Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2013 ПО ДЕЛУ N А75-10870/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2013 г. по делу N А75-10870/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.
судей Зиновьевой Т.А., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3270/2013) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийский автономный округ от 05 марта 2013 года по делу N А75-10870/2012 (судья Сердюков П.А.), принятое по иску Администрации города Сургута (место нахождения: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энгельса, д. 8, ОГРН 1028600603525) к открытому акционерному обществу "Сургутфармация" (место нахождения: 628403, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Сургут, проезд Дружбы, 4, ОГРН 1048602090866) об обязании приведения использования земельного участка в соответствии с целевым назначением путем освобождения от движимых объектов,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации города Сургута - представитель не явился, извещена;
- от открытого акционерного общества "Сургутфармация" - представитель не явился, извещено;
- от индивидуального предпринимателя Гайдышева Анатолия Дмитриевича - представитель не явился, извещен;
-
установил:

Администрация города Сургута (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском с учетом уточнения к открытому акционерному обществу "Сургутфармация" (далее - ОАО "Сургутфармация") об обязании привести использование земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101030:0027, расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Сургут, мкр. 17, проезд Дружбы, 4, в соответствие с требованиями законодательства путем освобождения от движимых объектов - торгового павильона "Кондитерские изделия" и торгового павильона "Цветы" за собственный счет в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В случае неисполнения решения суда в указанный срок Администрация просила предоставить ей право самостоятельно осуществить демонтаж вышеуказанных объектов с последующим взысканием убытков с ответчика.
Определением от 04.02.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийский автономного округа привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Гайдышева Анатолия Дмитриевича (далее - предприниматель Гайдышев А.Д.).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийский автономного округа от 05.03.2013 по делу N А75-10870/2012 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация в апелляционной жалобе просила его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе изложено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала на необоснованность выводов суда первой инстанции о неприменении к ответчику постановления Администрации города Сургута от 01.03.2006 N 230 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, установки, монтажа и сдачи в эксплуатацию движимых (временных) объектов на территории города и о внесении изменений в постановление Администрации города от 27.06.2005 N 84".
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 266, частей 2, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101030:0027, расположенный по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Сургут, мкр. 17, проезд Дружбы, 4, принадлежит ответчику на праве собственности, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 25.04.2005.
Между ОАО "Сургутфармация" (арендодатель) и Гайдышевым А.Д. (арендатор) заключен договор аренды части указанного земельного участка (12 кв. м) от 01.06.2012 N 110-12 со сроком аренды с 01.06.2012 по 31.12.2012 и целевым назначением: размещение киоска продажи кондитерских изделий.
В ходе обследования, проведенного Департаментом имущественных и земельных отношений администрации города Сургута, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 86:10:0101030:0027 размещены здание аптеки, гаражи, а также движимые объекты - торговый павильон "Кондитерские изделия" и торговый павильон "Цветы", о чем составлен акт от 26.08.2012 N 487/12.
Полагая, что, в отсутствие соответствующих разрешений, разместив на земельном участке движимые объекты - торговый павильон "Кондитерские изделия" и торговый павильон "Цветы", ответчик нарушил вид его разрешенного использования, Администрация письмом от 28.09.2012 N 07-01-14-13447/12-0 предложила ОАО "Сургутфармация" расторгнуть договоры аренды, в соответствии с которыми установлены торговые павильоны, и освободить земельный участок от движимых (временных) объектов.
Поскольку ОАО "Сургутфармация" в добровольном порядке требования не исполнило, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101030:0027.
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (пункты 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Право пользования, владения и распоряжения имущества принадлежит его собственнику (пункт 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации определяет категории земель в Российской Федерации по их целевому назначению.
Это земли сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; земли промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
Любой вид разрешенного использования выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101030:0027, принадлежащий на праве собственности ответчика, относятся к категории земель - земли населенных пунктов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (абзац третий пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В силу подпунктов 1 - 3 пункта 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки на территории города Сургута утверждены решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III ГД (далее - Правила).
Данные Правила - документ градостроительного зонирования, утверждаемый решением городской Думы, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержится порядок применения правил землепользования и застройки и порядок внесения в них изменений.
Как следует из пункта 4 статьи 6 Правил землепользования и застройки на территории города Сургута, виды разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные:
- 1) основные виды - виды разрешенного использования, которые не могут быть запрещены при условии соблюдения технических регламентов по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости;
- 2) условно разрешенные виды - виды использования, которые могут быть разрешены при наличии положительных заключений государственных органов, с учетом результатов публичных слушаний;
- 3) вспомогательные виды - виды использования, допустимые лишь в качестве дополнительных к основным видам использования и условно разрешенным видам использования, и только совместно с ними.
К вспомогательным видам разрешенного использования также относятся объекты инженерной, транспортной инфраструктуры, необходимые для функционирования объектов, расположенных в данной территориальной зоне.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Правил землепользования и застройки на территории города Сургута виды использования, отсутствующие в градостроительном регламенте, являются запрещенными.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац второй статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из содержания свидетельства о государственной регистрации права собственности от 25.04.2005, земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101030:0027, принадлежащий ответчику, предназначен для эксплуатации дежурной аптеки и гаражей, то есть для размещения движимого имущества.
Приняв во внимание приведенные выше нормы права, содержание свидетельства о государственной регистрации права собственности от 25.04.2005, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что разместив на земельном участке дополнительные объекты движимого имущества, ответчик каких-либо нарушений градостроительного регламента, целевого назначения земельного участка и его разрешенного использования не допустил.
Доказательств нарушения при размещении объектов движимого имущества на земельном участке требований строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы истца со ссылкой на постановление Администрации города Сургута от 01.03.2006 N 230 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков, установки, монтажа и сдачи в эксплуатацию движимых (временных) объектов на территории города и о внесении изменений в постановление Администрации города от 27.06.2005 N 84", поскольку исходя из положений указанного Порядка (пункты 1, 12 статьи 1,пункт 3 статьи 12) он регламентирует процедуру предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в аренду для установки передвижных объектов.
Отношений по установке движимых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, Порядок предоставления земельных участков, установки, монтажа и сдачи в эксплуатацию движимых (временных) объектов на территории города не регулирует.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционная жалоба истца подлежит оставлению без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Администрация в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийский автономный округ от 05.03.2013 по делу N А75-10870/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.Н.ГЛУХИХ

Судьи
Л.И.ЕНИКЕЕВА
Т.А.ЗИНОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)