Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя, Садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады", - Дзыгарь Я.Г., председатель правления товарищества, протокол от 26.09.2011,
от заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации г. Перми, - Чухно А.А., доверенность от 21.01.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 июля 2013 года
по делу N А50-6678/2013,
вынесенное судьей И.Е.Ремянниковой,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады" (ОГРН 1115905006062, ИНН 5905287454)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении:
- - земельного участка общей площадью 6092 кв. м по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе;
- - земельного участка общей площадью 2736 кв. м западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе, содержащееся в письме Департамента земельных отношений г. Перми N И-21-01-09-530 от 16.01.2013;
- об обязании Департамента земельных отношений г. Перми утвердить и выдать схемы расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении указанных земельных участков.
Решением суда от 19 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента земельных отношений г. Перми об отказе в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении:
- - земельного участка общей площадью 6092 кв. м по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе;
- - земельного участка общей площадью 2736 кв. м западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе, содержащееся в письме Департамента земельных отношений г. Перми N И-21-01-09-530 от 16.01.2013.
На Департамент земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594; ИНН 5902293379) возложена обязанность повторно рассмотреть заявление СНТ "Городские сады" в соответствии с требованиями ст. 34 ЗК РФ, Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. N 260. При принятии решения о возможности предоставления земельных участков осуществить действия, предусмотренные ст. 34 ЗК РФ и указанным выше Порядком... по информированию о предстоящем предоставлении земельных участков в печатных средствах массовой информации, утверждению и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
Заинтересованное лицо с решением суда от 19 июля 2013 года не согласно, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В жалобе указывает фактические обстоятельства дела. Указывает, что поскольку цели садоводства предусматривают осуществление строительства, нормы, содержащиеся в ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядке не подлежат применению к рассматриваемым отношениям. Для целей ведения садоводства земельный участок может быть предоставлен только для целей строительства и по установленной процедуре. Полагает, что рассмотрение заявление от 03.12.2012 об утверждении схемы расположения земельного участка как заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, противоречит положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2.1 Порядка. Ни положениями Земельного кодекса Российской Федерации, ни правилами, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по изготовлению Схемы. Возложение на Департамент обязанности по утверждению и выдаче Схемы расположения земельных участков преждевременно.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.08.2012 года Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" подало два заявления о предоставлении в аренду земельных участков сроком на 11 месяцев для целей, не связанных со строительством, под садоводство, а именно:
- земельного участка общей площадью 6092 кв. м по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе,
- земельного участка общей площадью 2736 кв. м западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе.
24.09.2012 года Департамент земельных отношений администрации г. Перми сообщил о невозможности удовлетворения просьбы заявителя. Ответ мотивирован тем, что в соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения, которые по смыслу ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации находятся за границами населенных пунктов.
03.12.2012 года Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" подало в Департамент земельных отношений администрации г. Перми заявление об утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении обоих испрашиваемых участков.
16.01.2013 года заявителю направлен ответ за N И-21-01-09-530, в котором указано на невозможность предоставления земельных участков для ведения садоводства в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также вновь указано на причины отказа, сформулированные в письме от 24.09.2013 года.
Полагая, что решение об отказе в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении вышеуказанных земельных участков является незаконным, Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
По правилам п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 14 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но он не исключает применение общих правил предоставления земельных участков при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Из материалов дела следует, что Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельных участков под садоводство.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее - Порядок).
Вышеуказанный Порядок предусматривает следующее.
Пункт 1.8.1. Земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов, могут предоставляться для:
- размещения автостоянок открытого типа,
- открытого складирования (в частности, черных и цветных металлов, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.),
- организации мест отдыха,
- благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку,
- увеличения ранее предоставленного под объекты недвижимости земельного участка до максимальных размеров, установленных правовыми актами города Перми,
- иных целей, не связанных со строительством.
Пункт 2.1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (далее - заявители), обращаются с заявлением в уполномоченный орган в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 2.5 Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка. При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации г. Перми, перечень которых устанавливается администрацией г. Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка. Указанные органы в течение 10 дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией г. Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
В силу п. 2.6 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в 2-недельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом.
В соответствии с п. 1.6.-1.6.1.12. Порядка установлены критерии предоставления земельных участков, а также случаи, когда предоставление земельных участков невозможно.
Представленные в материалы дела доказательства при оценке их в совокупности (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое решение не содержит указания ни на одно основание, препятствующее предоставлению земельных участков, из числа предусмотренных Порядком.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заинтересованного лица, заявленным в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, в связи с чем, отклоняются.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2013 по делу N А50-6678/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2013 N 17АП-10310/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-6678/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. N 17АП-10310/2013-ГК
Дело N А50-6678/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,
при участии:
от заявителя, Садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады", - Дзыгарь Я.Г., председатель правления товарищества, протокол от 26.09.2011,
от заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации г. Перми, - Чухно А.А., доверенность от 21.01.2013,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента земельных отношений администрации г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 19 июля 2013 года
по делу N А50-6678/2013,
вынесенное судьей И.Е.Ремянниковой,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Городские сады" (ОГРН 1115905006062, ИНН 5905287454)
к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми
о признании незаконным решения,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении:
- - земельного участка общей площадью 6092 кв. м по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе;
- - земельного участка общей площадью 2736 кв. м западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе, содержащееся в письме Департамента земельных отношений г. Перми N И-21-01-09-530 от 16.01.2013;
- об обязании Департамента земельных отношений г. Перми утвердить и выдать схемы расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении указанных земельных участков.
Решением суда от 19 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Департамента земельных отношений г. Перми об отказе в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении:
- - земельного участка общей площадью 6092 кв. м по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе;
- - земельного участка общей площадью 2736 кв. м западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе, содержащееся в письме Департамента земельных отношений г. Перми N И-21-01-09-530 от 16.01.2013.
На Департамент земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594; ИНН 5902293379) возложена обязанность повторно рассмотреть заявление СНТ "Городские сады" в соответствии с требованиями ст. 34 ЗК РФ, Порядком предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 23 октября 2007 г. N 260. При принятии решения о возможности предоставления земельных участков осуществить действия, предусмотренные ст. 34 ЗК РФ и указанным выше Порядком... по информированию о предстоящем предоставлении земельных участков в печатных средствах массовой информации, утверждению и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте.
Заинтересованное лицо с решением суда от 19 июля 2013 года не согласно, в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В жалобе указывает фактические обстоятельства дела. Указывает, что поскольку цели садоводства предусматривают осуществление строительства, нормы, содержащиеся в ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Порядке не подлежат применению к рассматриваемым отношениям. Для целей ведения садоводства земельный участок может быть предоставлен только для целей строительства и по установленной процедуре. Полагает, что рассмотрение заявление от 03.12.2012 об утверждении схемы расположения земельного участка как заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, противоречит положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2.1 Порядка. Ни положениями Земельного кодекса Российской Федерации, ни правилами, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по изготовлению Схемы. Возложение на Департамент обязанности по утверждению и выдаче Схемы расположения земельных участков преждевременно.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.08.2012 года Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" подало два заявления о предоставлении в аренду земельных участков сроком на 11 месяцев для целей, не связанных со строительством, под садоводство, а именно:
- земельного участка общей площадью 6092 кв. м по ул. Александра Пархоменко, восточнее дома N 20 в Орджоникидзевском районе,
- земельного участка общей площадью 2736 кв. м западнее коллективного сада "Васильевка" (ул. Водозаборная) в Орджоникидзевском районе.
24.09.2012 года Департамент земельных отношений администрации г. Перми сообщил о невозможности удовлетворения просьбы заявителя. Ответ мотивирован тем, что в соответствии с п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения, которые по смыслу ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации находятся за границами населенных пунктов.
03.12.2012 года Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" подало в Департамент земельных отношений администрации г. Перми заявление об утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении обоих испрашиваемых участков.
16.01.2013 года заявителю направлен ответ за N И-21-01-09-530, в котором указано на невозможность предоставления земельных участков для ведения садоводства в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также вновь указано на причины отказа, сформулированные в письме от 24.09.2013 года.
Полагая, что решение об отказе в утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровой схеме в отношении вышеуказанных земельных участков является незаконным, Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
По правилам п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 14 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Порядок предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (статья 81 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Законом N 66-ФЗ закреплен порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но он не исключает применение общих правил предоставления земельных участков при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Из материалов дела следует, что Садоводческое некоммерческое товарищество "Городские сады" обратилось в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельных участков под садоводство.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее - Порядок).
Вышеуказанный Порядок предусматривает следующее.
Пункт 1.8.1. Земельные участки для целей, не связанных со строительством, без размещения временных объектов, могут предоставляться для:
- размещения автостоянок открытого типа,
- открытого складирования (в частности, черных и цветных металлов, стройматериалов, пиломатериалов, грунта и т.д.),
- организации мест отдыха,
- благоустройства территории, прилегающей к ранее предоставленному под объекты недвижимости земельному участку,
- увеличения ранее предоставленного под объекты недвижимости земельного участка до максимальных размеров, установленных правовыми актами города Перми,
- иных целей, не связанных со строительством.
Пункт 2.1. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (далее - заявители), обращаются с заявлением в уполномоченный орган в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 2.5 Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка. При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации г. Перми, перечень которых устанавливается администрацией г. Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка. Указанные органы в течение 10 дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией г. Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
В силу п. 2.6 Порядка, уполномоченный орган в сфере земельных отношений в 2-недельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом.
В соответствии с п. 1.6.-1.6.1.12. Порядка установлены критерии предоставления земельных участков, а также случаи, когда предоставление земельных участков невозможно.
Представленные в материалы дела доказательства при оценке их в совокупности (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое решение не содержит указания ни на одно основание, препятствующее предоставлению земельных участков, из числа предусмотренных Порядком.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам заинтересованного лица, заявленным в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, в связи с чем, отклоняются.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 19.07.2013 по делу N А50-6678/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)