Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЛГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3017

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. по делу N 33-3017


Судья: Дик С.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Филипчук С.А.,
судей: Герцева А.И., Борисовой О.В.
при секретаре Л.
при участии: со стороны истца - Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2013 года апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 17 июня 2013 года по делу по иску Н. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области о признании права собственности на гараж,

установила:

Н. является членом ГСК "Железнодорожник", зарегистрированного в качестве юридического лица.
Постановлением администрации г. Белгорода N 1527 от 15.11.1996 г. Белгородскому отделению Юго-Восточной Ордена Трудового Красного Знамени железной дороги разрешено в полосе отвода Юго-Восточной железной дороги на площади 1483 кв. м строительство 26 гаражей и овощехранилищ с подвалами в районе станции "Белгород".
<данные изъяты> между ОАО "РЖД" в лице начальника Белгородского отделения ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" и ГСК "Железнодорожник" заключен договор субаренды части земельного участка, площадью 809 кв. м, N, сроком на 11 месяцев.
Из справки ГСК "Железнодорожник" от 14.03.2013 года следует, что члену кооператива Н. принадлежит гараж N, расположенный по <адрес>, район <адрес>. Паевые взносы выплачены полностью.
Дело инициировано иском Н., который просит признать за ним право собственности на гараж под лит.Б, общей площадью по наружному обмеру 30,3 кв. м, в том числе по внутреннему обмеру 27,1 кв. м, на овощехранилище под лит. Г, площадью 17,4 кв. м, находящиеся по <адрес> в <адрес> (инвентарный номер N, кадастровый номер N N,Б согласно техническому паспорту Белгородского городского филиала ГУП Белгородской области "Белоблтехинвентаризация" по состоянию на 06 сентября 2011 года).
В обоснование иска указано, что гараж с овощехранилищем были построены в 1997 г. на земельном участке, выделенном ГСК. Зарегистрировать в настоящее время свое право на гараж он не имеет возможности. Возведенный гараж соответствует строительным, градостроительным нормам и правилам, не нарушает прав и интересов третьих лиц.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области просил в удовлетворении иска отказать, поскольку истцом не представлено разрешительной документации на объект недвижимости, который находится в полосе отвода железной дороги, что противоречит нормативным актам, регламентирующим порядок использования земель транспорта.
Представители третьих лиц администрации г. Белгорода и ОАО "РЖД" в судебное заседание не явились, позицию по делу не выразили.
Решением иск признан обоснованным.
В апелляционной жалобе представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области просит об отмене решения, вынесении нового - об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на обстоятельства, что в суде первой инстанции.
В частности в апелляционной жалобе представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области ссылается:
- - на отсутствие оснований для признания права собственности на гараж, ввиду возведения без разрешительной документации, в связи с чем, спорный объект является самовольной постройкой;
- - отсутствие права собственности на земельный участок, на котором возведен гараж и его использование ГСК "Железнодорожник" на основании краткосрочного договора субаренды от <данные изъяты>, заключенного с ОАО "РЖД" сроком на 11 месяцев;
- - нахождение объекта недвижимости в полосе отвода Белгородского отделения ЮВЖД на земельном участке, являющимся собственностью Российской Федерации, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним <данные изъяты> сделана запись регистрации N, выдано свидетельство о государственной регистрации права, и переданном территориальным управлением ОАО "РЖД" по договору аренды земельного участка N для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Также в жалобе указывается на то, что законодательство, действовавшее на дату принятия постановления Главы администрации г. Белгорода N 1527 от 15.11.1996 г. и на момент возведения заявителем гаража 1998 г. в полосе отвода железной дороги, не содержало разрешение на возведение в полосе отвода железной дороги капитальных зданий и сооружений. С учетом указанных обстоятельств постановление Главы администрации г. Белгорода не могло повлечь возникновение права собственности на возведенный заявителем в полосе отвода железной дороги гараж и в порядке ст. 12 ГК РФ не подлежало применению судом.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы в суд не явился, причин не сообщил в связи с чем, дело рассмотрено без его участия.
Заслушав доклад судьи Герцева А.И., пояснения лиц, участвовавших в судебном разбирательстве, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия признает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим обстоятельствам. Обжалуемое решение мотивировано отсутствием оснований для отказа в удовлетворении иска.
Судом первой инстанции установлено, что спорный гараж возведен на земельном участке, отведенном для этих целей. Строительство велось в соответствии с разрешением, проектом, протоколом комиссии по землеотводу, постановлением главы администрации г. Белгорода от 15.11.1996 г. N 1527 (л.д. 10-19).
До настоящего времени истец беспрепятственно пользуется спорным гаражом, являясь членом гаражно-строительного кооператива.
Доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции фактические данные, стороной ответчика суду не представлено. Вышеуказанное постановление не оспорено.
Решение постановлено в соответствии с принципом правовой определенности, который предполагает стабильность правового регулирования, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально-признанного статуса и приобретенных прав.
Строительство гаража начато в соответствии с распорядительными действиями властей, предоставивших для возведения гаража земельный участок. Оснований, по которым следовало усомниться в законности таких действий, не имелось. Для собственника гаража наступила правовая определенность, при которой он был уверен в неизменности своего правового статуса как законного обладателя гаража.
При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Не имеют оснований для отмены решения доводы жалобы об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, к признанию за истцом право собственности на спорную постройку.
Строительство гаражей на отведенном для этих целей земельном участке, в том числе спорного гаража, осуществлено на основании вышеуказанного разрешения и документации.
То обстоятельство, что на момент возбуждения дела в суде действует иная редакция ст. 222 ГК РФ, не является основанием к отказу истцу в удовлетворении иска.
Статус истца, как собственника спорного строения, по сути, признан властями.
Спорный гараж построен с их разрешения, которые не создавали и не создают препятствий в пользовании гаражом, признают его законное расположение на землях полосы отвода, взимают с истца плату за пользование земельным участком, что опровергает незаконность расположения гаража на землях транспорта (полосы отвода).
Несостоятельна ссылка в жалобе и на "Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утвержденного Приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. N 26ц, Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу ОАО "РЖД".
Данные нормативные акты приняты после принятия постановления администрацией в 1996 году.
Кроме того, они, в совокупности с положениями ст. ст. 36, 27, 87, 90 ЗК РФ не препятствуют передачу свободных земельных участков в полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта в аренду гражданам, юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Доказательств, свидетельствующих о создании каких-либо препятствий спорным объектом безопасности движения, ответчиком не представлено.
Иные доводы жалобы также не опровергают правильность, обоснованность вывода в решении, не могут повлечь его отмены в силу ст. 330 ГПК РФ.
Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24, которым было утверждено Положение о землях транспорта.
Согласно данного Положения в охранных зонах транспорта запрещалось производить без письменного согласия предприятий, учреждений и организаций транспорта всякого рода строительные, монтажные и иные работы постоянного и временного характера.
При этом, размещение сооружений, устройств и других объектов транспорта на предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям транспорта землях, расположенных в пределах населенных пунктов, производилось по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами Советов народных депутатов.
Установленные факты, относительно строительства спорного объекта после получения разрешения Белгородского отделения Юго-Восточного Ордена Трудового Красного Знамени железной дороги на земельном участке площадью 1483 кв. м, принятия Постановления N 1527 "О разрешении строительства гаражей в полосе отвода", протокола комиссии по землеотводам от 16.02.1996 г. N 21, стороной апеллянта не оспаривались.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного постановления в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено, оснований к его отмене, удовлетворения жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 17 июня 2013 года по делу по иску Н. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области о признании права собственности на гараж оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)