Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Е.М. Моисеевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Управления лесами Тамбовской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012 по делу N А64-6300/2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2013 по тому же делу по заявлению Управления лесами Тамбовской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области о признании незаконными действий.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Тамбовского района, Юрина Е.И. (г. Тамбов).
Суд
установил:
Управление лесами Тамбовской области (далее - Управление лесами) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - Управление Росимущества) обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области (далее - Кадастровая палата) с требованиями о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в кадастровом квартале 68:20:0106001 с категорией земель "земли населенных пунктов" и обязании внести изменения в сведения государственного земельного кадастра в отношении земельных участков в кадастровом квартале 66:20:0106001, в графу категория земель, заменив "земли населенных пунктов" на "земли лесного фонда".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2013 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов, Управление лесами и Управление Росимущества просят их отменить, указывая на нарушение судами норм права. Заявители полагают незаконными выводы судов о пропуске процессуального срока на обжалование действий Кадастровой палаты, полагая, что заявленные требования должны быть классифицированы как требования искового характера, к которым применяется общий срок исковой давности.
В соответствии со статьей 302 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Предметом спора по настоящему делу является проверка законности совершенных в 2005 году Кадастровой палатой действий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в кадастровом квартале 68:20:0106001 с категорией земель "земли населенных пунктов". Данные требования судами правомерно квалифицированы как вытекающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судами установлено, что об оспариваемых действиях кадастровой палаты заявители узнали в 2010 году, при этом с заявлением об их оспаривании обратились в арбитражный суд 20.08.2012 - за пределами трехмесячного срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о пропуске установленного процессуального срока, в связи с чем, руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора, являлись предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций. Правовых оснований для их иной оценки не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А64-6300/2012 Арбитражного суда Тамбовской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2013 отказать.
Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Е.М.МОИСЕЕВА
Судья
Г.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 19.09.2013 N ВАС-12666/13 ПО ДЕЛУ N А64-6300/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. N ВАС-12666/13
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Е.М. Моисеевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Управления лесами Тамбовской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012 по делу N А64-6300/2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2013 по тому же делу по заявлению Управления лесами Тамбовской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области о признании незаконными действий.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Тамбовского района, Юрина Е.И. (г. Тамбов).
Суд
установил:
Управление лесами Тамбовской области (далее - Управление лесами) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (далее - Управление Росимущества) обратились в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области (далее - Кадастровая палата) с требованиями о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в кадастровом квартале 68:20:0106001 с категорией земель "земли населенных пунктов" и обязании внести изменения в сведения государственного земельного кадастра в отношении земельных участков в кадастровом квартале 66:20:0106001, в графу категория земель, заменив "земли населенных пунктов" на "земли лесного фонда".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2013 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов, Управление лесами и Управление Росимущества просят их отменить, указывая на нарушение судами норм права. Заявители полагают незаконными выводы судов о пропуске процессуального срока на обжалование действий Кадастровой палаты, полагая, что заявленные требования должны быть классифицированы как требования искового характера, к которым применяется общий срок исковой давности.
В соответствии со статьей 302 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Предметом спора по настоящему делу является проверка законности совершенных в 2005 году Кадастровой палатой действий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков в кадастровом квартале 68:20:0106001 с категорией земель "земли населенных пунктов". Данные требования судами правомерно квалифицированы как вытекающие из публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судами установлено, что об оспариваемых действиях кадастровой палаты заявители узнали в 2010 году, при этом с заявлением об их оспаривании обратились в арбитражный суд 20.08.2012 - за пределами трехмесячного срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о пропуске установленного процессуального срока, в связи с чем, руководствуясь статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре принятых по делу судебных актов в порядке надзора, являлись предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций. Правовых оснований для их иной оценки не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А64-6300/2012 Арбитражного суда Тамбовской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2012, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2013 отказать.
Председательствующий судья
О.М.КОЗЫРЬ
Судья
Е.М.МОИСЕЕВА
Судья
Г.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)