Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления оглашена 10.09.2013
постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.
при ведении протокола помощником судьи Гумеровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2013
по делу N А40-48509/13, принятое судьей Корогодовым И.В. (139-462),
по заявлению ООО "Лестехстрой" (142160, Москва, ЛМС поселок)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, Москва, Орликов пер., д. 10), Управление Росреестра по Московской области (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 13)
- о признании незаконными действий;
- при участии:
- от заявителя: Хоцянова Е.И. по доверенности от 27.03.2013;
- от заинтересованных лиц: Нерсесян А.Б. по доверенности от 10.12.2013; ФКП "Росреестра", от Управления Росреестра по Московской области - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2013 признаны незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030331:46, общей площадью 44.700 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, Вороновское с/п, вбл. д. Юдановка и на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложена обязанность в течение месяца с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030331:46, общей площадью 44.700 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, Вороновское с/п, вбл. д. Юдановка.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители учреждения и ООО "Лестехстрой" в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 19.11.2010 постановлением N 2524 администрации Подольского муниципального района Московской области принято решение предоставить ООО "Лестехстрой" (ОГРН 1027705006185) (в собственность за плату земельный участок площадью 44.700 кв. м с кадастровым номером 50:27:0030331:46, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, сельское поселение Вороновское, вблизи д. Юдановка, находящийся в государственной собственности, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для обслуживания и использования недвижимого имущества, для сельскохозяйственного производства.
10.12.2010 муниципальное образование Подольский муниципальный район в лице Комитета по управлению имуществом администрации Подольского района Московской области (в качестве продавца) и заявитель (в качестве покупателя) заключили договор купли-продажи (купчая) земельного участка, в соответствии с которым муниципальное образование Подольский муниципальный район обязалось передать в собственность обществу земельный участок.
В соответствии с п. 6.2 договора право собственности на земельный участок возникает у общества с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в Подольском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Право собственности общества на земельный участок зарегистрировано 19 января 2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2011 50 - АВ N 593761.
На земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, а именно: (1) коровник на 220 голов с родильным отделением, 1-этажный, общая площадь: 3661, 4 кв. м, инв. N 12905А, лит. А, А1, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Вороновский со., дер. Юдановка, о чем в ЕГРП 16.10.2003 сделана запись регистрации N 50-01/27-26/2003-284.1. Право собственности заявителя подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2003 серия 50 АД N 714373; (2) коровник на 200 голов, 1-этажный, общая площадь: 1328, 60 кв. м, инв. N 12905-Б, лит. Б, Б1, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Вороновский с.о., дер. Юдановка, о чем в ЕГРП 16.10.2003 сделана запись регистрации N 50-01/27-26/2003-283.1. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2003 серия 50 АД N 714374.
13.02.2013 общество обратилось в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве с запросом N 77-0-1-22/4003/2013-9306 о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта земельного участка.
Решением N 77/601/13-4453 от 19.02.2013 Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве отказано заявителю в выдаче кадастрового паспорта земельного участка, мотивируя тем, что на основании п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о спорном земельном участке аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости 04.07.2012.
Считая действия уполномоченного лица не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение об аннулировании сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости является не соответствующим требованиям ст. ст. 15, 24 Закона о кадастре, письму о порядке аннулирования, а также то, что решение об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке нарушает права и законные интересы заявителя в связи с тем, что в результате указанных действий заявителем утрачена возможность совершать в отношении земельного участка какие-либо действия.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным.
Порядок осуществления кадастрового учета на территории Российской Федерации регулируется Законом о кадастре.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения кадастра.
В соответствии с п. 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества отнесены к ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N п/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" (Кадастровая палата) по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" (Кадастровая палата) по субъектам Российской Федерации.
Федеральные бюджетные учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности (п. 1 Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации").
К полномочиям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отнесены, в том числе, полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственному кадастровому учету недвижимого имущества (п. 13 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного Приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331 ФГБУ "ФКП Росреестра", Устав).
Пунктом. 23 Устава предусмотрено, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" вправе создавать свои обособленные подразделения в виде филиалов (представительств) на территории Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами и осуществляют деятельность от имени ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с Приложением к Уставу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществляет свои полномочия на территории г. Москвы и Московской области через свои филиалы - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве и филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области.
В соответствии с Постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13.07.2011 N 347-СФ и от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 01.07.2012 изменены границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения г. Москвой и Московской областью.
В состав города Москвы вошло, в том числе, сельское поселение Вороновское Подольского муниципального района, на территории которого расположен спорный земельный участок.
Таким образом, с 01.07.2012 полномочия по ведению кадастрового учета в отношении земельных участков, расположенных ранее на территории сельского поселения Вороновское Подольского района, возложены на Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из.
В период с 26.02.2010 по 28.11.2012 порядок аннулирования сведений о земельных участках, имеющих временный характер, регламентировался письмом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии N 14-1343-ВК от 26.02.2010 "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер".
Порядок предусматривал перед принятием решения об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, имеющих временный характер, обращение органов кадастрового учета в подразделение, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью получения информации о зарегистрированных правах, зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав (о государственной регистрации аренды), существующих на момент направления запроса правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования. В случае отсутствия указанных сведений, орган кадастрового учета принимал решение об аннулировании.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Московской области осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, утвержденного Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/179).
В связи с тем, что на момент государственной регистрации права собственности заявителя на спорный земельный участок, то есть по состоянию на 19.01.2011 земельный участок находился на территории Московской области, государственная регистрация права заявителя на земельный участок осуществлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Сведения о земельном участке аннулированы из государственного кадастра недвижимости 04.07.2012, то есть на момент принятия решения об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке на земельный участок зарегистрировано право собственности общества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
При этом действующее законодательство не содержит запрета либо ограничения на проведение государственной регистрации права на земельный участок по истечении 2-х лет после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, поскольку такой запрет (ограничение) означал бы невозможность осуществления процедуры государственной регистрации права на земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет более 2-х лет назад.
Таким образом, сведения о земельном участке утратили временный характер с момента государственной регистрации права собственности заявителя на спорный земельный участок, то есть начиная с 19.01.2011 и не подлежали аннулированию из государственного кадастра недвижимости в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о кадастре.
Кроме того, при принятии органами кадастрового учета решения об аннулировании сведений из государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, обязан направить лицу, по заявлению которого земельный участок поставлен на кадастровый учет, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости документы, по указанному в данном заявлении почтовому адресу (п. 4 ст. 24 Закона о кадастре) и направлена копия решения об аннулировании сведений о земельном участке (письмо о порядке аннулирования).
Заявителю в нарушение названных положений, не направлялись решение об аннулировании сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, документы, представленные заявителем в орган, осуществляющий кадастровый учет, вместе с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, доказательств обратного не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Пунктом 3 ст. 15 Закона о кадастре предусмотрена обязанность органов кадастрового учета в срок не более чем 3 рабочих дня со дня государственной регистрации права на объект недвижимости внести в государственный кадастр недвижимости, предусмотренные Законом о кадастре сведения.
Пунктом 10 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" аналогичная обязанность возложена на регистрирующие органы.
Таким образом, при надлежащем взаимодействии заинтересованных лиц, они должны были установить, что на момент принятия решения об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке на земельный участок зарегистрировано право собственности общества.
Отсутствие у органа кадастрового учета сведений о зарегистрированных правах на спорный земельный участок не может свидетельствовать о том, что такой объект не находится в гражданском обороте и в отношении него отсутствуют законные права заинтересованных лиц.
При наличии действующего договора, заключенного сторонами в отношении спорного земельного участка, и (или) иной документально подтвержденной заинтересованности в его использовании, сохранение сведений о нем в государственном кадастре недвижимости необходимо в целях соблюдения принципа стабильности гражданского оборота.
Таким образом, решение об аннулировании сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости является незаконным, так как не соответствует требованиям ст. 15 и 24 Закона о кадастре, Письму о порядке аннулирования.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2013 по делу N А40-48509/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.09.2013 N 09АП-28903/2013 ПО ДЕЛУ N А40-48509/13
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. N 09АП-28903/2013
Дело N А40-48509/13
резолютивная часть постановления оглашена 10.09.2013
постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2013
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.
при ведении протокола помощником судьи Гумеровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2013
по делу N А40-48509/13, принятое судьей Корогодовым И.В. (139-462),
по заявлению ООО "Лестехстрой" (142160, Москва, ЛМС поселок)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, Москва, Орликов пер., д. 10), Управление Росреестра по Московской области (121170, Москва, ул. Поклонная, д. 13)
- о признании незаконными действий;
- при участии:
- от заявителя: Хоцянова Е.И. по доверенности от 27.03.2013;
- от заинтересованных лиц: Нерсесян А.Б. по доверенности от 10.12.2013; ФКП "Росреестра", от Управления Росреестра по Московской области - не явился, извещен;
- установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2013 признаны незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030331:46, общей площадью 44.700 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, Вороновское с/п, вбл. д. Юдановка и на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложена обязанность в течение месяца с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030331:46, общей площадью 44.700 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, Вороновское с/п, вбл. д. Юдановка.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители учреждения и ООО "Лестехстрой" в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 19.11.2010 постановлением N 2524 администрации Подольского муниципального района Московской области принято решение предоставить ООО "Лестехстрой" (ОГРН 1027705006185) (в собственность за плату земельный участок площадью 44.700 кв. м с кадастровым номером 50:27:0030331:46, расположенного по адресу: Московская область, Подольский район, сельское поселение Вороновское, вблизи д. Юдановка, находящийся в государственной собственности, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для обслуживания и использования недвижимого имущества, для сельскохозяйственного производства.
10.12.2010 муниципальное образование Подольский муниципальный район в лице Комитета по управлению имуществом администрации Подольского района Московской области (в качестве продавца) и заявитель (в качестве покупателя) заключили договор купли-продажи (купчая) земельного участка, в соответствии с которым муниципальное образование Подольский муниципальный район обязалось передать в собственность обществу земельный участок.
В соответствии с п. 6.2 договора право собственности на земельный участок возникает у общества с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в Подольском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Право собственности общества на земельный участок зарегистрировано 19 января 2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.01.2011 50 - АВ N 593761.
На земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, а именно: (1) коровник на 220 голов с родильным отделением, 1-этажный, общая площадь: 3661, 4 кв. м, инв. N 12905А, лит. А, А1, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Вороновский со., дер. Юдановка, о чем в ЕГРП 16.10.2003 сделана запись регистрации N 50-01/27-26/2003-284.1. Право собственности заявителя подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2003 серия 50 АД N 714373; (2) коровник на 200 голов, 1-этажный, общая площадь: 1328, 60 кв. м, инв. N 12905-Б, лит. Б, Б1, расположенный по адресу: Московская область, Подольский район, Вороновский с.о., дер. Юдановка, о чем в ЕГРП 16.10.2003 сделана запись регистрации N 50-01/27-26/2003-283.1. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.10.2003 серия 50 АД N 714374.
13.02.2013 общество обратилось в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г. Москве с запросом N 77-0-1-22/4003/2013-9306 о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастрового паспорта земельного участка.
Решением N 77/601/13-4453 от 19.02.2013 Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве отказано заявителю в выдаче кадастрового паспорта земельного участка, мотивируя тем, что на основании п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о спорном земельном участке аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости 04.07.2012.
Считая действия уполномоченного лица не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение об аннулировании сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости является не соответствующим требованиям ст. ст. 15, 24 Закона о кадастре, письму о порядке аннулирования, а также то, что решение об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке нарушает права и законные интересы заявителя в связи с тем, что в результате указанных действий заявителем утрачена возможность совершать в отношении земельного участка какие-либо действия.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным.
Порядок осуществления кадастрового учета на территории Российской Федерации регулируется Законом о кадастре.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о кадастре кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения кадастра.
В соответствии с п. 5.1.3 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества отнесены к ведению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N п/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" (Кадастровая палата) по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" (Кадастровая палата) по субъектам Российской Федерации.
Федеральные бюджетные учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации реорганизованы в форме присоединения к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности (п. 1 Приказ Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации").
К полномочиям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отнесены, в том числе, полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости и государственному кадастровому учету недвижимого имущества (п. 13 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденного Приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331 ФГБУ "ФКП Росреестра", Устав).
Пунктом. 23 Устава предусмотрено, что ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" вправе создавать свои обособленные подразделения в виде филиалов (представительств) на территории Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами и осуществляют деятельность от имени ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с Приложением к Уставу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществляет свои полномочия на территории г. Москвы и Московской области через свои филиалы - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве и филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области.
В соответствии с Постановлениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13.07.2011 N 347-СФ и от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 01.07.2012 изменены границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения г. Москвой и Московской областью.
В состав города Москвы вошло, в том числе, сельское поселение Вороновское Подольского муниципального района, на территории которого расположен спорный земельный участок.
Таким образом, с 01.07.2012 полномочия по ведению кадастрового учета в отношении земельных участков, расположенных ранее на территории сельского поселения Вороновское Подольского района, возложены на Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из.
В период с 26.02.2010 по 28.11.2012 порядок аннулирования сведений о земельных участках, имеющих временный характер, регламентировался письмом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии N 14-1343-ВК от 26.02.2010 "Об аннулировании сведений о земельных участках, имеющих временный характер".
Порядок предусматривал перед принятием решения об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, имеющих временный характер, обращение органов кадастрового учета в подразделение, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью получения информации о зарегистрированных правах, зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав (о государственной регистрации аренды), существующих на момент направления запроса правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования. В случае отсутствия указанных сведений, орган кадастрового учета принимал решение об аннулировании.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Московской области осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, утвержденного Приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/179).
В связи с тем, что на момент государственной регистрации права собственности заявителя на спорный земельный участок, то есть по состоянию на 19.01.2011 земельный участок находился на территории Московской области, государственная регистрация права заявителя на земельный участок осуществлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Сведения о земельном участке аннулированы из государственного кадастра недвижимости 04.07.2012, то есть на момент принятия решения об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке на земельный участок зарегистрировано право собственности общества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
При этом действующее законодательство не содержит запрета либо ограничения на проведение государственной регистрации права на земельный участок по истечении 2-х лет после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, поскольку такой запрет (ограничение) означал бы невозможность осуществления процедуры государственной регистрации права на земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет более 2-х лет назад.
Таким образом, сведения о земельном участке утратили временный характер с момента государственной регистрации права собственности заявителя на спорный земельный участок, то есть начиная с 19.01.2011 и не подлежали аннулированию из государственного кадастра недвижимости в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о кадастре.
Кроме того, при принятии органами кадастрового учета решения об аннулировании сведений из государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, обязан направить лицу, по заявлению которого земельный участок поставлен на кадастровый учет, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости документы, по указанному в данном заявлении почтовому адресу (п. 4 ст. 24 Закона о кадастре) и направлена копия решения об аннулировании сведений о земельном участке (письмо о порядке аннулирования).
Заявителю в нарушение названных положений, не направлялись решение об аннулировании сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, документы, представленные заявителем в орган, осуществляющий кадастровый учет, вместе с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, доказательств обратного не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Пунктом 3 ст. 15 Закона о кадастре предусмотрена обязанность органов кадастрового учета в срок не более чем 3 рабочих дня со дня государственной регистрации права на объект недвижимости внести в государственный кадастр недвижимости, предусмотренные Законом о кадастре сведения.
Пунктом 10 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" аналогичная обязанность возложена на регистрирующие органы.
Таким образом, при надлежащем взаимодействии заинтересованных лиц, они должны были установить, что на момент принятия решения об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке на земельный участок зарегистрировано право собственности общества.
Отсутствие у органа кадастрового учета сведений о зарегистрированных правах на спорный земельный участок не может свидетельствовать о том, что такой объект не находится в гражданском обороте и в отношении него отсутствуют законные права заинтересованных лиц.
При наличии действующего договора, заключенного сторонами в отношении спорного земельного участка, и (или) иной документально подтвержденной заинтересованности в его использовании, сохранение сведений о нем в государственном кадастре недвижимости необходимо в целях соблюдения принципа стабильности гражданского оборота.
Таким образом, решение об аннулировании сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости является незаконным, так как не соответствует требованиям ст. 15 и 24 Закона о кадастре, Письму о порядке аннулирования.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2013 по делу N А40-48509/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
Д.Е.ЛЕПИХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)