Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Бережок" (ИНН: 5078017584, ОГРН: 1085010001702) - Тимохин А.И. - представитель по доверенности б/н от 30 мая 2013 года,
от заинтересованного лица Администрации Талдомского муниципального района Московской области (ИНН: 5078001751; ОГРН: 1025007830693) - Шагов К.И. - представитель по доверенности N 508 от 12 марта 2013 года,
представитель третьего лица ДНТ "Бережок" (ИНН: ОГРН: 1095010000469) в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Бережок" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2013 года по делу N А41-24350/13, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бережок" к Муниципальному образованию "Талдомский муниципальный район Московской области" о признании недействительным постановления Главы Талдомского муниципального района Московской области от 05 августа 2011 года N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково", с участием третьего лица ДНТ "Бережок",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бережок" (далее по тексту - ООО "Бережок") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным постановления Главы Талдомского муниципального района Московской области от 05 августа 2011 года N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково" (л.д. 9 - 15).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Дачное некоммерческое товарищество "Бережок" (далее по тексту - ДНТ "Бережок").
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных ООО "Бережок" требований отказано (л.д. 106 - 107).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Бережок" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 109 - 114).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные ООО "Бережок" требования удовлетворить.
Представитель Администрации Талдомского муниципального района Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица ДНТ "Бережок" в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05 августа 2011 года Главой Талдомского муниципального района Московской области было издано постановление N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково" (л.д. 17).
Полагая, что данное постановление является недействительным, поскольку издано в нарушение действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Бережок" в сфере предпринимательской деятельности, претендовавшего на данный земельный участок, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Согласно части 4 указанной нормы закона заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемое постановление издано Главой Талдомского муниципального района Московской области 05 августа 2011 года.
Однако с настоящими требованиями ООО "Бережок" обратилось в Арбитражный суд Московской области 04 июня 2013 года, о чем свидетельствует штамп суда.
В обоснование соблюдения срока подачи настоящего заявления в арбитражный суд, ООО "Бережок" сослалось на то, что о существовании оспариваемого постановления Главы Талдомского муниципального района Московской области Обществу стало известно в ходе рассмотрения дела N А41-28859/12 при представлении третьим лицом ДНТ "Бережок" ходатайства от 06 марта 2013 года о приобщении к материалам дела N А41-28859/12 дополнительных документов, в том числе оспариваемого постановления (л.д. 26).
Арбитражный апелляционный суд считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что срок подачи настоящего заявления ООО "Бережок" не пропущен, поскольку заявление подано в пределах установленного законом срока со дня (06 марта 2013 года), когда Обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемым постановлением Главы Талдомского муниципального района Московской области N 2220 от 05 августа 2011 года:
- - определена категория земельного участка площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32, местоположение: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково, категория земель, земли населенных пунктов;
- - определен вид разрешенного использования земельного участка, площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32, местоположение: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково: для ведения дачного строительства;
- - уточнено местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010107:32, категория земель, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, местоположение: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, вместо сельского поселения Ермилинское (л.д. 17).
Данное постановление издано на основании протокола публичных слушаний об определении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32, местоположение: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, заявления ДНТ "Бережок" об определении вида разрешенного использования и категории земель вышеуказанного земельного участка, прилегающего к основному, находящегося на праве собственности заявителя.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Администрации Талдомского муниципального района Московской области пояснил, что спорный земельный участок выделялся на основании пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть с предварительным согласованием места размещения объекта. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта подразумевает предоставление без проведения торгов, таким образом существует только одно заинтересованное лицо. Предварительное согласование места размещения ДНТ "Бережок" утверждено постановлением Главы Талдомского муниципального района от 29 сентября 2011 года N 2870 "О предварительном согласовании места размещения ДНТ "Бережок", утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка севернее д. Маклаково, для ведения дачного строительства". В связи с этим, по мнению Администрации, оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов ООО "Бережок".
Между тем данные доводы являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По смыслу названной нормы одним из обязательных этапов процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Статья 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации прямо предусматривает участие населения в вопросах, связанных с предоставлением земельных участков для строительства с предварительным согласованием места расположения объекта, поскольку размещение определенных объектов на соответствующей территории может затрагивать права проживающих на данной территории граждан, в том числе гарантированное Конституцией Российской Федерации право на благоприятную окружающую среду. В связи с этим предоставление земельных участков в порядке статьи 30 ЗК РФ может осуществляться только с учетом мнения населения.
В силу п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора
В силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования, а при наличии нескольких заявок такой участок подлежит выставлению на торги.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Талдомского муниципального района Московской области N 2870 от 29 сентября 2011 года на основании акта выбора и схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 50:01:0010107, выполненного ООО "Геотехпроект" 16 апреля 2009 года, протокола публичных слушаний об определении разрешенного вида использования земельного участка, расположенного севернее д. Маклаково, Талдомского района Московской области, постановления Главы Талдомского муниципального района N 1374 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, севернее д. Маклаково, предварительно согласовано место размещения Дачного некоммерческого товарищества "Бережок" на земельном участке с кадастровым номером 50:01:0010107:32, общей площадью 19 000 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов, севернее д. Маклаково, Талдомского района Московской области, утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка (л.д. 20).
Однако изданию указанного постановления предшествовали следующие обстоятельства.
ООО "Бережок", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010107:1, объект права: земельный участок для ведения дачного строительства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 40 000 кв. м, адрес объекта: Московская область, Талдомский район, севернее д. Маклаково (свидетельство о государственной регистрации права 50 НВ N 495486 от 03 июля 2008 года л.д. 23), на протяжении длительного времени пыталось получить право аренды на спорный земельный участок, примыкающий к земельному участку, принадлежащему обществу на праве собственности. Спорный земельный участок располагается между рекой Хотча и земельным участком ООО "Бережок" и проход к спорному земельному участку возможен только через земельный участок ООО "Бережок".
С целью получения спорного земельного участка в аренду заявитель совершал действия, предусмотренные ст. ст. 5, 6 и 7 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Данный факт установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2012 года по делу N А41-41517/11.
Из содержания указанного решения следует, что в соответствии с Протоколом N 8 от 22 декабря 2008 года заседания межведомственной комиссии по размещению объектов недвижимости на территории Талдомского района принято решение оформить ООО "Бережок" в установленном порядке землеустроительное дело на земельный участок площадью 1,9 га в Талдомском районе, севернее д. Маклаково в аренду под расширение имеющего в собственности земельного участка.
Актом от 16 апреля 2009 г. Комиссии по выбору земельного участка утверждены границы земельного участка, испрашиваемого КУИ Талдомского района под организацию зоны отдыха и досуга ООО "Бережок", расположенного севернее д. Маклаково, общей площадью 1,9 га, при условии оформления его в установленном порядке. При этом ненормативного акта об утверждении акта выбора земельного участка, согласования границ заинтересованным лицом принято не было.
ООО "Бережок" обратилось к Главе Талдомского муниципального района с заявлением от 04 августа 2009 г., 08 июля 2011 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного севернее д. Маклаково, площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32 под расширение и для обеспечения доступа и подхода к реке Хотча с имеющегося в собственности земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010107:1.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2012 года по делу N А41-41517/11 суд признал незаконным бездействие Администрации Талдомского муниципального района Московской области по заявлению ООО "Бережок" от 14 июля 2011 года о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах Талдомского района, сельское поселение Квашенковское, севернее дер. Маклаково, площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32.
В материалах настоящего дела имеются копии заявлений ООО "Бережок" адресованные Главе Талдомского муниципального района о предоставлении спорного земельного участка в аренду "для организации досуга и отдыха" от 29 июля 2008 года, от 12 января 2010 года, от 04 августа 2009 года, от 14 июля 2011 года (л.д. 36 - 37).
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления в Администрации Талдомского муниципального района имелось два заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду: ООО "Бережок" - "для организации досуга и отдыха" и ДНТ "Бережок" (заявление от 01 июня 2009 года) "под дачное строительство" (л.д. 32).
Документальных доказательств, свидетельствующих о принятии решения по заявлению ООО "Бережок", Администрацией в материалы дела не представлено.
Следовательно, утверждения Администрация о том, что на момент предоставления спорного земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта существовало только одно заинтересованное лицо - ДНТ "Бережок" опровергается материалами дела.
Кроме того, Талдомской городской прокуратурой было установлено, что Администрацией Талдомского муниципального района не соблюден порядок предоставления земельного участка в соответствии с требованиями ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010107:32 было подано два заявления (ООО "Бережок" и ДНТ "Бережок") о предоставлении указанного земельного участка в аренду. В связи с чем администраций должно было принято решение о проведении торгов, что не было сделано.
Прокуратурой также было выявлено, что комиссией по выбору земельного участка в один день 16 апреля 2009 года проводилось обследование земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010107:32 для ООО "Бережок" и ДНТ "Бережок" и было выдано два разных акта на данный участок, в акте для ООО "Бережок" категория земель определена как земли особо охраняемых территорий Талдомского муниципального района (л.д. 38), а в акте для ДНТ "Бережок" категория земель не установлена, тем самым нарушен п. 1 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ - проведение работ по формированию земельного участка.
Распоряжением Главы Талдомского муниципального района Московской области N 61 от 03 августа 2009 года были отменены результаты публичных слушаний от 15 июля 2009 года по определению вида разрешенного использования земельного участка "Для организации досуга и отдыха", расположенного в границах Талдомского муниципального района, сельского поселения Ермолинское, севернее д. Маклаково, находящегося в государственной собственности, из кадастрового квартала 50:01:0010107 площадью 19 000 кв. м (л.д. 94).
Как было установлено в ходе судебного разбирательства постановление N 2879 от 29 сентября 2011 года "О предварительном согласовании места размещения ДНТ "Бережок", утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка, севернее д. Маклаково, Талдомского района Московской области для ведения дачного строительства" (л.д. 20) издано, в том числе на основании акта выбора от 16 апреля 2009 года, выданного ДНТ "Бережок", в котором категория земель не установлена. Однако Талдомской городской прокуратурой выявлено, что комиссией по выбору земельного участка 16 апреля 2009 года допущены нарушения в проведении работ по формированию земельного участка, а именно пункта п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Администрацией издано постановление N 2879 от 29 сентября 2011 года на основании акта, который изготовлен в нарушение пункта 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ссылка Администрации на то, что вид разрешенного использования и категория земель спорного земельного участка установлена оспариваемым постановлением непосредственно для ДНТ "Бережок" с предварительным согласованием места размещения объекта, что не подразумевает проведение торгов, противоречит установленным по делу доказательствам, а именно наличием двух заявлений о предоставлении земельного участка в аренду: ООО "Бережок" - "для организации досуга и отдыха" (от 14 июля 2011 года) и ДНТ "Бережок" (заявление от 01 июня 2009 года) "под дачное строительство", а также несоответствие проведенных 16 апреля 2009 года работ по формированию земельного участка действующему законодательству.
Кроме того, по представлению прокуратуры Талдомского района постановлением Главы Талдомского муниципального района Московской области N 2609 от 19 июля 2012 года отменено постановление Главы Талдомского муниципального района от 26 января 2012 года N 267 "О предоставлении в аренду земельного участка ДНТ "Бережок", севернее д. Маклаково Талдомского района Московской области, для ведения дачного строительства (л.д. 19).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 08 августа 2013 года по делу N А41-2192/13 удовлетворено заявление Комитета по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского района Московской области о признании недействительным договора аренды N 40 от 26 января 2012 года, заключенного между КУИ Талдомского муниципального района (Арендодатель) и ДНТ "Бережок" (Арендатор).
В ходе проведенной проверки прокуратурой также установлено нарушение статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", нарушении пункта 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, необходимое для проведения работ по формированию испрашиваемого земельного участка и нарушении статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации - не предоставление ДНТ "Бережок" положительного заключения органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы для ведения дачного строительства, что является нарушением ст. 31 ЗК РФ.
Согласно п. 4.5 СанПиН 2.1.5.980-00 проведение строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций, гидротехническое строительство и любые другие работы, включая реабилитационные, на водоемах и в зонах санитарной охраны допускаются только при положительном заключении органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 16 указанной статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Из имеющегося в материалах дела акта обследования водного объекта и определении возможного негативного воздействия на него в результате хозяйственной деятельности от 29 сентября 2010 года N 615/ВБ, составленного ГУ по МО "Мособлводхоз" следует, что испрашиваемый земельный участок расположен на левом берегу реки Хотча, в 20-ти метрах на восток от уреза берега р. Хотчка
Между тем заинтересованным лицом не представлены акты выбора площадки для организации дачного потребительского кооператива согласованные с уполномоченными органами, закон допускает возможность предоставления участков в водоохранных зонах и на территориях, подверженных затоплению, при соблюдении определенных условий, не представлены доказательства зонирования территории.
Согласно акту выбора земельного участка от 16 апреля 2009 года, выданному ООО "Бережок" спорный земельный участок относится к категории земель - земли особо охранных территорий Талдомского муниципального района (л.д. 29).
В соответствии со статьей 14 Закона Московской области от 23 июля 2003 года N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемая природная территория может быть упразднена в случае необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, в целях охраны которых она организована. Упразднение особо охраняемой природной территории по другим основаниям не допускается. Решение об упразднении особо охраняемой природной территории областного значения принимается Правительством Московской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории областного значения, которые подлежат государственной экологической экспертизе.
Из имеющихся в материалах дела публикаций в газете "Заря" N 19 от 15 мая 2009 года следует, что Администрацией должны были проводиться публичные слушания по вопросу определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка "для организации досуга и отдыха", но не для дачного строительства.
В своем заявлении от 01 июня 2009 года ДНТ "Бережок" ссылается на вышеуказанную публикацию о публичных слушаниях в газете "Заря" N 19 от 15 мая 2009 года, при этом просило рассмотреть вопрос о выделении земельного участка под дачное строительство.
Протокол публичных слушаний об определении вида разрешенного использования земельного участка площадью 19 000 кв. м, кадастровый номер 50:01:0010107:32, расположенного севернее д. Маклаково Талдомского района Московской области, сельское поселение Квашенковское, на основании которого Главой Талдомского муниципального района издано оспариваемое постановление N 2220 от 05 августа 2011 года, Администрацией в материалы дела не представлен.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По смыслу статей 1 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию. Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации под определенные цели. Сведения о разрешенном использовании земельного участка наряду со сведениями о его площади являются элементом уникальной характеристики земельного участка.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абз. 3 п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Однако, Администрацией Талдомского муниципального района не представлен утвержденный классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в том числе спорного.
Следовательно, правовая основа для однозначного отнесения испрашиваемого земельного участка к какой либо категории и установлении вида разрешенного использования, отсутствует.
В силу ст. 65 и п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа местного самоуправления или лица надлежащих полномочий на вынесение оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на лицо, которое приняло данное решение.
Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что оспариваемый судебный акт нарушает права и законные интересы ООО "Бережок" постановление Главы Талдомского муниципального района Московской области от 05 августа 2011 года N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково" подлежит отмене.
При обращении с апелляционной жалобой общество платежным поручением N 4 от 15 октября 2013 года оплатило госпошлину в размере 2 000 рублей.
Между тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской федерации" при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей для юридических лиц.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
При указанных обстоятельствах, излишне оплаченная государственная пошлина при обращении в суд с апелляционной жалобой, подлежит возврату ее плательщику.
В связи с тем, что апелляционная жалоба заявителя удовлетворена в полном объеме, в порядке частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ с Администрации Талдомского муниципального района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Бережок" подлежит взысканию госпошлина, уплаченная за рассмотрение заявления в размере 2 000 рублей платежным поручением N 2 от 29 апреля 2013 года и за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей платежным поручением N 4 от 15 октября 2013 года.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2013 года по делу N А41-24350/13 отменить.
Признать недействительным постановление Главы Талдомского муниципального района Московской области от 05 августа 2011 года N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково".
Взыскать с Администрации Талдомского муниципального района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Бережок" госпошлину, уплаченную за рассмотрение заявления в размере 2 000 рублей платежным поручением N 2 от 29 апреля 2013 года и за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей платежным поручением N 4 от 15 октября 2013 года.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Бережок" из Федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную платежным поручением N 4 от 15 октября 2013 года за подачу апелляционной жалобы, как излишне оплаченную.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2013 ПО ДЕЛУ N А41-24350/13
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А41-24350/13
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Бережок" (ИНН: 5078017584, ОГРН: 1085010001702) - Тимохин А.И. - представитель по доверенности б/н от 30 мая 2013 года,
от заинтересованного лица Администрации Талдомского муниципального района Московской области (ИНН: 5078001751; ОГРН: 1025007830693) - Шагов К.И. - представитель по доверенности N 508 от 12 марта 2013 года,
представитель третьего лица ДНТ "Бережок" (ИНН: ОГРН: 1095010000469) в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Бережок" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2013 года по делу N А41-24350/13, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Бережок" к Муниципальному образованию "Талдомский муниципальный район Московской области" о признании недействительным постановления Главы Талдомского муниципального района Московской области от 05 августа 2011 года N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково", с участием третьего лица ДНТ "Бережок",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Бережок" (далее по тексту - ООО "Бережок") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным постановления Главы Талдомского муниципального района Московской области от 05 августа 2011 года N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково" (л.д. 9 - 15).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Дачное некоммерческое товарищество "Бережок" (далее по тексту - ДНТ "Бережок").
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных ООО "Бережок" требований отказано (л.д. 106 - 107).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Бережок" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 109 - 114).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные ООО "Бережок" требования удовлетворить.
Представитель Администрации Талдомского муниципального района Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица ДНТ "Бережок" в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05 августа 2011 года Главой Талдомского муниципального района Московской области было издано постановление N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково" (л.д. 17).
Полагая, что данное постановление является недействительным, поскольку издано в нарушение действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Бережок" в сфере предпринимательской деятельности, претендовавшего на данный земельный участок, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Согласно части 4 указанной нормы закона заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемое постановление издано Главой Талдомского муниципального района Московской области 05 августа 2011 года.
Однако с настоящими требованиями ООО "Бережок" обратилось в Арбитражный суд Московской области 04 июня 2013 года, о чем свидетельствует штамп суда.
В обоснование соблюдения срока подачи настоящего заявления в арбитражный суд, ООО "Бережок" сослалось на то, что о существовании оспариваемого постановления Главы Талдомского муниципального района Московской области Обществу стало известно в ходе рассмотрения дела N А41-28859/12 при представлении третьим лицом ДНТ "Бережок" ходатайства от 06 марта 2013 года о приобщении к материалам дела N А41-28859/12 дополнительных документов, в том числе оспариваемого постановления (л.д. 26).
Арбитражный апелляционный суд считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что срок подачи настоящего заявления ООО "Бережок" не пропущен, поскольку заявление подано в пределах установленного законом срока со дня (06 марта 2013 года), когда Обществу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемым постановлением Главы Талдомского муниципального района Московской области N 2220 от 05 августа 2011 года:
- - определена категория земельного участка площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32, местоположение: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково, категория земель, земли населенных пунктов;
- - определен вид разрешенного использования земельного участка, площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32, местоположение: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково: для ведения дачного строительства;
- - уточнено местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010107:32, категория земель, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, местоположение: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, вместо сельского поселения Ермилинское (л.д. 17).
Данное постановление издано на основании протокола публичных слушаний об определении вида разрешенного использования земельного участка, площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32, местоположение: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, заявления ДНТ "Бережок" об определении вида разрешенного использования и категории земель вышеуказанного земельного участка, прилегающего к основному, находящегося на праве собственности заявителя.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Администрации Талдомского муниципального района Московской области пояснил, что спорный земельный участок выделялся на основании пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть с предварительным согласованием места размещения объекта. Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта подразумевает предоставление без проведения торгов, таким образом существует только одно заинтересованное лицо. Предварительное согласование места размещения ДНТ "Бережок" утверждено постановлением Главы Талдомского муниципального района от 29 сентября 2011 года N 2870 "О предварительном согласовании места размещения ДНТ "Бережок", утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка севернее д. Маклаково, для ведения дачного строительства". В связи с этим, по мнению Администрации, оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов ООО "Бережок".
Между тем данные доводы являются несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 указанной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
По смыслу названной нормы одним из обязательных этапов процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта является информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Статья 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации прямо предусматривает участие населения в вопросах, связанных с предоставлением земельных участков для строительства с предварительным согласованием места расположения объекта, поскольку размещение определенных объектов на соответствующей территории может затрагивать права проживающих на данной территории граждан, в том числе гарантированное Конституцией Российской Федерации право на благоприятную окружающую среду. В связи с этим предоставление земельных участков в порядке статьи 30 ЗК РФ может осуществляться только с учетом мнения населения.
В силу п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора
В силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования, а при наличии нескольких заявок такой участок подлежит выставлению на торги.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Талдомского муниципального района Московской области N 2870 от 29 сентября 2011 года на основании акта выбора и схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 50:01:0010107, выполненного ООО "Геотехпроект" 16 апреля 2009 года, протокола публичных слушаний об определении разрешенного вида использования земельного участка, расположенного севернее д. Маклаково, Талдомского района Московской области, постановления Главы Талдомского муниципального района N 1374 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, севернее д. Маклаково, предварительно согласовано место размещения Дачного некоммерческого товарищества "Бережок" на земельном участке с кадастровым номером 50:01:0010107:32, общей площадью 19 000 кв. м, расположенного на землях населенных пунктов, севернее д. Маклаково, Талдомского района Московской области, утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка (л.д. 20).
Однако изданию указанного постановления предшествовали следующие обстоятельства.
ООО "Бережок", являясь собственником земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010107:1, объект права: земельный участок для ведения дачного строительства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 40 000 кв. м, адрес объекта: Московская область, Талдомский район, севернее д. Маклаково (свидетельство о государственной регистрации права 50 НВ N 495486 от 03 июля 2008 года л.д. 23), на протяжении длительного времени пыталось получить право аренды на спорный земельный участок, примыкающий к земельному участку, принадлежащему обществу на праве собственности. Спорный земельный участок располагается между рекой Хотча и земельным участком ООО "Бережок" и проход к спорному земельному участку возможен только через земельный участок ООО "Бережок".
С целью получения спорного земельного участка в аренду заявитель совершал действия, предусмотренные ст. ст. 5, 6 и 7 Закона Московской области от 07 июня 1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Данный факт установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2012 года по делу N А41-41517/11.
Из содержания указанного решения следует, что в соответствии с Протоколом N 8 от 22 декабря 2008 года заседания межведомственной комиссии по размещению объектов недвижимости на территории Талдомского района принято решение оформить ООО "Бережок" в установленном порядке землеустроительное дело на земельный участок площадью 1,9 га в Талдомском районе, севернее д. Маклаково в аренду под расширение имеющего в собственности земельного участка.
Актом от 16 апреля 2009 г. Комиссии по выбору земельного участка утверждены границы земельного участка, испрашиваемого КУИ Талдомского района под организацию зоны отдыха и досуга ООО "Бережок", расположенного севернее д. Маклаково, общей площадью 1,9 га, при условии оформления его в установленном порядке. При этом ненормативного акта об утверждении акта выбора земельного участка, согласования границ заинтересованным лицом принято не было.
ООО "Бережок" обратилось к Главе Талдомского муниципального района с заявлением от 04 августа 2009 г., 08 июля 2011 г. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного севернее д. Маклаково, площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32 под расширение и для обеспечения доступа и подхода к реке Хотча с имеющегося в собственности земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010107:1.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2012 года по делу N А41-41517/11 суд признал незаконным бездействие Администрации Талдомского муниципального района Московской области по заявлению ООО "Бережок" от 14 июля 2011 года о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах Талдомского района, сельское поселение Квашенковское, севернее дер. Маклаково, площадью 19 000 кв. м с кадастровым номером 50:01:0010107:32.
В материалах настоящего дела имеются копии заявлений ООО "Бережок" адресованные Главе Талдомского муниципального района о предоставлении спорного земельного участка в аренду "для организации досуга и отдыха" от 29 июля 2008 года, от 12 января 2010 года, от 04 августа 2009 года, от 14 июля 2011 года (л.д. 36 - 37).
Таким образом, на момент вынесения оспариваемого постановления в Администрации Талдомского муниципального района имелось два заявления о предоставлении спорного земельного участка в аренду: ООО "Бережок" - "для организации досуга и отдыха" и ДНТ "Бережок" (заявление от 01 июня 2009 года) "под дачное строительство" (л.д. 32).
Документальных доказательств, свидетельствующих о принятии решения по заявлению ООО "Бережок", Администрацией в материалы дела не представлено.
Следовательно, утверждения Администрация о том, что на момент предоставления спорного земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта существовало только одно заинтересованное лицо - ДНТ "Бережок" опровергается материалами дела.
Кроме того, Талдомской городской прокуратурой было установлено, что Администрацией Талдомского муниципального района не соблюден порядок предоставления земельного участка в соответствии с требованиями ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На земельный участок с кадастровым номером 50:01:0010107:32 было подано два заявления (ООО "Бережок" и ДНТ "Бережок") о предоставлении указанного земельного участка в аренду. В связи с чем администраций должно было принято решение о проведении торгов, что не было сделано.
Прокуратурой также было выявлено, что комиссией по выбору земельного участка в один день 16 апреля 2009 года проводилось обследование земельного участка с кадастровым номером 50:01:0010107:32 для ООО "Бережок" и ДНТ "Бережок" и было выдано два разных акта на данный участок, в акте для ООО "Бережок" категория земель определена как земли особо охраняемых территорий Талдомского муниципального района (л.д. 38), а в акте для ДНТ "Бережок" категория земель не установлена, тем самым нарушен п. 1 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ - проведение работ по формированию земельного участка.
Распоряжением Главы Талдомского муниципального района Московской области N 61 от 03 августа 2009 года были отменены результаты публичных слушаний от 15 июля 2009 года по определению вида разрешенного использования земельного участка "Для организации досуга и отдыха", расположенного в границах Талдомского муниципального района, сельского поселения Ермолинское, севернее д. Маклаково, находящегося в государственной собственности, из кадастрового квартала 50:01:0010107 площадью 19 000 кв. м (л.д. 94).
Как было установлено в ходе судебного разбирательства постановление N 2879 от 29 сентября 2011 года "О предварительном согласовании места размещения ДНТ "Бережок", утверждения акта выбора и схемы расположения земельного участка, севернее д. Маклаково, Талдомского района Московской области для ведения дачного строительства" (л.д. 20) издано, в том числе на основании акта выбора от 16 апреля 2009 года, выданного ДНТ "Бережок", в котором категория земель не установлена. Однако Талдомской городской прокуратурой выявлено, что комиссией по выбору земельного участка 16 апреля 2009 года допущены нарушения в проведении работ по формированию земельного участка, а именно пункта п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Администрацией издано постановление N 2879 от 29 сентября 2011 года на основании акта, который изготовлен в нарушение пункта 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, ссылка Администрации на то, что вид разрешенного использования и категория земель спорного земельного участка установлена оспариваемым постановлением непосредственно для ДНТ "Бережок" с предварительным согласованием места размещения объекта, что не подразумевает проведение торгов, противоречит установленным по делу доказательствам, а именно наличием двух заявлений о предоставлении земельного участка в аренду: ООО "Бережок" - "для организации досуга и отдыха" (от 14 июля 2011 года) и ДНТ "Бережок" (заявление от 01 июня 2009 года) "под дачное строительство", а также несоответствие проведенных 16 апреля 2009 года работ по формированию земельного участка действующему законодательству.
Кроме того, по представлению прокуратуры Талдомского района постановлением Главы Талдомского муниципального района Московской области N 2609 от 19 июля 2012 года отменено постановление Главы Талдомского муниципального района от 26 января 2012 года N 267 "О предоставлении в аренду земельного участка ДНТ "Бережок", севернее д. Маклаково Талдомского района Московской области, для ведения дачного строительства (л.д. 19).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 08 августа 2013 года по делу N А41-2192/13 удовлетворено заявление Комитета по имуществу и земельным отношениям Администрации Талдомского района Московской области о признании недействительным договора аренды N 40 от 26 января 2012 года, заключенного между КУИ Талдомского муниципального района (Арендодатель) и ДНТ "Бережок" (Арендатор).
В ходе проведенной проверки прокуратурой также установлено нарушение статьи 13 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", нарушении пункта 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации - определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, необходимое для проведения работ по формированию испрашиваемого земельного участка и нарушении статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации - не предоставление ДНТ "Бережок" положительного заключения органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы для ведения дачного строительства, что является нарушением ст. 31 ЗК РФ.
Согласно п. 4.5 СанПиН 2.1.5.980-00 проведение строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций, гидротехническое строительство и любые другие работы, включая реабилитационные, на водоемах и в зонах санитарной охраны допускаются только при положительном заключении органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 16 указанной статьи в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Из имеющегося в материалах дела акта обследования водного объекта и определении возможного негативного воздействия на него в результате хозяйственной деятельности от 29 сентября 2010 года N 615/ВБ, составленного ГУ по МО "Мособлводхоз" следует, что испрашиваемый земельный участок расположен на левом берегу реки Хотча, в 20-ти метрах на восток от уреза берега р. Хотчка
Между тем заинтересованным лицом не представлены акты выбора площадки для организации дачного потребительского кооператива согласованные с уполномоченными органами, закон допускает возможность предоставления участков в водоохранных зонах и на территориях, подверженных затоплению, при соблюдении определенных условий, не представлены доказательства зонирования территории.
Согласно акту выбора земельного участка от 16 апреля 2009 года, выданному ООО "Бережок" спорный земельный участок относится к категории земель - земли особо охранных территорий Талдомского муниципального района (л.д. 29).
В соответствии со статьей 14 Закона Московской области от 23 июля 2003 года N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемая природная территория может быть упразднена в случае необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, в целях охраны которых она организована. Упразднение особо охраняемой природной территории по другим основаниям не допускается. Решение об упразднении особо охраняемой природной территории областного значения принимается Правительством Московской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории областного значения, которые подлежат государственной экологической экспертизе.
Из имеющихся в материалах дела публикаций в газете "Заря" N 19 от 15 мая 2009 года следует, что Администрацией должны были проводиться публичные слушания по вопросу определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка "для организации досуга и отдыха", но не для дачного строительства.
В своем заявлении от 01 июня 2009 года ДНТ "Бережок" ссылается на вышеуказанную публикацию о публичных слушаниях в газете "Заря" N 19 от 15 мая 2009 года, при этом просило рассмотреть вопрос о выделении земельного участка под дачное строительство.
Протокол публичных слушаний об определении вида разрешенного использования земельного участка площадью 19 000 кв. м, кадастровый номер 50:01:0010107:32, расположенного севернее д. Маклаково Талдомского района Московской области, сельское поселение Квашенковское, на основании которого Главой Талдомского муниципального района издано оспариваемое постановление N 2220 от 05 августа 2011 года, Администрацией в материалы дела не представлен.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
По смыслу статей 1 и 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию. Выделение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации под определенные цели. Сведения о разрешенном использовании земельного участка наряду со сведениями о его площади являются элементом уникальной характеристики земельного участка.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абз. 3 п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Однако, Администрацией Талдомского муниципального района не представлен утвержденный классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в том числе спорного.
Следовательно, правовая основа для однозначного отнесения испрашиваемого земельного участка к какой либо категории и установлении вида разрешенного использования, отсутствует.
В силу ст. 65 и п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа местного самоуправления или лица надлежащих полномочий на вынесение оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на лицо, которое приняло данное решение.
Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что оспариваемый судебный акт нарушает права и законные интересы ООО "Бережок" постановление Главы Талдомского муниципального района Московской области от 05 августа 2011 года N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково" подлежит отмене.
При обращении с апелляционной жалобой общество платежным поручением N 4 от 15 октября 2013 года оплатило госпошлину в размере 2 000 рублей.
Между тем, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской федерации" при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей для юридических лиц.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено законом, подлежит возврату.
При указанных обстоятельствах, излишне оплаченная государственная пошлина при обращении в суд с апелляционной жалобой, подлежит возврату ее плательщику.
В связи с тем, что апелляционная жалоба заявителя удовлетворена в полном объеме, в порядке частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ с Администрации Талдомского муниципального района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Бережок" подлежит взысканию госпошлина, уплаченная за рассмотрение заявления в размере 2 000 рублей платежным поручением N 2 от 29 апреля 2013 года и за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей платежным поручением N 4 от 15 октября 2013 года.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 1, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 сентября 2013 года по делу N А41-24350/13 отменить.
Признать недействительным постановление Главы Талдомского муниципального района Московской области от 05 августа 2011 года N 2220 "Об определении категории земель, разрешенного вида использования, уточнении местоположения земельного участка по адресу: Московская область, Талдомский район, сельское поселение Квашенковское, севернее д. Маклаково".
Взыскать с Администрации Талдомского муниципального района Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Бережок" госпошлину, уплаченную за рассмотрение заявления в размере 2 000 рублей платежным поручением N 2 от 29 апреля 2013 года и за подачу апелляционной жалобы в размере 1 000 рублей платежным поручением N 4 от 15 октября 2013 года.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Бережок" из Федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную платежным поручением N 4 от 15 октября 2013 года за подачу апелляционной жалобы, как излишне оплаченную.
Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА
Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)