Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N А10-632/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N А10-632/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 мая 2013 г. по делу N А10-632/2013, (суд первой инстанции - Кушнарева Н.П.)

установил:

Индивидуальный предприниматель Табдаев Жаргал Сергеевич (ОГРН 305032318800010, ИНН 032300759514, далее - ИП Табдаев, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, далее - Комитет) о признании незаконным решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка и обязать ответчика предоставить ему в аренду испрашиваемый земельный участок, расположенный вблизи дома 54 по проспекту Строителей с кадастровым номером 03:24:032801:0021, площадью 100 кв. м для размещения объекта общественного питания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ (ОГРН 1080326002778, ИНН 0323339344, далее - Управление) и гражданин Сахаровский Сергей Николаевич.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2013 года по делу N А10-632/2013 заявленные требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ в предоставлении индивидуальному предпринимателю Табдаеву Жаргалу Сергеевичу в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Строителей, вблизи жилого дома 54, выраженный в письме от 07.02.2013 N 00230701, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд первой инстанции обязал Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Табдаева Жаргала Сергеевича в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу лицами, участвующими в деле, не представлен.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.07.2013. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Из материалов дела следует, что Табдаев Жаргал Сергеевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 305032318800010.
23 мая 2006 года Комитетом на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение о предоставлении в аренду гражданке Скоблик Л.С. земельного участка с кадастровым номером 03:24:032801:0021, площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, проспект Строителей 54 "б".
22 июня 2006 года Комитетом и Скоблик Л.С. заключен договор аренды названного земельного участка для размещения временного объекта общественного питания сроком по 22 апреля 2007 года.
23 августа 2007 года на основании решения Комитета между Скоблик Л.С. и Комитетом заключен договор аренды названного земельного участка для размещения временного объекта общественного питания сроком по 22 июля 2008 года.
29 декабря 2007 года Табдаев Ж.С. и Сахаровский С.Н. приобрели у Скоблик Л.С. соответственно 2/3 и 1/3 доли закусочной, состоящей из деревянного строения, площадью 100 кв. м, расположенной по адресу: г. Улан-Удэ, проспект Строителей 54 "б" (т. 1 л.д. 64).
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20 апреля 2011 года (вступившим в законную силу 12 мая 2011 года) на Скоблик Л.С. возложена обязанность освободить и передать Комитету по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 03:24:032801:0021, площадью 100 кв. м, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, проспект Строителей 54 "б".
28 апреля 2011 года ИП Табдаев Ж.С. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 03:24:032801:0021, площадью 100 кв. м, расположенного по проспекту Строителей 54 "б" в г. Улан-Удэ для использования в целях размещения закусочной.
11 мая 2011 года Комитет отказал в предоставлении названного земельного участка, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок не вошел в схему размещения объектов мелкорозничной торговли.
Решение Комитета от 11 мая 2011 года оспорено заявителем в суде.
10 августа 2011 года Арбитражным судом Республики Бурятия по делу N А10-1802/2011 в удовлетворении требований ИП Табдаева Ж.С. отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2011 года (вступившим в законную силу) решение Арбитражного суда Республики Бурятии от 10 августа 2011 года отменено, требования ИП Табдаева Ж.С. удовлетворены: отказ Комитета в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:032801:0021, площадью 100 кв. м, расположенного по проспекту Строителей 54 "б" в г. Улан-Удэ, выраженный в письме от 11 мая 2011 года, признан незаконным как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации; на Комитет возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ИП Табдаева Ж.С. в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Кроме этого, 14 сентября 2011 года ИП Табдаев Ж.С. обратился в Комитет по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ с заявлением, которым просил включить принадлежащую ему закусочную, расположенную по адресу: Улан-Удэ, проспект Строителей 54 "б", в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Письмом от 11 октября 2011 года Комитет по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ уведомил предпринимателя о фактической невозможности включения закусочной в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Данное письмо оспорено заявителем в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2012 года по делу N А10-4277/2011 требования ИП Табдаева Ж.С. о признании незаконным письма от 11 октября 2011 года оставлены без удовлетворения.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 мая 2012 года (вступившим в законную силу) решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2012 года отменено, требования ИП Табдаева Ж.С. удовлетворены: отказ Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму Администрации г. Улан-Удэ, изложенный в письме от 11 октября 2011 года, во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов павильона-закусочной по адресу: г. Улан-Удэ, проспект Строителей 54 "б", признан незаконным как несоответствующий требованиям законодательства о государственном регулировании торговой деятельности.
11 декабря 2012 года ИП Табдаев Ж.С. обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 03:24:032801:0021, площадью 100 кв. м, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, проспект Строителей 54 "б" для размещения объекта общественного питания (л.д. 74). К заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка кадастровым номером 03:24:032801:0021.
29 января 2013 года Комитетом в Управление направлено письмо с просьбой дачи заключения о возможности предоставления указанного земельного участка для испрашиваемых целей.
04 февраля 2013 года Управлением в Комитет направлено заключение о невозможности предоставления указанного земельного участка, в связи с тем, что по испрашиваемому земельному участку проходят инженерные сети.
Решением Комитета от 07 февраля 2013 года N 00230701 ИП Табдаеву Ж.С. в предоставлении земельного участка для размещения объекта общественного питания отказано, поскольку по участку проходят инженерные сети.
Не согласившись с решением Комитета от 07 февраля 2013 года, предприниматель оспорил его в Арбитражном суде республики Бурятия, который заявленные требования удовлетворил.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального и процессуального права апелляционным судом отклоняются как несостоятельные. При этом апеллянт и не указывает в жалобе какие нормы материального и процессуального права были нарушены судом первой инстанции.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 - 3 данной статьи:
- органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
- граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
- в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с названной нормой Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности (далее - Положение).
В силу пункта 3.1 Положения предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в собственность или в аренду за плату на торгах или без проведения торгов на срок не более 3 лет.
Пунктом 3.2 Положения определено, что предоставление земельных участков осуществляется в аренду на срок не более 1 года для целей размещения объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, в т.ч. нестационарных объектов торговли, общественного питания, бытовых услуг.
Согласно пунктам 3.3 - 3.6 Положения гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подает в Комитет заявление. Комитет в трехдневный срок направляет со дня регистрации заявления направляет его в Управление, которое в семидневный срок со дня его поступления определяет возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил и направляет заключение о возможности или невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей в Комитет. Комитет в случае невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей в семидневный срок со дня поступления указанного заключения дает заявителю мотивированный письменный отказ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Табдаев обратился в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством. К заявлению была приложена копия кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 03:24:032801:0021. Данное заявление направлено Комитетом в Управление для дачи заключения о возможности предоставления земельного участка. Управлением установлена невозможность предоставления земельного участка в аренду, поскольку по нему проходят инженерные сети (л.д. 88). В связи с этим, 07 февраля 2013 года Комитет отказал заявителю в предоставлении земельного участка со ссылкой на Постановление Правительства Республики Бурятия от 13 января 2011 года N 6.
Пунктом 3.3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13 января 2011 года N 6 предусмотрено, что нестационарные торговые объекты не должны располагаться на инженерных сетях и коммуникациях и в их охранных зонах.
Как следует из преамбулы данного Постановления оно принято во исполнение пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Однако, данный Федеральный закон не регулирует вопросы, связанные с земельными отношениями.
В то же время, Земельный кодекс Российской Федерации не запрещает предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, на которых расположены инженерные сети и коммуникации либо в их охранных зонах.
При этом ни в заключении Управления, ни в оспариваемом решении не указано какие именно инженерные сети проходят по спорному земельному участку. Не представлены такие сведения и суду первой инстанции.
Довод Комитета об ошибочном выводе суда первой инстанции о недоказанности наличия сетей под испрашиваемым ИП Табдаевым Ж.С. земельным участком также отклоняется как несостоятельный.
Так, в материалы дела представлен ситуационный план, из которого невозможно сделать вывод о том, что по земельному участку с кадастровым номером 03:24:032801:0021 действительно проходят инженерные сети.
При этом заключение уполномоченного органа - Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ о наличии на испрашиваемом земельном участке инженерных сетей, на которое ссылается апеллянт, указанного также не подтверждает, поскольку в силу статьи 68 АПК РФ не является надлежащим доказательством, подтверждающим наличие инженерных сетей на земельном участке.
Иных доказательств, подтверждающих их наличие, в деле не имеется.
Кроме этого, как следует из материалов дела, предприниматель отрицает наличие на указанном земельном участке инженерных сетей, ссылаясь на то, что при согласовании границ земельного участка, его конфигурации и площади были учтены проходящие вокруг земельного участка инженерные сети и их охранные зоны, что отражено в землеустроительном деле N 02-50 (л.д. 55-70).
Данные доводы заявителя Комитетом не опровергнуты.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Комитетом не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, на основании которых было принято оспариваемое решение.
Таким образом, решение Комитета, изложенное в письме от 07 февраля 2013 года N 00230701, об отказе в предоставлении ИП Табдаеву земельного участка в аренду противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и лишает его возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере предоставления услуг общественного питания.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2013 года по делу N А10-632/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)