Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2013 ПО ДЕЛУ N А02-1287/2011

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу N А02-1287/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Качакова О.А. по доверенности от 18.05.2012 (на 1 год); Демина М.Ф. по доверенности от 22.04.2013 (на 1 год)
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования "Улаганский район"
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 21.02.2013 г. по делу N А02-1287/2011 (судья Борков А.А.)
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Челушманский" Республика Алтай, Улаганский район, с. Балыкча, (ОГРН: 1020400508644, ИНН: 0402020166) к Администрации Муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай (ОГРН: 1030400507829, ИНН: 0402002696)
третьи лица: Министерство лесного хозяйства Республики Алтай, г. Горно-Алтайск, Министерство культуры Республики Алтай, г. Горно-Алтайск, Территориальное управление агентства по управлению государственным имуществом в Республике Алтай, г. Горно-Алтайск, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Алтай, г. Горно-Алтайск
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность СПК "Челушманский" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 89431320 кв. м, с местоположением: Россия, Республика Алтай, Улаганский район, установлено относительно ориентира земли совхоза "Челушманский" с кадастровым номером 04:09:000000:17, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка СПК "Челушманский" на праве собственности, подготовить проект договора его купли-продажи по цене 153 464 руб. 14 коп. и направить в СПК "Челушманский",

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Челушманский" (далее - СПК "Челушманский", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность СПК "Челушманский" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 89 431 320 кв. м с местоположением: Республика Алтай, Улаганский район, установлено относительно ориентира земли совхоза "Челушманский" с кадастровым номером 04:09:000000:17, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка СПК "Челушманский" на праве собственности, подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка по цене 153 464,14 руб. и направлении в СПК "Челушманский".
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 02.02.2012 г., оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 г., в удовлетворении требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что отказ Администрации является обоснованным, не нарушает прав и законных интересов кооператива.
Федеральным Арбитражным судом Западно-Сибирского округа вынесено постановление от 05.09.2012 г. об отмене указанных выше судебных актов, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Алтай; в указанном постановлении отмечено, что суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, освободили администрацию от доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований для отказа в предоставлении в собственностью земельного участка, возложив на кооператив обязанность доказывания этих обстоятельств; судом кассационной инстанции указано, что при рассмотрении спора не учтены положения пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
При новом рассмотрении дела СПК "Челушманский" в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, в связи с чем просил признать незаконным отказ в предоставлении в собственность СПК "Челушманский" земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 89431320 кв. м, с местоположением: Россия, Республика Алтай, Улаганский район, установлено относительно ориентира земли совхоза "Челушманский" с кадастровым номером 04:09:000000:17 (письмо от 15.09.2011 г. N 1250, бездействие на письмо от 25.06.2012 г., вх. N 1532), а также в порядке восстановления нарушенных прав и законных интересов обязать Администрацию муниципального образования "Улаганский район" Республики Алтай принять решение о предоставлении кооперативу земельного участка на праве собственности сорока пяти земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, образованных в результате раздела указанного земельного участка, подготовить проекты договоров их купли-продажи и направить их в СПК "Челушманский".
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 21.02.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Алтай отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- - на земельном участке не расположены объекты недвижимости, позволяющие переоформить право постоянного (бессрочного) пользования по правилам статей 2, 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" или ст. 36 Земельного кодекса РФ;
- - приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"); Закон Республики Алтай "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" установил начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай с 01 января 2020 года (ст. 1);
- - Положения п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" неприменимы к рассматриваемым правоотношениям, так как административная процедура предоставления в собственность (переоформления права постоянного (бессрочного) пользования) земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируется названными выше нормами и ст. 36 Земельного кодекса РФ, а процедура переоформления земель сельскохозяйственного назначения регламентируется ст. 8, 9 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представители апеллянта в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
СПК "Челушманский" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство Культуры Республики Алтай просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя; ссылается на наличие на спорной территории СПК "Челушманский" объектов культурно-исторического и археологического наследия.
Стороны (заявитель, третьи лица), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1, ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей апеллянта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что СПК "Челушманский", созданный путем реорганизации совхоза "Челушманский", владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 04:09:000000:17, площадью 89 431 320 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 02-АВ 026841, выданным 23.07.2009 г.
СПК "Челушманский" с целью переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обратился 01.08.2011 г. в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Администрация письмом от 15.09.2011 г. N 1250 сообщила о невозможности предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с необходимостью проведения кадастровых работ с целью уточнения сведений о наличии на земельном участке объектов водного и лесного фонда, относящихся к федеральной собственности.
25 июня 2012 года кооператив вновь обратился в Администрацию муниципального образования с заявлением, входящий N 1532, о предоставлении сведений о границах земельного участка, подлежащего выкупу и с просьбой о разделе земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:17 в целях предоставления кооперативу в собственность земель сельскохозяйственного назначения, не налагающихся на земли иных категорий.
Администрация письмом от 28.01.2013 года отказала СПК "Челушманский" в удовлетворении заявления, указав, что Закон Республики Алтай "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" установил срок начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения с 01.01.2020 года.
В дальнейшем, в результате кадастровых работ по разделу земельных участков с кадастровым номером 04:09:000000:17, образовано сорок пять земельных участков.
СПК "Челушманский", считая отказ Администрации не соответствующим действующему законодательству, а также нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией в нарушение указаний Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенных в постановлении от 05.09.2012 года, не представлено доказательств того, что участки лесного фонда (лесные участки) и участки, занятые поверхностными водными объектами, расположены в границах земельных участков, на которые претендовал ранее и претендует в настоящее время СПК "Челушманский", при этом данные участки отмежеваны, их границы определены в соответствии с действующим законодательством, доказательств их перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда, также не предоставлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) на заявителя, как землепользователя, была возложена обязанность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность в срок до 1 января 2012 года.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ право постоянного (бессрочного) пользования подлежит переоформлению на право собственности в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума N 11 от 24.03.2005 г.) при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 Постановления Пленума N 11 от 24.03.2005 г. при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим: рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 28, 29, 36 ЗК РФ, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума N 11 от 24.03.2005 г.), соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у заявителя права на получение испрашиваемых земельных участков в собственность.
Вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, отсутствие на земельных участках объектов недвижимого имущества, принадлежащих кооперативу, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в предоставлении их в собственность заявителя, поскольку все указанные земельные участки принадлежат СПК "Челушманский" на праве постоянного (бессрочного) пользования, переоформление которых осуществляется с учетом специальных условий приобретения земли в частную собственность, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ - наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования.
В данном случае отсутствие на спорном земельном участке объекта или объектов недвижимости, принадлежащих кооперативу на праве собственности, не может препятствовать переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности. Это согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 21.03.2006 г. N 14711/05.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 14711/05 одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений и сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного бессрочного пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ и статья 36 ЗК РФ регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Статья 36 ЗК РФ в данном случае применяется в части установления порядка принятия решения о предоставления земельного участка в собственность, и не подлежит и не ограничивает субъектный состав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка.
Пункт 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ предусматривает специальные условия приобретения земли при наличии у лица права постоянного (бессрочного) пользования, отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 ЗК РФ, при наличии права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости.
Исходя из системного анализа пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ в их взаимосвязи с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что в данном случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения земельного участка в собственность при наличии титула права постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом того, что СПК "Челушманский" владеет земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, принимая во внимание предусмотренную законом обязанность СПК "Челушманский" обратиться с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности, заявитель имеет преимущественное право на приобретение его в собственность.
Также не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"), а Закон Республики Алтай "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" установил начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай с 01 января 2020 года (ст. 1).
Считая невозможным предоставление земельного участка в собственность на основании Закона Республики Алтай "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай", которым установлен срок начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения с 01.01.2020 года, Администрацией не учтено наличие специальных условий приобретения кооперативом спорного земельного участка в собственность, в частности, установленное Федеральный закон N 137-ФЗ ограничение по времени правом постоянного (бессрочного) пользования до 01.01.2012 г.
В связи с чем, запрет, установленный Законом Республики Алтай от 14.05.2012, не распространяется на случаи, предусмотренные федеральным законодательством.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 30.10.2009 г. по делу N А03-353/2009.
В силу п. 15 ч. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Принимая во внимание положения названной нормы процессуального права, указания Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенные в постановлении от 05.09.2012 г., фактические обстоятельства дела и требования действующего законодательства, регулирующего вопросы предоставления в собственность земельных участков, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований с учетом того, что право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Челушманский" на земельные участки, образованные в результате кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 04:09:000000:17, никем не оспорено в судебном порядке; администрацией не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 04:09:000000:17 изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо в отношении него имеется запрет на приватизацию. Ссылки на такие доказательства не приведены и при апелляционном обжаловании. Указание Министерством Культуры Республики Алтай на наличие на спорной территории СПК "Челушманский" объектов культурно-исторического и археологического наследия таким доказательством не является.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что доводы апеллянта не опровергают выводы суда первой инстанции по существу заявленных требований, а выражают несогласие с ними, что не является основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 21.02.2013 г. по делу N А02-1287/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Л.Е.ХОДЫРЕВА

Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Н.А.УСАНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)