Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1528/2013) открытого акционерного общества "Птицефабрика "Боровская" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2012 по делу N А70-10193/2012 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Птицефабрика "Боровская" (ОГРН 1027200875965, ИНН 7224008030)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
о признании незаконными решений от 20.07.2012 NN 01/266/2012-185/025038, 01/266/2012-188/025037, 01/266/2012-186/025036, от 23.07.2012 N 01/266/2012-187/025064, об обязании устранить допущенные нарушения
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Птицефабрика "Боровская" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Птицефабрика "Боровская" (далее - ОАО "Птицефабрика "Боровская", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями к Управлению Росреестра по Тюменской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление) о признании незаконными решений от 20.07.2012 NN 01/266/2012-185/025038, 01/266/2012-188/025037, 01/266/2012-186/025036 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки соответственно 72:23:0222001:799, 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199, а также решения от 23.07.2012 N 01/266/2012-187/025064 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок 72:23:0225001:197.
Заявитель просил суд обязать Управление устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права собственности ОАО "Птицефабрика "Боровская" на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199 и 72:23:0222001:799, 72:23:0225001:197 на основании представленных документов.
По данным заявлениям возбуждены дела соответственно NN А70-10193/2012, А70-10194/2012, А70-10195/2012 и N А70-10166/2012.
Протокольным определением от 24 декабря 2012 года указанные арбитражные дела объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А70-10193/2012, в рамках которого рассмотрены заявленные требования о признании незаконными решений Управления Росреестра по Тюменской области от 20.07.2012 и от 23.07.2012 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами соответственно 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199 и 72:23:0222001:799, 72:23:0225001:197.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2012 по делу N А70-10193/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что ответчик обоснованно отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на земельные участки, поскольку не были представлены документы, необходимые в силу требований закона для проведения государственной регистрации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что отказы регистрирующего органа являются незаконными, для регистрации были представлены все необходимые документы.
От Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
От Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В регистрирующий орган 23.05.2012 ОАО "Птицефабрика "Боровская" обратилось с заявлениями о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0225001:198 (по адресу: г. Тюмень, ул. Ялуторовский тракт), 72:23:0222001:799 (по адресу: Тюменская область, д. Быково, Юго-Восточный промузел), 72:23:0225001:199 (по адресу: г. Тюмень, ул. Ялуторовский тракт) и 72:23:0225001:197 (по адресу: г. Тюмень, Старый Тобольский тракт (р-н моторн. завода).
К заявлениям приложены следующие документы: государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТЮ2-1700261, выданный Администрацией Тюменского района Тюменской области, а также соответствующее постановление Администрации Тюменского района Тюменской области от 28.04.1993 N 373, согласно которым Обществу предоставлен земельный участок площадью 2118 га в бессрочное (постоянное) пользование и земельный участок площадью 3823 га - в коллективную совместную собственность.
По результатам рассмотрения заявлений Общества ответчиком 20 и 23 июля 2012 года приняты оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "Птицефабрика "Боровская" на земельные участки.
Отказ регистрирующего органа изложен в сообщениях от 20 и 23 июля 2012 года NN 01/266/2012-185/025038, 01/266/2012-188/025037, 01/266/2012-186/025036, 01/266/2012-187/025064, согласно которым правовым основанием для отказа в государственной регистрации послужили абзацы 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а фактическим основанием - то обстоятельство, что представленные Обществом документы не подтверждают возникновение и наличие права собственности ОАО "Птицефабрика "Боровская" на спорные земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с требованиями о признании отказов ОАО "Птицефабрика "Боровская" в государственной регистрации права собственности на земельные участки незаконными.
29.12.2012 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было указано выше, Общество оспаривает отказ Управления Росреестра по Тюменской области в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199, 72:23:0222001:799 и 72:23:0225001:197.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Основания для государственной регистрации прав указаны в статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из части 1 статьи 17 названного закона следует, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами.
В статье 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечислены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.
Как следует из части 1 статьи 18 закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
На государственную регистрацию Обществом были представлены Государственный акт N ТЮ2-1700261, выданный Администрацией Тюменского района Тюменской области, и постановление Администрации Тюменского района Тюменской области от 28.04.1993 N 373, согласно которым Обществу предоставлен земельный участок площадью 2118 га в бессрочное (постоянное) пользование и земельный участок площадью 3823 га - в коллективную совместную собственность.
Согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199 и 72:23:0222001:799, 72:23:0225001:197 образованы из земельного участка, предоставленного Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, юридические лица, которым предоставлен земельный участок в бессрочное пользование, обязаны либо переоформить его на право аренды, либо приобрести данный земельный участок в собственность.
Общество, обращаясь в Управление с заявлением, высказало намерение о приобретении земельных участков в собственность.
Порядок переоформления земельных участков установлен в части 2.6 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Как следует из части 2.6 статьи 3 названного закона, принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи осуществляются при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в органе кадастрового учета.
В примечании к статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что для целей настоящей статьи, за исключением предусмотренных пунктом 9.1 настоящей статьи случаев, переоформление права на земельный участок включает в себя:
- - подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи;
- - принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
- - государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе, за исключением предоставления в собственность садовых, огородных, дачных земельных участков и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 1.2 указанного выше постановления Правительства, решения о предоставлении земельных участков принимает департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент).
Из изложенного выше следует, что прежде чем обратиться в регистрирующий орган с заявлением о признании права собственности на земельные участки, Общество должно было обратиться в орган государственной власти (департамент имущественных отношений Тюменской области), для принятия последним решения о предоставлении земельного участка на соответствующем праве. И только после получения от департамента такого решения Общество вправе обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Тюменской области (с приложением необходимых документов, в том числе решения департамента) о регистрации права собственности на земельные участки.
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе, в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Поскольку Обществом Управлению не было представлено решение департамента имущественных отношений Тюменской области о предоставлении земельных участков на праве собственности, следовательно, отказ Управления в регистрации такого права является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что не имеет значение то обстоятельство, что земельные участки, право собственности на которые просит зарегистрировать Общество, образованы в результате раздела земельного участка, который предоставлялся АОЗТ Птицефабрика "Боровская" на основании постановления Администрации Тюменского района Тюменской области от 28.04.1993 N 373.
Статьей 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", установлены особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 22.2 указанного закона основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
- 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
- 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Действовавшее на момент раздела земельного участка законодательство не содержало требований о составлении решения о разделе в письменной форме, а законодательство о государственной регистрации прав на объекты недвижимости не предусматривало обязательного предоставления такого решения на государственную регистрацию, а также не предусматривало одновременной регистрации всех образовавшихся земельных участков.
Поскольку на момент возникновения правоотношений, связанных с разделом земельного участка, предоставленного АОЗТ "Птицефабрика "Боровская" и образования новых земельных участков, документы, указанные в статье 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не требовались, то суд считает неправомерным распространение действия требований указанной статьи на правоотношения, возникшие до момента вступления указанной нормы в силу. То есть при обращении в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на земельные участки не требуется предоставления документов, перечисленных в статье 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2012 по делу N А70-10193/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на подателя жалобы.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Боровская" из федерального бюджета как излишне уплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Птицефабрика "Боровская" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2012 по делу N А70-10193/2012 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Боровская" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 172 от 23.01.2013 на общую сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N А70-10193/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N А70-10193/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Черемновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1528/2013) открытого акционерного общества "Птицефабрика "Боровская" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2012 по делу N А70-10193/2012 (судья Коряковцева О.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Птицефабрика "Боровская" (ОГРН 1027200875965, ИНН 7224008030)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
о признании незаконными решений от 20.07.2012 NN 01/266/2012-185/025038, 01/266/2012-188/025037, 01/266/2012-186/025036, от 23.07.2012 N 01/266/2012-187/025064, об обязании устранить допущенные нарушения
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Птицефабрика "Боровская" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Открытое акционерное общество "Птицефабрика "Боровская" (далее - ОАО "Птицефабрика "Боровская", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями к Управлению Росреестра по Тюменской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление) о признании незаконными решений от 20.07.2012 NN 01/266/2012-185/025038, 01/266/2012-188/025037, 01/266/2012-186/025036 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки соответственно 72:23:0222001:799, 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199, а также решения от 23.07.2012 N 01/266/2012-187/025064 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок 72:23:0225001:197.
Заявитель просил суд обязать Управление устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права собственности ОАО "Птицефабрика "Боровская" на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199 и 72:23:0222001:799, 72:23:0225001:197 на основании представленных документов.
По данным заявлениям возбуждены дела соответственно NN А70-10193/2012, А70-10194/2012, А70-10195/2012 и N А70-10166/2012.
Протокольным определением от 24 декабря 2012 года указанные арбитражные дела объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N А70-10193/2012, в рамках которого рассмотрены заявленные требования о признании незаконными решений Управления Росреестра по Тюменской области от 20.07.2012 и от 23.07.2012 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами соответственно 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199 и 72:23:0222001:799, 72:23:0225001:197.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2012 по делу N А70-10193/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что ответчик обоснованно отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на земельные участки, поскольку не были представлены документы, необходимые в силу требований закона для проведения государственной регистрации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что отказы регистрирующего органа являются незаконными, для регистрации были представлены все необходимые документы.
От Управления поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
От Управления поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В регистрирующий орган 23.05.2012 ОАО "Птицефабрика "Боровская" обратилось с заявлениями о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0225001:198 (по адресу: г. Тюмень, ул. Ялуторовский тракт), 72:23:0222001:799 (по адресу: Тюменская область, д. Быково, Юго-Восточный промузел), 72:23:0225001:199 (по адресу: г. Тюмень, ул. Ялуторовский тракт) и 72:23:0225001:197 (по адресу: г. Тюмень, Старый Тобольский тракт (р-н моторн. завода).
К заявлениям приложены следующие документы: государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТЮ2-1700261, выданный Администрацией Тюменского района Тюменской области, а также соответствующее постановление Администрации Тюменского района Тюменской области от 28.04.1993 N 373, согласно которым Обществу предоставлен земельный участок площадью 2118 га в бессрочное (постоянное) пользование и земельный участок площадью 3823 га - в коллективную совместную собственность.
По результатам рассмотрения заявлений Общества ответчиком 20 и 23 июля 2012 года приняты оспариваемые решения об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "Птицефабрика "Боровская" на земельные участки.
Отказ регистрирующего органа изложен в сообщениях от 20 и 23 июля 2012 года NN 01/266/2012-185/025038, 01/266/2012-188/025037, 01/266/2012-186/025036, 01/266/2012-187/025064, согласно которым правовым основанием для отказа в государственной регистрации послужили абзацы 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а фактическим основанием - то обстоятельство, что представленные Обществом документы не подтверждают возникновение и наличие права собственности ОАО "Птицефабрика "Боровская" на спорные земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с требованиями о признании отказов ОАО "Птицефабрика "Боровская" в государственной регистрации права собственности на земельные участки незаконными.
29.12.2012 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как было указано выше, Общество оспаривает отказ Управления Росреестра по Тюменской области в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199, 72:23:0222001:799 и 72:23:0225001:197.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Основания для государственной регистрации прав указаны в статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из части 1 статьи 17 названного закона следует, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами.
В статье 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечислены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.
Как следует из части 1 статьи 18 закона, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
На государственную регистрацию Обществом были представлены Государственный акт N ТЮ2-1700261, выданный Администрацией Тюменского района Тюменской области, и постановление Администрации Тюменского района Тюменской области от 28.04.1993 N 373, согласно которым Обществу предоставлен земельный участок площадью 2118 га в бессрочное (постоянное) пользование и земельный участок площадью 3823 га - в коллективную совместную собственность.
Согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0225001:198, 72:23:0225001:199 и 72:23:0222001:799, 72:23:0225001:197 образованы из земельного участка, предоставленного Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, юридические лица, которым предоставлен земельный участок в бессрочное пользование, обязаны либо переоформить его на право аренды, либо приобрести данный земельный участок в собственность.
Общество, обращаясь в Управление с заявлением, высказало намерение о приобретении земельных участков в собственность.
Порядок переоформления земельных участков установлен в части 2.6 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Как следует из части 2.6 статьи 3 названного закона, принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи осуществляются при наличии кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, полученной исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в органе кадастрового учета.
В примечании к статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что для целей настоящей статьи, за исключением предусмотренных пунктом 9.1 настоящей статьи случаев, переоформление права на земельный участок включает в себя:
- - подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи;
- - принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
- - государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе, за исключением предоставления в собственность садовых, огородных, дачных земельных участков и земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 1.2 указанного выше постановления Правительства, решения о предоставлении земельных участков принимает департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент).
Из изложенного выше следует, что прежде чем обратиться в регистрирующий орган с заявлением о признании права собственности на земельные участки, Общество должно было обратиться в орган государственной власти (департамент имущественных отношений Тюменской области), для принятия последним решения о предоставлении земельного участка на соответствующем праве. И только после получения от департамента такого решения Общество вправе обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Тюменской области (с приложением необходимых документов, в том числе решения департамента) о регистрации права собственности на земельные участки.
Основания для отказа в государственной регистрации прав предусмотрены в статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе, в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Поскольку Обществом Управлению не было представлено решение департамента имущественных отношений Тюменской области о предоставлении земельных участков на праве собственности, следовательно, отказ Управления в регистрации такого права является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что не имеет значение то обстоятельство, что земельные участки, право собственности на которые просит зарегистрировать Общество, образованы в результате раздела земельного участка, который предоставлялся АОЗТ Птицефабрика "Боровская" на основании постановления Администрации Тюменского района Тюменской области от 28.04.1993 N 373.
Статьей 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", установлены особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 22.2 указанного закона основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
- 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
- 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
- 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Действовавшее на момент раздела земельного участка законодательство не содержало требований о составлении решения о разделе в письменной форме, а законодательство о государственной регистрации прав на объекты недвижимости не предусматривало обязательного предоставления такого решения на государственную регистрацию, а также не предусматривало одновременной регистрации всех образовавшихся земельных участков.
Поскольку на момент возникновения правоотношений, связанных с разделом земельного участка, предоставленного АОЗТ "Птицефабрика "Боровская" и образования новых земельных участков, документы, указанные в статье 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не требовались, то суд считает неправомерным распространение действия требований указанной статьи на правоотношения, возникшие до момента вступления указанной нормы в силу. То есть при обращении в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на земельные участки не требуется предоставления документов, перечисленных в статье 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2012 по делу N А70-10193/2012 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на подателя жалобы.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Боровская" из федерального бюджета как излишне уплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Птицефабрика "Боровская" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.12.2012 по делу N А70-10193/2012 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Боровская" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 172 от 23.01.2013 на общую сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)