Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2008 N 15АП-4041/2008 ПО ДЕЛУ N А53-2998/2008-С2-11

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2008 г. N 15АП-4041/2008

Дело N А53-2998/2008-С2-11

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галова В.В.,
судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козьменко О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Районного казачьего общества "Цимлянский юрт"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 27 мая 2008 г. по делу N А53-2998/2008-С2-11,
принятое в составе судьи Икряновой Е.А.,
по иску Районного казачьего общества "Цимлянский юрт"
к ответчику Администрации Цимлянского района
об обязании зарегистрировать и передать целевой земельный фонд в аренду,

установил:

Районное казачье общество "Цимлянский юрт" (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Администрации Цимлянского района (далее - Администрация) об обязании передать целевой земельный фонд казачьему обществу в аренду, а также о восстановлении права безвозмездного (постоянного) пользования казачьего общества на земли целевого земельного фонда (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 65, 83-85)).
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с указом Президента РФ от 15.06.1992 N 632 "О мерах по реализации закона РФ "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества", постановлением Правительства РФ от 08.06.1996 N 667 "Об утверждении положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования", Администрацией было принято решение о формировании целевого фонда для предоставления земель казачьим обществам. Однако на обращение истца о предоставлении земельного участка из целевого фонда земель на праве бессрочного (постоянного) пользования Администрация решила предоставить земельный участок в аренду сроком на 5 лет. От приобретения земельного участка в аренду казачье общество отказалось и обратилось с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27 мая 2008 г. исковые требования в части предоставления земель целевого фонда в аренду оставлены без рассмотрения, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что до введения в действие Земельного кодекса РФ казачье общество с заявлением о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не обращалось; Земельный кодекс РФ ограничивает субъектный состав лиц, которым земельные участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования; казачьим обществам земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования не может быть предоставлен. Требования о предоставлении земельного участка в аренду оставлены судом без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден установленный законом досудебный порядок заключения договора аренды.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, казачье общество обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить и передать вопрос дело на новое рассмотрение в ином составе судей. В апелляционной жалобе изложены следующие доводы:
- - вывод суда о том, что казачье общество не обращалось с заявлением о предоставлении земельного участка до введение в действие Земельного кодекса РФ не основан на материалах дела, в материалах дела имеется заявление от 07.09.2001;
- - судом не исследован вопрос: утрачено ли казачьим обществом право на получение земли в постоянное пользование;
- - суд не выяснил, в чьем пользовании на момент рассмотрения дела в суде находятся земельные участки, а также не проверил законность предоставления земельных участков третьим лицам;
- - суд не принял уточнение исковых требований.
В отзыве (возражениях) на апелляционную жалобу Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание стороны представителей не направили. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве (возражениях) Администрации также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4 указа Президента РФ от 15.06.1992 N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" предусматривалось: станичным и иным казачьим обществам в соответствии с земельным законодательством безвозмездно отводятся земельные наделы для коллективного землепользования на основе традиционных для казачества форм общинного владения землей либо коллективно-долевой или коллективно-совместной собственности участников общества на землю.
Во исполнение указа Президента РФ от 15.06.1992 N 632 принято постановление Правительства РФ от 08.06.1996 N 667 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования".
В соответствии с п. 6 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложениям территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству:
- принимают решение о создании целевого земельного фонда;
- определяют состав и содержание работ по формированию целевого земельного фонда;
- принимают решение о включении земельных участков в целевой земельный фонд и устанавливают режим их использования.
При этом п. 8 Положения предусмотрено, что земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества для коллективного сельскохозяйственного использования на праве бессрочного (постоянного) пользования - исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель.
Порядок создания целевых земельных фондов на территории Ростовской области регулировался также постановлением Главы Администрации Ростовской области от 26.01.1998 N 20 "Об образовании целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, входящим в войсковое казачье общество "Всевеликое войско Донское".
Пунктами 5.1. - 5.5. Положения о целевом земельном фонде для предоставления земель казачьим обществам, входящим в войсковое казачье общество "Всевеликое войско Донское", утвержденного постановлением Главы Администрации Ростовской области от 26.01.1998 N 20, предусмотрено: земельные участки из целевого земельного фонда предоставляются казачьим обществам в бессрочное (постоянное) пользование; после регистрации Устава казачьего общества, входящего в войсковое казачье общество "Всевеликое войско Донское", последнее подает заявление главе местного самоуправления, обладающему правом предоставления земельных наделов; в заявлении должны быть указаны численный состав общества, вид пользования, предполагаемые размеры участка, его местоположение, а также ходатайство Атамана войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское".
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Главой Администрации Цимлянского района Ростовской области принято постановление от 10.03.1998 N 117 "Об образовании целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, входящим в Войсковое казачье общество "Всевеликое войско Донское" (т. 1 л.д. 69-74).
Данный порядок предоставления земель казачьим обществам действовал до 30.10.2001 года - момента введения в действие Земельного кодекса РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в установленном порядке казачьим обществом земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не получены.
Доводы истца о многократных обращениях к Администрации (в частности указывается на обращение от 07.09.2001 - т. 1 л.д. 80), несмотря на которые, решение о предоставлении земельных участков так и не было принято, не имеют правового значения. Истец в установленном порядке не обжаловал действия (бездействия) органов местного самоуправления, предметом настоящего спора оценка законности указанного бездействия также не является. Поскольку до момента введения в действие Земельного кодекса РФ состав юридических фактов необходимых для возникновения права сформирован не был, у истца не возникло право постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено: со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п. 1 ст. 20 ЗК РФ - государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия Президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со ст. 82 ЗК РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в частности казачьим обществам, для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 5 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено: земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации; при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Таким образом, действующее законодательство не позволяет предоставлять земельные участки казачьим обществам на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе из земель целевых земельных фондов.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
При этом п. 3 ст. 7 ЗК РФ допускается установление особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Следовательно, казачье общество вправе получить земельный участок в аренду в соответствии с правовым режимом целевого земельного фонда, установленным постановлением Главы Администрации Цимлянского района Ростовской области от 10.03.1998 N 117, с учетом положений ст. 34 ЗК РФ.
В то же время, в материалы дела не представлены доказательства обращения казачьего общества с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, предусмотренном п. 5.2. Положения о целевом земельном фонде для предоставления земель казачьим обществам, входящим в войсковое казачье общество "Всевеликое войско Донское", утвержденного постановлением Главы Администрации Цимлянского района Ростовской области от 10.03.1998 N 117; п. 5.2. Положения о целевом земельном фонде для предоставления земель казачьим обществам, входящим в войсковое казачье общество "Всевеликое войско Донское", утвержденного постановлением Главы Администрации Ростовской области от 26.01.1998 N 20: с заявлением, в котором указаны численный состав общества, вид пользования, предполагаемые размеры участка, его местоположение, а также ходатайство Атамана войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское".
В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
До выполнения указанных процедур договор аренды не может быть заключен, поскольку не определен предмет договора аренды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил без рассмотрения требование об обязании передать целевой земельный фонд казачьему обществу в аренду на основании п. 2 ст. 148 АПК РФ.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы о незаконности передачи земельных участков, в составе земель целевого фонда, в аренду индивидуальным предпринимателям Лупинос М.Н., Шерстеневу Е.Н. и закрытому акционерному обществу "Антоновское", поскольку указанные доводы не отрицают факт несоблюдения истцом установленного законом порядка заключения договора аренды.
Кроме того, в соответствии с п. 6.2. Положения о целевом земельном фонде для предоставления земель казачьим обществам, входящим в войсковое казачье общество "Всевеликое войско Донское", утвержденного постановлением Главы Администрации Цимлянского района Ростовской области от 10.03.1998 N 117, использование земель войскового земельного резерва осуществляется по согласованию с Войсковым казачьим обществом "Всевеликое войско Донское", а не с районным казачьим обществом "Цимлянский юрт". Отсутствие согласования само по себе не свидетельствует о несоответствии сделки требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ), под которыми понимаются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (п. 6 ст. 3 ГК РФ), но не акты органов местного самоуправления. Требования о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности может быть рассмотрено лишь при привлечении в качестве ответчиков всех участников сделки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в принятии к рассмотрению дополнительного требования о признании недействительными договоров аренды с указанными лицами. Данные действия суда первой инстанции соответствуют разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, данным в п. 7 постановления от 31.10.1996 N 13 (ред. от 09.07.1997) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции".
Судом первой инстанции правильно определен предмет доказывания, надлежащим образом установлены обстоятельства, имеющие значения для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 мая 2008 г. по делу N А53-2998/2008-С2-11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.В.ГАЛОВ

Судьи
О.Г.АВДОНИНА
М.Н.МАЛЫХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)