаружены несанкционированные свалки, расположен не на землях населенного пункта, суду заявителем в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о необходимости установления факта образования отходов в результате хозяйственной деятельности Администрации несостоятелен с учетом следующего.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подп. 14 п. 1 ст. 5 Устава Сосьвинского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является обязанностью органа местного самоуправления. Следовательно, наличие несанкционированных свалок бытовых отходов говорит о ненадлежащем исполнении обязанностей по организации сбора бытовых отходов, неосуществлении контроля за исполнением установленной законом обязанности со стороны Администрации.
Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер, и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, при производстве по делу судом не установлено.
Довод заявителя о том, что в оспариваемом постановлении не указано на рассмотрение административным органом письменного ходатайства заявителя о прекращении производства по делу, также является несостоятельным.
Поскольку в указанном ходатайстве заявитель ссылается на отсутствие вины, в доказательство чего приводит свои доводы, с учетом того, что в оспариваемом постановлении указано, что "доказательств принятия всех исчерпывающих мер для надлежащего исполнения требований санитарного законодательства юридическим лицом не представлено", не вынесение отдельного определения по данному ходатайству не является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену оспариваемого постановления.
Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.
Оснований для применения положения о малозначительности суд не усматривает, с учетом того что указанное правонарушение, повлекшее образование несанкционированных свалок, нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц на чистую окружающую среду.
При данных обстоятельствах суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований заявителя отказать.
2. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.А.ХОМЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)