Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2013 ПО ДЕЛУ N А33-14856/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2013 г. по делу N А33-14856/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "12" февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" февраля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
- от закрытого акционерного общества "Флагман-инвест" (истца) - Кириченко В.В., представителя по доверенности от 25 сентября 2012 года N 17;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ответчика) - Черепахиной О.В., представителя по доверенности от 28 декабря 2012 года N 70-55/308;
- от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" (ответчика) - Емандыкова С.Н., представителя по доверенности от 14 февраля 2012 года;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - закрытого акционерного общества "Флагман-инвест"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" ноября 2012 года по делу N А33-14856/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,

установил:

закрытое акционерное общество "Флагман-инвест" (ИНН 2465067548, ОГРН 1022402467944; далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 181), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее также Управление, ответчик), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее также Кадастровая палата, ответчик) по Красноярскому краю с требованиями:
- - об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400050:36, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных объектов, общая площадь 49 097 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, 8, в размере его рыночной стоимости 30 122 000 рублей;
- - об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400050:36, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных объектов, общая площадь 49 097 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, 8, в размере его рыночной стоимости 30 122 000 рублей в качестве его новой кадастровой стоимости.
Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 19 сентября 2012 года и от 16 октября 2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечена Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю в лице председателя комиссии Черемнова С.А. (далее по тексту также Комиссия), администрация г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 ноября 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом уже был выбран порядок оспаривания установленной кадастровой стоимости посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров в результатах определения кадастровой стоимости, комиссией фактически было принято решение об отклонении заявления истца, которое истцом не оспорено.
Не согласившись с данным судебным актом, закрытое акционерное общество "Флагман-инвест" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 ноября 2012 года по делу N А33-14856/2012 отменить и принять новый судебный акт.
По мнению истца, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Согласно пунктам 7.9, 7.10 Положения о порядке работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, пункту 13 Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22 февраля 2011 года N 69, решение комиссии принимается единогласно, в противном случае решение считается непринятым. Ссылка на Приказ Минэкономразвития от 4 мая 2012 года N 263 "Об утверждении порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" неправомерна, поскольку указанный документ вступил в силу после проведения заседании Комиссии по заявлению истца. Согласно протоколу заседания комиссии от 10 июля 2012 года N 8 решение комиссией принято не было. Обращение в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости является единственной возможностью для восстановления прав истца как плательщика земельного налога.
Отчет оценщика об определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года в размере 22 683 000 рублей представлен суду первой инстанции ошибочно, и является первоначальной редакцией отчета, в которую в последующем были внесены корректировки и стоимость определена 30 122 000 рублей. Откорректированный отчет прошел экспертизу в саморегулируемой организации оценщиков и был представлен в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю. Данный вопрос мог найти разрешение при рассмотрении дела в суде первой инстанции, но в ходе судебных заседаний данный вопрос не поднимался и не исследовался. Спор не был рассмотрен по существу.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 января 2013 года апелляционная жалоба закрытого акционерного общества "Флагман-инвест" принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 12 февраля 2013 года.
В судебное заседание представители Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю и администрации города Красноярска не прибыли. Отзывы на апелляционную жалобу от указанных лиц суду апелляционной инстанции не поступали.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение названных выше лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции (л.д. 3, 170).
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 12 января 2013 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю и администрацию города Красноярска надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - отчета об оценке N 062438.0011/140512/Ц-0402/Ю-01/0625 об оценке рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер 24:50:0400050:36, площадью 49 097 кв. м, по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, 8. Представитель истца пояснил, что указанный отчет не был предоставлен суду первой инстанции ошибочно, в связи с предоставлением первоначальной редакции отчета за тем же номером и датой, однако суду первой инстанции было представлено заключение экспертизы на отчет, определяющий стоимость земельного участка в размере 30 122 000 рублей.
Представители ответчика возразили против удовлетворения ходатайства истца, полагают необоснованность невозможности представления названного выше доказательства в суд первой инстанции.
Рассмотрев заявленное истцом ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, суд апелляционной инстанции признает его подлежащим удовлетворению на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, которые принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Из материалов настоящего дела следует, что истец представлял суду первой инстанции отчет об оценке N 062438.0011/140512/Ц-0402/Ю-01/0625 на сумму 22 683 000 рублей, а также экспертное заключение от 19 июня 2012 года N Э12-0615-01-01 в отношении отчета об оценке стоимости спорного земельного участка с тем же номером - N 062438.0011/140512/Ц-0402/Ю-01/0625, однако на иную сумму - 30 122 000 рублей, исковые требования также заявлены об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 30 122 000 рублей.
Поскольку согласно статьям 66, 133, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, определяется арбитражным судом, тогда как в рамках настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о неверном избрании истцом способа защиты и дело по существу не рассматривалось, а из изложенных выше обстоятельств и пояснений истца следует, что действительная воля истца была направлена на предоставление суду первой инстанции отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка на сумму 30 122 000 рублей, наличия у данных документов одинаковых даты и номера суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истец был лишен возможности представить суду первой инстанции верный отчет об оценке вместо ошибочно представленного на сумму 22 683 000 рублей.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск относится к числу уважительных причин для принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств по делу.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве.
По мнению Управления, решение суда первой инстанции законно и обоснованно. Действующее законодательство предусматривает возможность обращения физических и юридических лиц в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Законом не урегулирована процедура рассмотрения документов в Комиссии в случае, когда Комиссия не может прийти к единогласному мнению с целью принятия решения.
Представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" также отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве.
По мнению Кадастровой палаты судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что пересмотр кадастровой стоимости относится к компетенции Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а не органа кадастрового учета.
Ссылка истца на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не обоснована, поскольку на момент утверждения кадастровой стоимости - 22 ноября 2011 года (Постановление Правительства Красноярского края N 708-П) сведений о рыночной стоимости данного участка не было, отчет о рыночной стоимости был подготовлен 14 мая 2012 года, тогда как по смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации сведения о рыночной стоимости должны быть известны на момент проведения кадастровой оценки. В таком случае у органа, утвердившего результаты кадастровой оценки, отсутствуют основания для установления кадастровой стоимости в размере рыночной.
Представитель Кадастровой палаты указал, что названное учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21 сентября 2011 года серии 24 ЕК N 220069 (л.д. 17) закрытому акционерному обществу "Флагман-инвест" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400050:36, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение промышленных объектов, общей площадью 49 097 кв. м, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, 8.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-П, вступившем в силу с 1 января 2012 года, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2011 года. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400050:36 на 1 января 2012 года определена в размере 105 497 178 рублей 75 копеек (см. строка 51161, таблица 48 Приложению N 1).
Подтверждением внесения данной кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является кадастровый паспорт от 18 мая 2012 года N 24/12-141306 (л.д. 13).
Согласно составленному ФГУП "РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ - ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ" Филиал по Красноярскому краю Красноярское отчету об оценке рыночной стоимости за N 062438.0011/140512/Ц-0402/Ю-01/0625, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400050:36, площадью 49 097 кв. м, находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, 8 - на 1 января 2011 года определена в размере 30 122 000 рублей.
Некоммерческим партнерством по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" составлено Экспертное заключение от 19 июня 2012 года N Э12-0615-01-01 на отчет N 062438.0011/140512/Ц-0402/Ю-01/0625 об оценке рыночной стоимости земельного участка, кадастровый номер 24:50:0400050:36 (л.д. 113). Согласно данному экспертному заключению - отчет оценщика (ФГУП "РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ - ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ" Филиал по Красноярскому краю Красноярское отделение) на сумму 30 122 000 рублей соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и других актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам рыночной деятельности.
25 июня 2012 года (исх. N 67) закрытое акционерное общество "Флагман-инвест" обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Управлению Росреестра по Красноярскому краю (л.д. 122).
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Управлению Росреестра по Красноярскому краю от 10 июля 2012 года N 8 (л.д. 124), за удовлетворение заявления закрытого акционерного общества "Флагман-инвест" проголосовали два члена комиссии из трех, один член комиссии проголосовал против, в связи с чем, решение по заявлению закрытого акционерного общества "Флагман-инвест" не принято.
В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Красноярскому краю" с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Из материалов настоящего дела следует, что в отношении принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400050:36, площадью 49 097 кв. м, по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, 8, определена кадастровая стоимость в размере 105 497 178 рублей 75 копеек (Постановление Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-П), тогда как согласно отчету об оценке N 062438.0011/140512/Ц-0402/Ю-01/0625, составленному ФГУП "РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ - ФЕДЕРАЛЬНОЕ БТИ" Филиал по Красноярскому краю, и получившему положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства по содействию специалистам кадастровой оценки "Кадастр-оценка" составлено Экспертное заключение от 19 июня 2012 года N Э12-0615-01-01, рыночная стоимость данного земельного участка составляет 30 122 000 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и для целей налогообложения используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте, существенное расхождение данных о рыночной стоимости земельного участка и его кадастровой стоимости нарушает права истца как лица, обязанного платить налог, поскольку влечет за собой дополнительные расходы для истца. Нарушенные права истца могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что истец утратил право на обращение в суд с настоящим иском в связи с обращением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400050:36 в размере 105 497 178 рублей 75 копеек утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-п по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Красноярском крае по состоянию на 1 января 2011 года, то есть после введения в действие главы III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Управлению Росреестра по Красноярскому краю от 10 июля 2012 года N 8, за удовлетворение заявления закрытого акционерного общества "Флагман-инвест" проголосовали два члена комиссии из трех, один член комиссии проголосовал против, в связи с чем, решение по заявлению закрытого акционерного общества "Флагман-инвест" не принято.
Вместе с тем, согласно пункту 13 Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 февраля 2011 года N 69, действовавших на момент проведения Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Управлению Росреестра по Красноярскому краю 10 июля 2012 года, решение комиссии по всем вопросам принимается единогласно.
Действующий в настоящее время Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, в пункте 12 также предусматривает, что решение комиссии по всем вопросам принимается единогласно.
Таким образом, в отсутствие единогласного решения членов Комиссии, решение комиссией принято не было, тогда как в соответствии с абзацем 5 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" только решения Комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде. Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка определена с учетом его рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют. Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки N 062438.0011/140512/Ц-0402/Ю-01/0625 суду апелляционной инстанции не представлены.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований закрытого акционерного общества "Флагман-инвест".
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию является федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанное в постановлении от 28 июня 2011 года N 913/11 заявленное требование предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (л.д. 153) предметом деятельности учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю.
То есть, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красновскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, и следовательно надлежащим ответчиком по заявленному истцом требованию.
Исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Красноярскому краю удовлетворению не подлежат.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, нарушение или неправильное применение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 20 ноября 2012 года в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с названной статьей, а также статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы относятся на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" ноября 2012 года по делу N А33-14856/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400050:36, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных объектов, общая площадь 49 097 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, 8, в размере его рыночной стоимости, равной 30 122 000 рублей.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю внести сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400050:36, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение промышленных объектов, общая площадь 49 097 кв. м, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, Советский район, ул. Полигонная, 8, в размере его рыночной стоимости, равной 30 122 000 рублей, в государственный кадастр недвижимости.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю в пользу закрытого акционерного общества "Флагман-инвест" 6 000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
В удовлетворении исковых требований к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Красноярскому краю отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Т.С.ГУРОВА

Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.В.ПЕТРОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)