Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2013 N 18АП-1723/2013 ПО ДЕЛУ N А07-17591/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. N 18АП-1723/2013

Дело N А07-17591/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ершовой Е.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2012 года по делу N А07-17591/2012 (судья Галимовва Н.Г.).
В заседании приняли участие представители:
Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан - Байгулова А.Р. (доверенность от 09.01.2013 N 18-1),
некоммерческой организации "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" - Муллаянова Д.И. (доверенность от 14.05.2012 N 9).
Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Республике Башкортостан, антимонопольный орган) решения от 14.09.2012 по делу N А-271/15-12 и предписания от 14.09.2012 N 105.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан" (далее - организация, Фонд строительства) и Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство Республики Башкортостан).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2012 по настоящему делу заявленные администрацией требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС России по Республике Башкортостан просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права при принятии решения. В частности, заинтересованное лицо указывает на то, что судом первой инстанции не учтено, что федеральным законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков для целей жилищного строительства без проведения торгов, кроме случаев, установленных пп. 5. и 5.1 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30, п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Также УФАС России по Республике Башкортостан, ссылаясь на ст. 30.1 ЗК РФ ссылается на то, что предоставление земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), что также следует из содержания Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Кроме того, судом первой инстанции не учтены условия п. 5 Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, для строительства жилья экономического класса, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.04.2012 N 110 (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16.04.2012 N 110), согласно которому, получатели субсидий определяются исключительно путем конкурсного отбора. Арбитражным судом первой инстанции не учтены положения п. 6 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ), согласно которым, социально ориентированным организациям, предоставляются нежилые помещения, а не земельные участки. Судом первой инстанции не учтено, что нормы Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з), касающиеся бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, - противоречат п. 2 ст. 30 и п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. По мнению антимонопольного органа, действия администрации были обоснованно квалифицированы им, как нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившееся в незаконном предоставлении организации возможности приобретения земельного участка для жилищного строительства, без проведения процедур публичных торгов, что является необоснованным предоставлением льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту и приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Заявителем и Правительством Республики Башкортостан представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых данные участники процесса просят оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Представитель Фонда строительства в судебном заседании пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и удовлетворению не подлежит.
Правительство Республики Башкортостан, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Ишмиярова Ю.Р., работник УФАС России по Республике Башкортостан допущена в процесс в качестве слушателя, по причине неподтверждения данным лицом права представлять интересы антимонопольного органа в арбитражных судах (представленная доверенность от 10.01.2013 N 18, выданная УФАС России по Республике Башкортостан Ишмияровой Ю.Р., в нарушение п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, не скреплена печатью). Подлинная доверенность УФАС России по Республике Башкортостан от 10.01.2013 N 18 на имя Ишмияровой Ю.Р. приобщена к материалам дела N А07-17591/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
С учетом мнения представителей администрации и Фонда строительства, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей лиц. участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 13.03.2013, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из имеющихся в деле документов следует, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения дела N А-271/15-12 по признакам нарушения заявителем ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", 14.09.2012 вынесено решение, которым администрация признана нарушившей требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Также антимонопольным органом заявителю 14.09.2012 выдано предписание N 105, которым администрации предписывалось прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ путем отмены постановления главы администрации городского округа город Стерлитамак от 29.06.2012 N 1563 "О предоставлении бесплатно НКО Фонд строительства социального жилья РБ земельных участков, расположенных по Стерлибашевскому тракту" и о выполнении настоящего предписания сообщить в УФАС России по Республике Башкортостан в срок до 14.10.2012.
При этом антимонопольный орган, вынося упомянутые решения и предписания, установил что в целях организации массового строительства социального жилья и эффективного решения жилищных вопросов населения Республики Башкортостан, Указом Президента Республики Башкортостан от 21.01.2011 N УП-9 создана некоммерческая организация "Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан", учредителем которой является государственное унитарное предприятие "Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан".
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21.06.2011 N 736-р утвержден план мероприятий по организации строительства социального жилья в Республике Башкортостан, которым в частности утвержден сводный перечень земель для комплексного освоения и строительства социального жилья в Республике Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, органам местной исполнительной власти рекомендовано обеспечить предоставление участков из перечня земель для строительства социального жилья.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254 утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254), которым в частности, органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять аналогичный порядок на местах.
Решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з утвержден Порядок бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
Администрацией городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан 29.06.2012 издано постановление N 1563 "О предоставлении бесплатно в собственность Некоммерческой организации Фонд строительства социального жилья Республики Башкортостан земельных участков, расположенных по Стерлибашевскому тракту", которым, со ссылкой на ст. 28 ЗК РФ, ч. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, решение Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з, Фонду строительства предоставлены бесплатно в собственность земельные участки, из категории земель населенных пунктов, расположенные по Стерлибашевскому тракту, для строительства и обслуживания многоквартирных домов.
УФАС России по Республике Башкортостан расценило данное постановление, как нарушающее требования ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку, по мнению антимонопольного органа, в силу условий п. 11 ст. 1, ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства, в собственность, без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования администрации пришел к выводу об отсутствии со стороны заинтересованного лица, факта нарушения требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными и оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу условий абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 части 3 статьи 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (здесь и далее - в редакции Закона Республики Башкортостан от 21.03.2011 N 378-з) установлено, что Правительство Республики Башкортостан устанавливает порядок бесплатного предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, земельных участков в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.1 и 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Земельные участки предоставляются бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, в целях строительства жилых помещений, реализуемых с предоставлением государственной поддержки гражданам, нуждающимся в жилых помещениях (ч. 1.1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з).
Согласно пункту 1.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, настоящий Порядок разработан в целях установления условий и процедур предоставления земельных участков в собственность бесплатно социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан (далее - социально ориентированные организации), в целях строительства социального жилья в Республике Башкортостан и реализации гражданами их конституционного права на жилище.
Решение о предоставлении земельных участков социально ориентированной организации в собственность бесплатно без проведения торгов принимается в случае, если земельный участок поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка определены в соответствии с федеральными законами (п. 1.7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254).
Условия аналогичного характера содержались в Порядке бесплатного предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з (в частности, пункты 1.1, 1.2, 1.6 (т. 1, л.д. 63-65).
В рассматриваемой ситуации антимонопольным органом не установлено, что предоставленные Фонду строительства бесплатно земельные участки не были поставлены на кадастровый учет, равно как не были определены границы земельных участков в соответствии с федеральными законами (пункты 1.7, 1.6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254 и Порядка, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з соответственно).
Напротив, представленные в материалы дела N А07-17591/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан доказательства, в том числе имевшиеся у антимонопольного органа на момент вынесения оспариваемых решения и предписания, свидетельствуют об обратном (т. 1, л.д. 55, 56, 61, 62).
Наличие в Порядке, утвержденном решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011 N 2-5/56з пункта 1.3, предусматривавшего предоставление земельных участков социально ориентированным организациям в собственность бесплатно без проведения торгов, применительно к рассматриваемой ситуации не имеет значения, так как предметом рассмотрения возбужденного антимонопольным органом дела по признакам нарушения заявителем ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, являлось постановление администрации от 29.06.2012 N 1563.
Нормы п. 2, пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительно на которые, антимонопольный орган сослался в оспариваемом заявителем решении, к рассматриваемым правоотношениям неприменимы, равно как, неприменимыми к спорной ситуации являются и те нормы Земельного кодекса Российской Федерации, на которые заинтересованное лицо сослалось в апелляционной жалобе, однако, не упоминая их, ранее, при вынесении оспариваемых заявителем решения и предписания.
Статьи 30 и 30.1 ЗК РФ не регламентируют вопросы безвозмездного предоставления в собственность земельных участков.
Соответственно, норма ч. 4 ст. 11 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з, согласно которой, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, производится без проведения торгов (аукционов, конкурсов), - является специальной, и не противоречит условиям абз. 1 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, поскольку в данной ситуации Фонд строительства, исходя из условий п. п. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ создан для достижения определенных социальных целей и не преследует целью, извлечение прибыли, - отсутствуют условия, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как предоставление земельных участков социально ориентированным организациям носит заявительный характер (раздел 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.07.2011 N 254, раздел 2 Порядка, утвержденного решением Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан от 13.10.2011) и, следовательно, не создает преимуществ одной социально ориентированной организации по отношению к другой, а равно, не приводит и не может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ссылки заинтересованного лица в апелляционной жалобе на нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", судом апелляционной инстанции не принимаются, как не имеющие отношения к рассматриваемому спору. Вопросы субсидирования Фонда строительства не были предметом исследования антимонопольного органа в ходе рассмотрения дела о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и не имеют значения при рассмотрении настоящего спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26 декабря 2012 года по делу N А07-17591/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
В.Ю.КОСТИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)