Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2013 ПО ДЕЛУ N А33-2167/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. по делу N А33-2167/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "08" августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" августа 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.
при участии:
от заявителя: Вайнштейн О.И., представителя по доверенности от 15.07.2013,
от ответчика: Власовой А.А., представителя по доверенности от 11.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Емельяновского района Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" апреля 2013 года по делу N А33-2167/2013, принятое судьей Лесковым Р.В.

установил:

дачное некоммерческое товарищество "Лада" (далее - товарищество, заявитель, ИНН 2463228285, ОГРН 1112468027154) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации Емельяновского района Красноярского края (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным действия администрации Емельяновского района, выразившегося в направлении пакета документов заявителя на согласование в Солонцовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края (письмо от 05.12.2012 N 3371), и обязании администрации Емельяновского района принять решение о предоставлении в аренду сроком на четыре года земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Элитовский сельсовет, ориентир: мкрн. Константиновский, примерно в 50 метрах от ориентира по направлению на запад, дачному некоммерческому товариществу "Лада", из категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения дачного строительства, общей площадью 42 816 кв. м, с кадастровым номером 24:11:0270003:312.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края; Солонцовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 апреля 2013 года заявление удовлетворено, признано незаконным действие администрации Емельяновского района Красноярского края по направлению документов дачного некоммерческого товарищества "Лада" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270003:312 на согласование в Солонцовский сельсовет Емельяновского района (письмо от 05.12.2012 N 3371). Суд обязал устранить допущенные администрацией Емельяновского района Красноярского края нарушения прав дачного некоммерческого товарищества "Лада" г. Красноярск и обязал администрацию Емельяновского района в течение двух недель со дня принятия настоящего решения - принять ненормативный акт о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Лада" в аренду сроком на четыре года земельного участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного строительства, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Элитовский сельсовет, ориентир микрорайон "Константиновский", примерно в 50 метрах от ориентира по направлению на запад, с кадастровым номером 24:11:0270003:312, общей площадью 42 816 кв. м.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением суда первой инстанции от 29.04.2013 не согласна, считает, что основания для предоставления товариществу земельного участка отсутствуют, поскольку не соблюдена процедура предоставления земельного участка, установленная статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации (публичное информирование населения о предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка произведено после выдачи акта выбора и обследования земельного участка), и статьями 12 - 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (товариществом не представлено обоснование местоположения и территории, размеров земельного участка в соответствии с количеством участников дачного товарищества). Администрация также указывает на то, что выбор земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан производится из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Товарищество представило отзыв на апелляционную жалобу (с учетом дополнений), в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Председатель дачного некоммерческого товарищества "Лада" 01.03.2011 обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о выделении из фонда перераспределения района 4,30 га в районе микрорайона Константиновский под дачное некоммерческое товарищество "Лада" в соответствии с прилагаемым планом (л.д. 13-14).
04.05.2011 дачное некоммерческое товарищество "Лада" зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 29-30).
Комиссия в составе представителей администрации Емельяновского района составили акт выбора и обследования земельного участка от 06.06.2011 для ведения дачного строительства, согласно которому земельный участок: Россия, Красноярский край, район микрорайона "Константиновский", площадью 4,29 га пригоден для ведения дачного строительства. К акту приложена схема земельного участка с указанием его границ и границ смежных земельных участков (л.д. 15-17).
Администрацией в газете "Емельяновские вести" от 15.06.2011 N 24 опубликовано сообщение о возможном выделении земельного участка, расположенного по адресу: Емельяновский район, район микрорайона "Константиновский" для организации дачного некоммерческого товарищества площадью 4,29 га (л.д. 18-19).
Постановлением администрации Емельяновского района от 20.01.2012 N 105 (с учетом постановления от 29.02.2012 N 490) товариществу "Лада" предварительно согласовано место размещения земельного участка для ведения дачного строительства, расположенного согласно адресного ориентира: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Элитовский сельсовет, 50 метров западнее микрорайона "Константиновский", площадью 42 816,0 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения; утвержден акт выбора и обследования указанного земельного участка для ведения дачного строительства от 06.06.2011 (л.д. 20, 109).
По договору от 19.05.2011 N 364, заключенному между ДНТ "Лада" и Муниципальным автономным учреждением "Земля", проведены работы по межеванию земельного участка, подготовлен межевой план от 21.03.2012 (л.д. 91-102).
Согласно кадастровому паспорту от 14.05.2012 N 24/12-134691 земельный участок с кадастровым номером 24:11:0270003:312 поставлен на кадастровый учет 12.05.2012, имеет адрес: Россия, Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Элитовский сельсовет, ДНТ "Лада", площадь 42 816 кв. м (л.д. 21).
Товарищество "Лада" 11.09.2012 обратилось в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Элитовский сельсовет, ориентир микрорайон "Костантиновский", примерно в 50 метрах от ориентира по направлению на запад, с кадастровым номером 24:11:0270003:312, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения дачного строительства (л.д. 23).
В письме от 21.09.2012 N 3620 администрация Емельяновского района сообщила о том, что для удовлетворения заявления о предоставлении земельного участка необходимо предоставить список членов товарищества "Лада" (л.д. 24).
Протоколом от 30.10.2012 N 1 общего собрания членов ДНТ "Лада" в состав приняты члены товарищества (л.д. 25-27).
Сопроводительным письмом от 28.11.2012 N 3311 администрация Емельяновского района обратилась в адрес администрации Солонцовского сельсовета для рассмотрения возможности и необходимости использования испрашиваемого ДНТ "Лада" земельного участка на предмет предоставления в собственность муниципального образования Солонцовский сельсовет, для обеспечения жителей местами общего пользования (л.д. 67).
Письмом от 05.12.2012 N 3371 Администрация Емельяновского района сообщила товариществу "Лада" о том, что во избежание отмены решения о предоставлении земельного участка в аренду, необходимо получить согласие Солонцовского сельсовета, поскольку земельный участок находится неподалеку от Солонцевского сельсовета и не были предусмотрены подъездные пути к данному земельному участку. В связи с вышеизложенным, пакет документов направлен на согласование в Солонцовский сельсовет (л.д. 28).
Не согласившись с указанными действиями администрации, выраженными в письме от 05.12.2012 N 3371, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом правил распределения бремени доказывания соответствие оспариваемого ненормативного акта (решения, действий, бездействия) закону или иным нормативным правовым актам доказывает орган, осуществляющий публичные полномочия, а нарушение прав и охраняемых законом интересов доказывает лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что администрация не доказала, что оспариваемые действия по направлению пакета документов заявителя на согласование в Солонцовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, выраженные в письме от 05.12.2012 N 3371, соответствуют закону, а заявителем доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, товарищество "Лада" 11.09.2012 обратилось в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Элитовский сельсовет, ориентир микрорайон "Костантиновский", примерно в 50 метрах от ориентира по направлению на запад, с кадастровым номером 24:11:0270003:312, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения дачного строительства (л.д. 23).
Письмом от 05.12.2012 N 3371 Администрация Емельяновского района сообщила товариществу "Лада" о том, что во избежание отмены решения о предоставлении земельного участка в аренду, необходимо получить согласие Солонцовского сельсовета, поскольку земельный участок находится неподалеку от Солонцевского сельсовета и не были предусмотрены подъездные пути к данному земельному участку. В связи с вышеизложенным, пакет документов направлен на согласование в Солонцовский сельсовет (л.д. 28).
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
При этом, в пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) предусмотрено, что данный Закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Из содержания изложенных норм права следует, что земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и Законом N 66-ФЗ. При этом, законодателем установлен приоритет Земельного кодекса Российской Федерации перед нормами Закона N 66-ФЗ.
Главой III Закона N 66-ФЗ урегулирован порядок зонирования и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков. Так, статьей 13 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (часть 1). Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (часть 2). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (часть 2).
Статьей 14 Закона N 66-ФЗ предусмотрен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (часть 1). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (часть 2). На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (часть 3). После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков (часть 4).
Таким образом, изложенные нормы права регулируют порядок предоставления в собственность земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (персональный состав которых формируется органом местного самоуправления) на основании выбранного органом местного самоуправления варианта размещения земельных участков и их размеров. Указанные положения Закона N 66-ФЗ не регулируют порядок предоставления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям земельных участков в аренду для ведения дачного строительства.
Статьей 15 Закона N 66-ФЗ установлено, что на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества) (часть 1).
Главой VII (статьи 32 - 34) Закона N 66-ФЗ установлен порядок организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствии со статьей 32 Закона N 66-ФЗ разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил (часть 1). Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения. Огородническое некоммерческое объединение, уставом которого не предусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного земельного участка без составления проекта организации и застройки территории такого объединения (часть 2). Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются: материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий; архитектурно-планировочное задание; технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок. Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются: проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с пояснительной запиской; сметно-финансовые расчеты; графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей. Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления. Сведения о документах, удостоверяющих право такого объединения на землю, запрашиваются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении) (часть 3).
Таким образом, главой VII Закона N 66-ФЗ установлен порядок организации и застройки территории уже сформированного (созданного) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, который предполагает разработку проекта организации и застройки территории и обустройство выделенного такому объединению земельного участка после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок.
На основании изложенных норм права суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что следует различать этап предоставления земельного участка для размещения (организации) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и этап осуществления на выделенном такому объединению земельном участке застройки и обустройства территории. Следовательно, для осуществления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением строительства на земельном участке, такой земельный участок должен быть предоставлен указанному объединению в установленном порядке.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, к которым в том числе относится предоставление земельного участка для размещения (организации) садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, урегулирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Данной нормой предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3). Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5).
В соответствии со статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" администрация является уполномоченным органом местного самоуправления по распоряжению испрашиваемым заявителем земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, что ответчиком не оспаривается.
Как следует из материалов дела, товарищество, перечень членов которого утвержден общим собранием товарищества 30.10.2012 (л.д. 25-27), обратилось в администрацию с заявлением от 11.09.2012 о предоставлении в аренду сроком на 4 года земельного участка для ведения дачного строительства (л.д. 23), в котором определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявителем проведено межевание, испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый паспорт на спорный земельный участок предоставлен в администрацию вместе с заявлением от 11.09.2012.
Из пояснений ответчика следует, что нормативный акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, предусмотренный пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией на момент подачи и рассмотрения заявления товарищества от 11.09.2012 не принят; зонирование территории для размещения дачного некоммерческого объединения органом местного самоуправления не проводилось; фонд перераспределения земель не создан.
Вместе с тем, указанные обстоятельства, связанные с порядком организации работы в органе местного самоуправления, в силу Закона N 66-ФЗ и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и установленных по делу обстоятельств, не могут служить правомерным основанием для отказа гражданам и их объединениям в реализации прав, предусмотренных Законом N 66-ФЗ и Земельным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что администрацией опубликовано сообщение о возможном выделении спорного земельного участка для организации дачного некоммерческого товарищества площадью 4,29 га; доказательств наличия иных заинтересованных лиц на предоставление спорного земельного участка администрацией в материалы дела не представлено. Также администрацией не приведено доводов и доказательств о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зонах, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (часть 1 статьи 15 Закона N 66-ФЗ) и имеются иные предусмотренные законом основания отказа в предоставлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным действие администрации по направлению документов заявителя о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:11:0270003:312 на согласование в Солонцовский сельсовет Емельяновского района, выраженного в письме от 05.12.2012 N 3371, и обязал администрацию Емельяновского района в течение двух недель со дня принятия настоящего решения принять ненормативный акт о предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Лада" в аренду сроком на четыре года земельного участка категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного строительства, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Элитовский сельсовет, ориентир микрорайон "Константиновский", примерно в 50 метрах от ориентира по направлению на запад, с кадастровым номером 24:11:0270003:312, общей площадью 42 816 кв. м.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе. Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" апреля 2013 года по делу N А33-2167/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Н.А.МОРОЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)