Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3955

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N 33-3955


Судья Алейник С.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Мухортовой Л.И.,
судей Филипчук С.А., Герцева А.И.,
при секретаре У.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2012 года
дело по заявлению Ч.Т., С.О., З., В., К.М., С.И., Л.А., Л.Е., Ю.М., Д.Н., А.О., Л.И., Н., Д.С.А., К.В., Д.С.С., А.Т., Д.Е., Р.В.Н., Д.С.В., О., Ч.Л., Б.Е., Б.В., П., Ю.И., Ф., Я., Р.В.А., Г.Т. об оспаривании решения департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области с апелляционными жалобами П., Р.В.А., Я., Ф., Б.В., представителей заявителей Б.А., М., Х. на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 06 сентября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Филипчук С.А., объяснения К.В., Р.В.Н., А.О., Д.Н., Б.Е., Я., представителей заявителей Б.А., М., поддержавших жалобу, представителя Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области Г.Л., считавшую выводы решения правильными, судебная коллегия

установила:

Заявители являются собственниками земельных участков в садоводческом товариществе "Тополек", <данные изъяты>". Земельные участки относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для коллективного садоводства", примыкают к черте населенного пункта п. Дубовое. Ссылаясь на положения градостроительного законодательства, заявители обратились в администрацию Дубовского сельского поселения с заявлением о включении принадлежащих им земельных участков в черту п. Дубовое и изменении существующего вида разрешенного использования на вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Департаментом имущественных и земельных отношений Белгородской области в ходатайстве отказано. Заявители инициировали судебное разбирательство и просили Октябрьский районный суд г. Белгорода признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области в рассмотрении заявления о включении земельных участков в черту п. Дубовое и изменении разрешенного вида использования незаконным и обязать Департамент изготовить проект распоряжения Правительства Белгородской области о включении земельных участков в черту п. Дубовое.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявители просят решение отменить и принять новое решение, которым иск удовлетворить. Ссылаются на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемом Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В силу ч. 4 ст. 4.1 вышеуказанного Федерального закона орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 данного Федерального закона, орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в ч. 4 настоящей статьи заявления: подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
В соответствии с ч. 13 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте части 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 18 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные ч. 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Судом первой инстанции установлено, что администрация Дубовского сельского поселения Белгородского района направила в Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области заключение о возможности и целесообразности включения земельных участков заявителей в черту п. Дубовое вместе с обращением заявителей и прилагаемыми к нему документами (л.д. 65, т1). В своем ответе Департамент предложил доработать представленный пакет документов, представить кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего включению в черту п. Дубовое, заключение администрации Белгородского района о возможности и целесообразности включения земельного участка и изменении вида разрешенного использования, документы, установленные постановлением правительства области от 13 октября 2006 года <данные изъяты> (т. 1 л.д. 71-72). С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку не сформирован пакет документов, позволяющий изменить черту п. Дубовое и разрешенный вид использования земельного участка, оснований к понуждению Департамента подготовить проект распоряжения правительства Белгородской области о включении земельных участков в черту п. Дубовое и изменении вида разрешенного использования земель, не имеется. Кроме того, само по себе изготовление проекта документа не отражается на правах и обязанностях заявителей, поскольку Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области не наделен полномочиями по изменению черты населенных пунктов и разрешенного вида использования земель.
Выводы решения основаны на установленных судом обстоятельствах и положениях материального закона, которые правильно применены и истолкованы судом первой инстанции.
Ссылки заявителей в апелляционной жалобе на необоснованное возложение на них обязанности подготовить кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего включению в состав п. Дубовое по их заявлениям, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они выходят за рамки заявленного спора и не являлись предметом разбирательства суда первой инстанции. Заявителями оспорены действия департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области, который направил администрации Дубовского сельского поселения предложение представить пакет документов. В этой части спор разрешен судом первой инстанции. Иных выводов решение не содержит. Не соответствует содержанию решения и утверждение заявителей о лишении их права на обращение с ходатайством о включении земельных участков в черту населенного пункта.
Ссылка в жалобе на отсутствие в решении суда указания на орган, к компетенции которого отнесено решение вопроса об изменении черты населенного пункта, не является основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку спор разрешен при точном соблюдении судом положений ст. 196 ГПК РФ, предусматривающей, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Утверждения заявителей о том, что департамент обязан подготовить проект распоряжения, не соответствует установленным по делу обстоятельствам, из которых следует, что пакет документов, необходимый для изменения черты п. Дубовое и разрешенного вида использования земель, не сформирован.
Довод жалобы о том, что предложение Департамента доработать пакет документов, не основано на законе, судебная коллегия признает несостоятельным, поскольку он противоречит как положениям ЗК РФ, так и градостроительному законодательству, и кроме того, не соответствует постановлению Правительства Белгородской области от 13 октября 2006 года <данные изъяты>, которое оспаривалось ранее одним из заявителей (л.д. 73-77, т. 1).
Ссылка на то, что на некоторых земельных участках садоводческого товарищества возведены жилые дома, правового значения для разрешения спора не имеет.
Иных доводов в жалобе не приведено. Оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 06 сентября 2012 года по делу по заявлению Ч.Т., С.О., З., В., К.М., С.И., Л.А., Л.Е., Ю.М., Д.Н., А.О., Л.И., Н., Д.С.А., К.В., Д.С.С., А.Т., Д.Е., Р.В.Н., Д.С.В., О., Ч.Л., Б.Е., Б.В., П., Ю.И., Ф., Я., Р.В.А., Г.Т. об оспаривании решения департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)