Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2013 ПО ДЕЛУ N А68-1433/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N А68-1433/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Капустиной Л.А. и Каструба М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии от истца - Мастрюкова Е.В. (доверенность от 12.09.2013), ответчика - Терехина А.А. (доверенность от 09.09.2013 N ВК71-18/34д), в отсутствие третьего лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 17.07.2013 по делу N А68-1433/2013 (судья Андреева Е.В.),

установил:

следующее.
ООО "Управление недвижимостью" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - Управление) в предоставлении обществу в собственность земельного участка площадью 16388 кв. м с кадастровым номером 71:31:030102:17, расположенного расположенный по адресу: Тульская область г. Узловая, и обязании Управления в месячный срок предоставить в собственность указанный земельный участок по цене, равной 2,5% его кадастровой стоимости.
Решением суда от 17.07.2013 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Управление указало, что, направив сформированный пакет документов в Росимущество и приняв распорядительный акт об образовании испрашиваемых земельных участков, им в рамках предоставленных полномочий произведены все необходимые действия. Кроме того, на рассматриваемом земельном участке расположено здание насосной станции, являющееся гидротехническим сооружением, в связи с чем земельный участок под ним, по мнению заявителя, ограничен в обороте и не подлежит приватизации.
Как установлено судом, по договору купли-продажи от 24.07.2009 N ТНП-16370/09 общество приобрело у ОАО "Туланефтепродукт" в собственность недвижимое имущество (нефтебазу), расположенное по адресу: Тульская область, г. Узловая, ул. Заводская, д. 4а. (свидетельства о государственной регистрации права от 27.11.2009 71 АВ N 412214, 71-АВ N 412213, 71-АВ N 412212, 71-АВ N 412211, 71-АВ N 412215).
Объекты недвижимости в составе нефтебазы расположены на земельном участке площадью 16388 кв. м с кадастровым номером 71:31:030102:17, относящемся к землям промышленности, транспорта и иного назначения, с разрешенным видом использования: для производственной деятельности.
Рассмотрев заявление общества от 31.10.2011 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:31:030102:17, Управление письмом от 09.11.2011 N 71-20/8686 сообщило, что вопрос о приобретении земельного участка в собственность может быть рассмотрен после осуществления действий по устранению разночтений между величиной площади испрашиваемого земельного участка и площадью, учтенной в реестре федерального имущества и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Письмом Управления от 05.06.2012 N 71-3/3340 обществу отказано в приватизации земельного участка в связи с тем, что г. Узловая Тульской области включен в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
18.06.2012 истец представил паспорт по экологической экспертизе земельного участка с кадастровым номером 71:31:030102:17 и протокол результатов химического и биогенного исследования, из которых следовало, что рассматриваемый земельный участок не значится в зоне радиоактивного загрязнения.
Управление уведомило общество о направлении полученных документов в Росимущество для принятия соответствующего решения.
Письмом от 07.12.2012 N КБ 71-20/3319 Управление повторно отказало в предоставлении в собственность земельного участка на том основании, что на нем расположено здание насосной станции, отнесенное к гидротехническим сооружениям. Земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, ограничены в обороте и не подлежат приватизации.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных нужд.
Пунктами 2 и 3 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок расположен на землях промышленности, транспорта и иного назначения, разрешенное использование земельного участка обозначено для производственной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Суд правомерно посчитал, что здание насосной станции, находящееся на спорном земельном участке, и принадлежащее на праве собственности заявителю не является гидротехническим сооружением.
Суд апелляционной инстанции согласился с этим выводом исходя из следующего. Насосная станция не имеет взаимосвязи с водным объектом. Согласно пояснениям представителя истца, в составе нефтебазы им приобретена продуктовая насосная станция.
Из содержания СНиП 2.11.03-93 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 26.04.1993 N 18-10, следует, что в составе склада предполагаются продуктовые насосные станции, водопроводные (питьевого назначения) и противопожарные насосные станции, в том числе для подачи воды на охлаждение резервуаров (табл. 3, 5 раздела 1, разделы 7, 8).
Следовательно, насосные станции как часть системы водоснабжения, а также продуктовые станции нефтебазы объединены общей производственно-хозяйственной целью и подчинены правовому режиму указанного объекта.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
При этом пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. п. 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управления государственным имуществом в Тульской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, ТУ Росимущества в Тульской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
По смыслу подп. "ж" пункта 4.8 Положения по поручению Росимущества осуществляется продажа земельных участков с торгов, то есть, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30, 38, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, Управление является органом, полномочным на принятие решения по заявлению собственника соответствующего объекта недвижимости о приобретении земельного участка в собственность и заключение договора купли-продажи земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
При приобретении этими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами
Российской Федерации в пределах: 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек; 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В соответствии со статьей 1 Закона Тульской области от 15.12.2011 N 1679-ЗТО "О регулировании отдельных вопросов определения цены земельных участков на территории Тульской области и их оплаты" до 1 июля 2012 года на территории Тульской области установлена цена земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости таких земельных участков при их продаже коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 1 Закона Тульской области N 1679-ЗТО, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, либо факт наличия у собственника объектов недвижимости права постоянного (бессрочного) пользования тем земельным участком, на котором расположены объекты недвижимости. Любой собственник недвижимого имущества, выкупленного у государственного (муниципального) образования, имеет право на получение земельного участка на льготных условиях независимо от того, приобрел ли он недвижимость непосредственно при приватизации или в результате последующих сделок.
Судом установлено и подтверждено материалами дела (в том числе, планом приватизации государственного предприятия по реализации нефтепродуктов "Туланефтепродукт", перечнем основных фондов (приложение N 4 к акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992), что объекты недвижимости, входящие в состав Узловской нефтебазы, расположенные на спорном земельном участке, ранее были выкуплены у государства в процессе приватизации государственного объединения по реализации нефтепродуктов "Туланефтепродукт". Предметом договора купли-продажи от 24.07.2009 N ТНП-16370/09 между ООО "Управление недвижимостью" и ОАО "Туланефтепродукт" является нефтебаза как имущественный комплекс (не включены отдельно расположенные АЗС).
Земельный участок, расположенный по адресу: Тульская область, г. Узловая, для эксплуатации нефтебазы был предоставлен ОАО "Туланефтепродукт" на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.09.1999 N 49088.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" приватизация земельных участков производится при приватизации предприятий и иных имущественных комплексов.
Доказательства отчуждения обществом "Туланефтепродукт" отдельных объектов недвижимости, входящих в имущественный комплекс Узловской нефтебазы, иным лицам, которые могут претендовать на спорный земельный участок, суду не представлены.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Дело рассмотрено в судебном заседании 23.09.2013, продолжено после перерыва - 27.09.2013.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 17.07.2013 по делу N А68-1433/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
Л.А.КАПУСТИНА
М.В.КАСТРУБА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)