Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя апелляционной жалобы Администрации города Ульяновска - не явились, извещены;
- от истца ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" - представитель Котельников Д.А. по доверенности N УНП-02/13 от 09.01.2013 г.;
- от третьих лиц - не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 февраля 2013 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2012 года, принятое по делу N А72-7919/2012 (судья Крамаренко Т.М.)
по иску Закрытого акционерного общества "Ульяновскнефтепродукт", г. Ульяновск, (ИНН 7300000036, ОГРН 1027301163251)
к Администрации города Ульяновска, (ИНН 7303014573, ОГРН 1027301171446),
третьи лица:
1. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска,
2. Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области,
3. Правительство Ульяновской области,
о признании незаконными действий органа местного самоуправления и урегулировании разногласий по договору,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ульяновскнефтепродукт", г. Ульяновск обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации города Ульяновска, в котором просит:
1. Признать незаконными действия Администрации города Ульяновска по отказу в установлении цены приобретения в собственность ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50, в размере 85 311 рублей.
2. Изложить пункт 1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества N 325 от 15.05.2012 года в следующей редакции:
"Продавец продает, а Покупатель приобретает на условиях, изложенных в настоящем договоре земельный участок площадью 2082,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50 (земли населенных пунктов, территориальная зона ПК 1), под автозаправочной станцией, кадастровый номер объекта 73:24:020602:67 согласно кадастровому паспорту (Приложение N 1) за 85 311 руб. (восемьдесят пять тысяч триста одиннадцать рублей)".
3. Изложить пункт 2.1 договора купли-продажи недвижимого имущества N 325 от 15.05.2012 года в следующей редакции:
"Оплата стоимости приобретаемого имущества в размере 85311 руб. осуществляется Покупателем в течение 10 дней с момента подписания договора на счет УФК по Ульяновской области (Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска) ИНН 7303006082 КПП 732501001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск БИК 047308001 код ОКАТО 73401000000 р/счет 40101810100000010003 код 41011406012040000430".
При подаче искового заявления истцом заявлено ходатайство о привлечении Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ульяновской области к участию в деле в качестве третьих лиц.
Определением от 24.08.2012 года указанное исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Ульяновской области.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, по ходатайству истца привлечены:
- Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска.
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Ульяновской области.
Определением от 09.10.2012 года судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Правительство Ульяновской области.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явились. О дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2012 года по делу А72-7919/2012 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Ульяновска обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя истца, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между Администрацией г. Ульяновска (Арендодателем) и ЗАО "Ульяновскнефтепродукт", муниципальным образованием "Город Лесной" Свердловской области (Арендаторы) был заключен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N 24-2-010585 от 12.07.2004 года, по условиям которого Арендодатель предоставил Арендаторам земельный участок площадью 2 338,2 кв. м с кадастровым номером 73:24:020602:021, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50 (л.д. 32 - 44).
На указанном земельном участке расположена автомобильная заправочная станция N 79 с кадастровым номером 73:24:010602:21:0213970000, принадлежащая арендаторам на праве долевой собственности.
Впоследствии на основании мирового соглашения от 01.08.2008 года, утвержденного постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2008 года по делу N А72-1820/2008, доля МО "Город Лесной" в АЗС N 79 перешла в ООО "Ульяновскнефтепродукт" (л.д. 45 - 57).
28.12.2010 года за ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" зарегистрировано право собственности на автомобильную заправочную станцию N 79, расположенную по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50, что следует из свидетельства о государственной регистрации права 73-АА N 19737 (л.д. 58).
На основании документов, предоставленных согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно: заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N 7324/107/10/-177 от 09.11.2010 года от представителя КУМИиЗО г. Ульяновска и межевого плана от 03.11.2010 года, 29.11.2010 года произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:021 на земельные участки с номерами: 73:24:020602:67, 73:24:020602:68, 73:24:020602:69, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Оренбургская. Земельному участку под АЗС N 79 был присвоен кадастровый номер 73:24:020602:67, его площадь составила 2 082 кв. м, кадастровая стоимость - 1137479,88 руб. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 30.11.2010 года (л.д. 59).
30.12.2011 года ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" обратилось в Администрацию г. Ульяновска с заявлением N 1493 от 29.12.2011 года о предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 2 082 кв. м с кадастровым номером 73:24:020602:67, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. Заявление получено адресатом 10.01.2012 года (л.д. 62 - 65).
По сведениям, представленным ответчиком, 23.01.2012 года в адрес ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" было направлено письмо о необходимости представить дополнительные документы в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 475 (л.д. 113).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области. Данное Постановление вступило в законную силу с 28.01.2012 года. Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость спорного земельного участка стала составлять 7334365,02 руб. (л.д. 107).
Постановлением Администрации г. Ульяновска N 745 от 22.02.2012 года принято решение о передаче ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" в собственность земельного участка площадью 2 082,0 кв. м с кадастровым номером 73:24:020602:67, по ул. Оренбургской, д. 50 в Заволжском районе г. Ульяновска, под автозаправочной станцией (л.д. 66).
После вынесения данного постановления, Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска было подано заявление в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка в части его адреса: в представленном кадастровом паспорте от 27.12.2011 года N 73-02/11-42672 не был отражен номер дома (л.д. 59).
Соответственно, Комитетом был получен новый кадастровый паспорт спорного земельного участка от 19.04.2012 года N 73-02/2012-41847, в котором был указан уточненный адрес земельного участка: ул. Оренбургская, 50 и новая кадастровая стоимость земельного участка - 7334365,02 руб. (л.д. 107 - 109).
15.06.2012 года ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" был получен проект договора купли-продажи недвижимого имущества N 325 от 15.05.2012 года (л.д. 67 - 70).
Согласно п. 1.1 договора Продавец продает, а Покупатель приобретает на условиях, изложенных в настоящем договоре, земельный участок площадью 2 082,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50 (земля населенных пунктов, территориальная зона ПК1), под автозаправочной станцией, кадастровый номер 73:24:020602:67 согласно кадастровому паспорту (Приложение N 1) за 550077,41 руб. (пятьсот пятьдесят тысяч семьдесят семь рублей сорок одна копейка).
В соответствии с п. 2.1 договора оплата стоимости приобретаемого имущества в размере 550077,41 руб. производится Покупателем в течение 10 дней с момента подписания договора.
Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
При рассмотрении указанного проекта договора у истца возникли разногласия по вышеназванным пунктам.
10.07.2012 года Общество представило в Администрацию г. Ульяновска оригиналы договора с Проколом разногласий от 10.07.2012 года, в котором были изменены п. 1.1 и п. 2.1 договора (цена земельного участка определена в размере 85 311 руб. и рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка на дату подачи заявления N 1493 от 29.12.2011 года) (л.д. 71 - 72).
08.08.2012 года в адрес Общества поступило письмо Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска N 17572-10 от 06.08.2012 года, в котором сообщалось, что подготовленный истцом проект договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене 85 311 руб. отклонен.
При этом причиной отказа в установлении цены земельного участка в размере, определенном истцом, явилось:
- - несоответствие адреса земельного участка, указанного в кадастровом паспорте (г. Ульяновск, ул. Оренбургская), адресу, указанному в Постановлении Администрации г. Ульяновска N 745 от 22.02.2012 года (г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50) и необходимость внесения изменений в государственный кадастровый учет в части адреса земельного участка;
- - расчет выкупной стоимости земельного участка произведен на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в новом кадастровом паспорте, полученном Комитетом после внесения изменений в кадастровый учет относительно адреса земельного участка (л.д. 73 - 74).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу статей 422, 424, 11, 12, 421, 432, 445, 446, 555 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации обосновано частично удовлетворил заявленные исковые требования указав, что цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
В соответствии с положениями абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество.
В силу изложенных выше норм права ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" как собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка под ним с кадастровым номером 73:24:020602:67, площадью 2 082,0 кв. м, расположенном по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50.
Согласно п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации), суд принимает во внимание следующее.
Исходя из п. 7 Указа Президента Российской Федерации N 478 от 11.05.1995 года "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" выкупная цена земли должна определяться на дату подачи в компетентный орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям, установленным для него законом. Указанный нормативный акт применялся после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в силу ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку не противоречил Земельному кодексу Российской Федерации, не регулирующему указанный вопрос. Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 года N 370 Указ Президента Российской Федерации от 11.05.1995 года N 478 был отменен.
Исходя из принципов государственного регулирования приватизации земли (абзац 13 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) и разграничения гражданского законодательства и законодательства о приватизации (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации), вопросы, связанные с выкупом государственного и муниципального имущества (в том числе земельных участков), в силу своей специфики и необходимости обеспечения баланса законных публичных и частных интересов должны являться предметом специального правового регулирования. До законодательного урегулирования рассматриваемого вопроса либо появления официальных разъяснений правовой позиции высших судебных инстанций необходимо обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, а также исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка рекомендуется определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
В условиях отсутствия законодательного регулирования данного вопроса, судебной практикой в целях устранения правовой неопределенности при разрешении споров о цене выкупа земельных участков и обеспечения гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка, выработан подход, при котором при определении выкупной цены необходимо исходить из даты подачи заявки в уполномоченный орган (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2012 года по делу N А57-8318/2011, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2012 года по делу N А57-8318/2011).
Также суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункта 5, 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" 29.12.2011 года обратилось в Администрацию с заявлением о приватизации указанного земельного участка, к которому были приложены все необходимые документы, в соответствии с вышеуказанным Перечнем.
Достоверных сведений о том, что 23.01.2012 года в адрес Общества Комитетом было направлено письмо о предоставлении дополнительного пакета документов не представлено (л.д. 113).
Сведений о том, что Обществом в адрес Комитета дополнительно направлялся необходимый пакет документов, также не имеется. Истец указанные обстоятельства отрицает.
Кроме того, имеется Приказ о возложении исполнения обязанностей Генерального директора общества на Вержбицкого Алексея Вячеславовича, которым было подписано вышеуказанное заявление истца о выкупе земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что запрашивая указанный документ в письме от 23.01.2012 года, ответчик фактически им обладал.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вместе с заявлением от 29.12.2011 года в адрес Администрации был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 475. Более того, учитывая факт полного предоставления Обществом документов, необходимых для выкупа земельного участка, Администрацией г. Ульяновска было принято решение N 745 от 22.02.2012 года о передаче земельного участка о передаче земельного участка в собственность за плату.
Таким образом, обращение КУГИ в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67 в части адреса земельного участка, являлось необоснованным.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам объекта недвижимости, являющегося земельным участком, отнесены кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
При этом сведения об адресе объекта недвижимости являются дополнительными сведениями о земельном участке, что закреплено п. 7 ч. 2 ст. 7 названного закона.
Прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, местоположение границ которого определено и описано, площадь установлена, является индивидуализированным, однозначно идентифицированным объектом недвижимости. Данные о таком земельном участке, указанные в качестве предмета договора купли-продажи, позволяют определенно установить имущество, подлежащее выкупу; условие о таком объекте считается согласованным сторонами, а соответствующий договор считается заключенным.
Следовательно представленные Обществом документы позволяли Администрации идентифицировать земельный участок, подлежащий передаче Обществу, а принятие Администрацией и Комитетом мер по приведению в соответствие адреса земельного участка, указанного в представленном кадастровом паспорте (г. Ульяновск, ул. Оренбургская), с адресом, указанным в постановлении самой Администрации N 745 от 22.02.2012 года (г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50), принятым на основании заявления Общества, не может являться препятствием в реализации Обществом права на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67 по цене, определенной на основании нормативных актов, действующих на дату подачи заявления.
На момент обращения Общества с заявлением о передаче в собственность земельного участка кадастровая стоимость была определена в размере 1137479 руб. 88 коп. (кадастровый паспорт от 27.12.2011 года N 73-02/11-42672).
Решением Ульяновской Городской Думы N 103 от 21.10.2009 года "Об утверждении порядка утверждения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Ульяновск", при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" цена земельных участков определена в размере пятикратной ставки земельного налога, установленного на территории муниципального образования "Город Ульяновск", за единицу площади продаваемого земельного участка.
Пунктом 2.3 решения Ульяновской Городской Думы N 135 от 13.07.2005 года "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" налоговая ставка земельного налога определена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка подлежит исчислению по следующей формуле: 1137479,88 руб. x 1,5% x 5 и составляет 85 311 руб. 00 коп. На основании изложенного суд полагает возможным принять спорные пункты договора 1.1 и 2.1 в редакции истца.
Кроме того, истцом заявлено требование о признании незаконными действия Администрации города Ульяновска по отказу в установлении цены приобретения в собственность ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50, в размере 85 311 руб. 00 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ст. 28, 29 ЗК РФ, и в соответствии с правовой позицией, отраженной в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, основанием для заявления рассматриваемого требования ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" послужило несогласие Администрации г. Ульяновска принять спорные пункты договора купли-продажи, касающиеся выкупной стоимости земельного участка, в редакции истца. Между тем, судом установлено, что Администрацией города Ульяновска были предприняты определенные действия в целях заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка. Данные действия осуществлены в рамках закрепленными нормами ст. 36 Земельного кодекса РФ и ст. 445 Гражданского кодекса РФ последовательности и не подтверждают факт неправомерного бездействия ответчика и уклонения от заключения договора купли-продажи с истцом.
Доказательства неправомерного бездействия Администрации города Ульяновска при заключении сделки купли-продажи с ЗАО "Ульяновскнефтепродукт", предусматривающей исполнение предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса обязанностей, в материалах дела отсутствуют.
Тот факт, что администрация включило в предложенный к заключению проект договора иную выкупную стоимость земельного участка, не является причиной признать незаконными действия администрации. Договор является двусторонней сделкой, в связи с чем указанная проблема должна была решаться и фактически разрешается в рамках преддоговорного спора.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2012 года по делу А72-7919/2012, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы, который на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2012 года по делу А72-7919/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ш.РОМАНЕНКО
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.02.2013 ПО ДЕЛУ N А72-7919/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 февраля 2013 г. по делу N А72-7919/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Акимовой Е.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя апелляционной жалобы Администрации города Ульяновска - не явились, извещены;
- от истца ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" - представитель Котельников Д.А. по доверенности N УНП-02/13 от 09.01.2013 г.;
- от третьих лиц - не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 февраля 2013 года в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2012 года, принятое по делу N А72-7919/2012 (судья Крамаренко Т.М.)
по иску Закрытого акционерного общества "Ульяновскнефтепродукт", г. Ульяновск, (ИНН 7300000036, ОГРН 1027301163251)
к Администрации города Ульяновска, (ИНН 7303014573, ОГРН 1027301171446),
третьи лица:
1. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска,
2. Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области,
3. Правительство Ульяновской области,
о признании незаконными действий органа местного самоуправления и урегулировании разногласий по договору,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ульяновскнефтепродукт", г. Ульяновск обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации города Ульяновска, в котором просит:
1. Признать незаконными действия Администрации города Ульяновска по отказу в установлении цены приобретения в собственность ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50, в размере 85 311 рублей.
2. Изложить пункт 1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества N 325 от 15.05.2012 года в следующей редакции:
"Продавец продает, а Покупатель приобретает на условиях, изложенных в настоящем договоре земельный участок площадью 2082,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50 (земли населенных пунктов, территориальная зона ПК 1), под автозаправочной станцией, кадастровый номер объекта 73:24:020602:67 согласно кадастровому паспорту (Приложение N 1) за 85 311 руб. (восемьдесят пять тысяч триста одиннадцать рублей)".
3. Изложить пункт 2.1 договора купли-продажи недвижимого имущества N 325 от 15.05.2012 года в следующей редакции:
"Оплата стоимости приобретаемого имущества в размере 85311 руб. осуществляется Покупателем в течение 10 дней с момента подписания договора на счет УФК по Ульяновской области (Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска) ИНН 7303006082 КПП 732501001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск БИК 047308001 код ОКАТО 73401000000 р/счет 40101810100000010003 код 41011406012040000430".
При подаче искового заявления истцом заявлено ходатайство о привлечении Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Ульяновской области к участию в деле в качестве третьих лиц.
Определением от 24.08.2012 года указанное исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Ульяновской области.
В соответствии со ст. 51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, по ходатайству истца привлечены:
- Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска.
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Ульяновской области.
Определением от 09.10.2012 года судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Правительство Ульяновской области.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явились. О дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2012 года по делу А72-7919/2012 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города Ульяновска обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя истца, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между Администрацией г. Ульяновска (Арендодателем) и ЗАО "Ульяновскнефтепродукт", муниципальным образованием "Город Лесной" Свердловской области (Арендаторы) был заключен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора N 24-2-010585 от 12.07.2004 года, по условиям которого Арендодатель предоставил Арендаторам земельный участок площадью 2 338,2 кв. м с кадастровым номером 73:24:020602:021, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50 (л.д. 32 - 44).
На указанном земельном участке расположена автомобильная заправочная станция N 79 с кадастровым номером 73:24:010602:21:0213970000, принадлежащая арендаторам на праве долевой собственности.
Впоследствии на основании мирового соглашения от 01.08.2008 года, утвержденного постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2008 года по делу N А72-1820/2008, доля МО "Город Лесной" в АЗС N 79 перешла в ООО "Ульяновскнефтепродукт" (л.д. 45 - 57).
28.12.2010 года за ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" зарегистрировано право собственности на автомобильную заправочную станцию N 79, расположенную по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50, что следует из свидетельства о государственной регистрации права 73-АА N 19737 (л.д. 58).
На основании документов, предоставленных согласно ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а именно: заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N 7324/107/10/-177 от 09.11.2010 года от представителя КУМИиЗО г. Ульяновска и межевого плана от 03.11.2010 года, 29.11.2010 года произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:021 на земельные участки с номерами: 73:24:020602:67, 73:24:020602:68, 73:24:020602:69, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Оренбургская. Земельному участку под АЗС N 79 был присвоен кадастровый номер 73:24:020602:67, его площадь составила 2 082 кв. м, кадастровая стоимость - 1137479,88 руб. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 30.11.2010 года (л.д. 59).
30.12.2011 года ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" обратилось в Администрацию г. Ульяновска с заявлением N 1493 от 29.12.2011 года о предоставлении в собственность Общества земельного участка площадью 2 082 кв. м с кадастровым номером 73:24:020602:67, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. Заявление получено адресатом 10.01.2012 года (л.д. 62 - 65).
По сведениям, представленным ответчиком, 23.01.2012 года в адрес ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" было направлено письмо о необходимости представить дополнительные документы в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 475 (л.д. 113).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области. Данное Постановление вступило в законную силу с 28.01.2012 года. Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость спорного земельного участка стала составлять 7334365,02 руб. (л.д. 107).
Постановлением Администрации г. Ульяновска N 745 от 22.02.2012 года принято решение о передаче ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" в собственность земельного участка площадью 2 082,0 кв. м с кадастровым номером 73:24:020602:67, по ул. Оренбургской, д. 50 в Заволжском районе г. Ульяновска, под автозаправочной станцией (л.д. 66).
После вынесения данного постановления, Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска было подано заявление в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка в части его адреса: в представленном кадастровом паспорте от 27.12.2011 года N 73-02/11-42672 не был отражен номер дома (л.д. 59).
Соответственно, Комитетом был получен новый кадастровый паспорт спорного земельного участка от 19.04.2012 года N 73-02/2012-41847, в котором был указан уточненный адрес земельного участка: ул. Оренбургская, 50 и новая кадастровая стоимость земельного участка - 7334365,02 руб. (л.д. 107 - 109).
15.06.2012 года ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" был получен проект договора купли-продажи недвижимого имущества N 325 от 15.05.2012 года (л.д. 67 - 70).
Согласно п. 1.1 договора Продавец продает, а Покупатель приобретает на условиях, изложенных в настоящем договоре, земельный участок площадью 2 082,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50 (земля населенных пунктов, территориальная зона ПК1), под автозаправочной станцией, кадастровый номер 73:24:020602:67 согласно кадастровому паспорту (Приложение N 1) за 550077,41 руб. (пятьсот пятьдесят тысяч семьдесят семь рублей сорок одна копейка).
В соответствии с п. 2.1 договора оплата стоимости приобретаемого имущества в размере 550077,41 руб. производится Покупателем в течение 10 дней с момента подписания договора.
Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 года N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
При рассмотрении указанного проекта договора у истца возникли разногласия по вышеназванным пунктам.
10.07.2012 года Общество представило в Администрацию г. Ульяновска оригиналы договора с Проколом разногласий от 10.07.2012 года, в котором были изменены п. 1.1 и п. 2.1 договора (цена земельного участка определена в размере 85 311 руб. и рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка на дату подачи заявления N 1493 от 29.12.2011 года) (л.д. 71 - 72).
08.08.2012 года в адрес Общества поступило письмо Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска N 17572-10 от 06.08.2012 года, в котором сообщалось, что подготовленный истцом проект договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене 85 311 руб. отклонен.
При этом причиной отказа в установлении цены земельного участка в размере, определенном истцом, явилось:
- - несоответствие адреса земельного участка, указанного в кадастровом паспорте (г. Ульяновск, ул. Оренбургская), адресу, указанному в Постановлении Администрации г. Ульяновска N 745 от 22.02.2012 года (г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50) и необходимость внесения изменений в государственный кадастровый учет в части адреса земельного участка;
- - расчет выкупной стоимости земельного участка произведен на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в новом кадастровом паспорте, полученном Комитетом после внесения изменений в кадастровый учет относительно адреса земельного участка (л.д. 73 - 74).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу статей 422, 424, 11, 12, 421, 432, 445, 446, 555 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации обосновано частично удовлетворил заявленные исковые требования указав, что цена в договоре купли-продажи недвижимости является его существенным условием.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
В соответствии с положениями абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество.
В силу изложенных выше норм права ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" как собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка под ним с кадастровым номером 73:24:020602:67, площадью 2 082,0 кв. м, расположенном по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50.
Согласно п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации), суд принимает во внимание следующее.
Исходя из п. 7 Указа Президента Российской Федерации N 478 от 11.05.1995 года "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" выкупная цена земли должна определяться на дату подачи в компетентный орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям, установленным для него законом. Указанный нормативный акт применялся после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в силу ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку не противоречил Земельному кодексу Российской Федерации, не регулирующему указанный вопрос. Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 года N 370 Указ Президента Российской Федерации от 11.05.1995 года N 478 был отменен.
Исходя из принципов государственного регулирования приватизации земли (абзац 13 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) и разграничения гражданского законодательства и законодательства о приватизации (статья 217 Гражданского кодекса Российской Федерации), вопросы, связанные с выкупом государственного и муниципального имущества (в том числе земельных участков), в силу своей специфики и необходимости обеспечения баланса законных публичных и частных интересов должны являться предметом специального правового регулирования. До законодательного урегулирования рассматриваемого вопроса либо появления официальных разъяснений правовой позиции высших судебных инстанций необходимо обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, а также исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка рекомендуется определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
В условиях отсутствия законодательного регулирования данного вопроса, судебной практикой в целях устранения правовой неопределенности при разрешении споров о цене выкупа земельных участков и обеспечения гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка, выработан подход, при котором при определении выкупной цены необходимо исходить из даты подачи заявки в уполномоченный орган (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2012 года по делу N А57-8318/2011, Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2012 года по делу N А57-8318/2011).
Также суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункта 5, 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" 29.12.2011 года обратилось в Администрацию с заявлением о приватизации указанного земельного участка, к которому были приложены все необходимые документы, в соответствии с вышеуказанным Перечнем.
Достоверных сведений о том, что 23.01.2012 года в адрес Общества Комитетом было направлено письмо о предоставлении дополнительного пакета документов не представлено (л.д. 113).
Сведений о том, что Обществом в адрес Комитета дополнительно направлялся необходимый пакет документов, также не имеется. Истец указанные обстоятельства отрицает.
Кроме того, имеется Приказ о возложении исполнения обязанностей Генерального директора общества на Вержбицкого Алексея Вячеславовича, которым было подписано вышеуказанное заявление истца о выкупе земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что запрашивая указанный документ в письме от 23.01.2012 года, ответчик фактически им обладал.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вместе с заявлением от 29.12.2011 года в адрес Администрации был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 475. Более того, учитывая факт полного предоставления Обществом документов, необходимых для выкупа земельного участка, Администрацией г. Ульяновска было принято решение N 745 от 22.02.2012 года о передаче земельного участка о передаче земельного участка в собственность за плату.
Таким образом, обращение КУГИ в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67 в части адреса земельного участка, являлось необоснованным.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к уникальным характеристикам объекта недвижимости, являющегося земельным участком, отнесены кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований.
При этом сведения об адресе объекта недвижимости являются дополнительными сведениями о земельном участке, что закреплено п. 7 ч. 2 ст. 7 названного закона.
Прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, местоположение границ которого определено и описано, площадь установлена, является индивидуализированным, однозначно идентифицированным объектом недвижимости. Данные о таком земельном участке, указанные в качестве предмета договора купли-продажи, позволяют определенно установить имущество, подлежащее выкупу; условие о таком объекте считается согласованным сторонами, а соответствующий договор считается заключенным.
Следовательно представленные Обществом документы позволяли Администрации идентифицировать земельный участок, подлежащий передаче Обществу, а принятие Администрацией и Комитетом мер по приведению в соответствие адреса земельного участка, указанного в представленном кадастровом паспорте (г. Ульяновск, ул. Оренбургская), с адресом, указанным в постановлении самой Администрации N 745 от 22.02.2012 года (г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50), принятым на основании заявления Общества, не может являться препятствием в реализации Обществом права на приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67 по цене, определенной на основании нормативных актов, действующих на дату подачи заявления.
На момент обращения Общества с заявлением о передаче в собственность земельного участка кадастровая стоимость была определена в размере 1137479 руб. 88 коп. (кадастровый паспорт от 27.12.2011 года N 73-02/11-42672).
Решением Ульяновской Городской Думы N 103 от 21.10.2009 года "Об утверждении порядка утверждения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Ульяновск", при продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках" цена земельных участков определена в размере пятикратной ставки земельного налога, установленного на территории муниципального образования "Город Ульяновск", за единицу площади продаваемого земельного участка.
Пунктом 2.3 решения Ульяновской Городской Думы N 135 от 13.07.2005 года "О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" налоговая ставка земельного налога определена в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка подлежит исчислению по следующей формуле: 1137479,88 руб. x 1,5% x 5 и составляет 85 311 руб. 00 коп. На основании изложенного суд полагает возможным принять спорные пункты договора 1.1 и 2.1 в редакции истца.
Кроме того, истцом заявлено требование о признании незаконными действия Администрации города Ульяновска по отказу в установлении цены приобретения в собственность ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50, в размере 85 311 руб. 00 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, ст. 28, 29 ЗК РФ, и в соответствии с правовой позицией, отраженной в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, основанием для заявления рассматриваемого требования ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" послужило несогласие Администрации г. Ульяновска принять спорные пункты договора купли-продажи, касающиеся выкупной стоимости земельного участка, в редакции истца. Между тем, судом установлено, что Администрацией города Ульяновска были предприняты определенные действия в целях заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка. Данные действия осуществлены в рамках закрепленными нормами ст. 36 Земельного кодекса РФ и ст. 445 Гражданского кодекса РФ последовательности и не подтверждают факт неправомерного бездействия ответчика и уклонения от заключения договора купли-продажи с истцом.
Доказательства неправомерного бездействия Администрации города Ульяновска при заключении сделки купли-продажи с ЗАО "Ульяновскнефтепродукт", предусматривающей исполнение предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса обязанностей, в материалах дела отсутствуют.
Тот факт, что администрация включило в предложенный к заключению проект договора иную выкупную стоимость земельного участка, не является причиной признать незаконными действия администрации. Договор является двусторонней сделкой, в связи с чем указанная проблема должна была решаться и фактически разрешается в рамках преддоговорного спора.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2012 года по делу А72-7919/2012, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы, который на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 декабря 2012 года по делу А72-7919/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
С.Ш.РОМАНЕНКО
Судьи
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)