Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Дурнова Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Аршиновой Е.В., Песковой Ж.А.,
с участием прокурора Медведевой З.В.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по содержанию автомобильных дорог, возложении обязанности привести участки автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, по апелляционной жалобе администрации Хвалынского муниципального образования Саратовской области на решение Вольского районного суда (2) Саратовской области от 20 августа 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области - К., действующей на основании доверенности от <дата>, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия,
установила:
прокурор города Хвалынска Саратовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по содержанию участков автомобильных дорог по улице Сенникова и улице Школьной (до пересечения с улицей Чапаева) города Хвалынска, возложении обязанности привести участки автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой города Хвалынска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены существенные недостатки по содержанию дорог в городе Хвалынске, а именно - на участках дорог по улице Школьной от дома N <...> до пересечения с улицей Чапаева асфальтобетонное покрытие имеет выбоины на проезжей части имеются трещины, выбоины, провалы. На участках автомобильной дороги по улице Сенникова города Хвалынска у дома N <...> имеется провал глубиной более 13 см, шириной - 440 см, длиной 1000 см, частично отсутствует асфальтобетонное покрытие. Трещины произвольного очертания, шириной более 3 см. Полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования город Хвалынск и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложена на администрацию Хвалынского муниципального района Саратовской области, которой данные обязанности не исполняются.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеназванное решение.
Не согласившись с решением районного суда, администрация Хвалынского муниципального района Саратовской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы автор указывает, что бюджет администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области на 80% является дотационным, в связи с чем обеспечить единовременный ремонт дорожного покрытия в границах муниципального образования не представляется возможным. В 2013 году администрации Хвалынского муниципального района передана часть полномочий органов местного самоуправления город Хвалынск, в том числе, в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования город Хвалынск. Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования город Хвалынск на осуществление переданных полномочий по решению вопросов местного значения. На мероприятия по ремонту указанных в иске автомобильных дорог средства в бюджете муниципального района в 2013 году заложены не были. Полагает, что незаконного бездействия со стороны ответчика допущено не было, поскольку, период времени, прошедший с момента передачи указанных выше полномочий администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области, сравнительно небольшой. При этом, ответчик действовал в рамках принятой на 2013 год муниципальной программы "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования город Хвалынск на 2013 год" и пределах имевшихся на реализацию данных полномочий финансовых средств, поскольку в полномочия администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области не входит разрешение вопросов формирования бюджета и распределения бюджетных средств муниципального образования, принятия программ и определения объемов их финансирования.
От помощника прокурора города Хвалынска, участвовавшего в рассмотрении дела судом первой инстанции, поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он полагает решение суда законным и обоснованным.
Представитель администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области - К. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании прокурор полагает решение суда законным и обоснованным.
Представитель прокуратуры города Хвалынска, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, не просил об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры города Хвалынска.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу пунктов 6, 7 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Статьей 34 данного Закона определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В преамбуле Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, содержится определение понятия "Дорога", в соответствии с которым дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
При этом пунктам 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения." ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, иных повреждений не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Как установлено судом первой инстанции и следует из доказательств, содержащихся в материалах дела, в частности из актов проверки от 07 июня 2013 года, составленных государственным инспектором ОГИБДД МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области в составе комиссии, в городе Хвалынске выявлены недостатки в содержании дорожного покрытия: на улице Сенникова у дома N <...> на проезжей части имеется провал глубиной 13 см, шириной 440 см, длиной 1000 см, частично асфальтобетонное покрытие отсутствует, трещины произвольного очертания с шириной более 3 см, что не соответствует ГОСТ Р 50597-93.
Кроме того, на улице Школьной от дома N <...> до пересечения с улицей Чапаева выявлены следующие недостатки дорожного покрытия: асфальтовое покрытие имеет выбоины, трещины, провалы, достигающие размеров 1,8x4,8x0,05; 2,8x0,7x0,05; 5,1x0,6x0,05, от пересечения с улицей Чапаева до пересечения с улицей Лесной - грунтовая дорога. Указанные недостатки также не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93.
В Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, расположенных на территории Хвалынского муниципального района Саратовской области, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 06 мая 2008 года N 175-П улицы Сенникова и Школьная не включены.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус и границы территории поселения муниципального образования город Хвалынск, установлены в соответствии с Законом Саратовской области N 112-ЗСО от 29 декабря 2004 года "О муниципальных образованиях, входящих в состав Хвалынского муниципального образования".
Собранием Хвалынского муниципального района Саратовской области было принято решение N 209 от 31 октября 2012 года о принятии части полномочий по решению вопросов местного самоуправления муниципального образования город Хвалынск органами местного самоуправления Хвалынского муниципального района на 2013 год. Вопросы по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования город Хвалынск и обеспечение безопасности движения на них принято органом местного самоуправления Хвалынского муниципального района (пункт 4 указанного решения). Передача указанных полномочий от муниципального образования город Хвалынск в ведение Хвалынского муниципального района подтверждена так же пунктом 1.2.9 Соглашения о передаче органам местного самоуправления Хвалынского муниципального района Саратовской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения поселения на 2013 год муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно определил, что администрация Хвалынского района взяла на себя обязательства на 2013 год по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта город Хвалынск, то есть и в отношении улицы Сенникова и Школьной от дома <...> до пересечения с улицей Чапаева города Хвалынска находящихся в пределах границ муниципального образования город Хвалынск, расположенных в черте поселения города Хвалынска.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на администрацию Хвалынского муниципального района Саратовской области обязанности осуществить ремонт спорных автомобильных дорог, поскольку представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение администрацией Хвалынского муниципального района Саратовской области возложенной на нее законом обязанности по содержанию автодороги местного значения.
Доводы жалобы о недостаточном финансировании дорожной отрасли в 2013 году не являются основанием для отмены решения суда, поскольку администрация Хвалынского муниципального района Саратовской области не лишена возможности выйти с предложением об увеличении бюджетного финансирования для ремонта спорных дорог.
Не может быть принята во внимание ссылка в жалобе на отсутствие незаконного бездействия со стороны администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области ввиду недостаточности срока для надлежащего исполнения возложенных на ответчика обязанностей по содержанию и ремонту дорог, поскольку из материалов дела следует, что полномочия в области дорожной деятельности администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области были переданы в 2012 году, денежные средства в бюджет муниципального района на осуществление переданных полномочий в 2013 году заложены не были, доказательств того, что указанные средства будут заложены в бюджет в 2014 году, ответчиком не представлено.
Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда (2) Саратовской области от 20 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6744
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2013 г. по делу N 33-6744
Судья: Дурнова Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Аршиновой Е.В., Песковой Ж.А.,
с участием прокурора Медведевой З.В.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Хвалынска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по содержанию автомобильных дорог, возложении обязанности привести участки автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93, по апелляционной жалобе администрации Хвалынского муниципального образования Саратовской области на решение Вольского районного суда (2) Саратовской области от 20 августа 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области - К., действующей на основании доверенности от <дата>, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия,
установила:
прокурор города Хвалынска Саратовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по содержанию участков автомобильных дорог по улице Сенникова и улице Школьной (до пересечения с улицей Чапаева) города Хвалынска, возложении обязанности привести участки автомобильных дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой города Хвалынска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены существенные недостатки по содержанию дорог в городе Хвалынске, а именно - на участках дорог по улице Школьной от дома N <...> до пересечения с улицей Чапаева асфальтобетонное покрытие имеет выбоины на проезжей части имеются трещины, выбоины, провалы. На участках автомобильной дороги по улице Сенникова города Хвалынска у дома N <...> имеется провал глубиной более 13 см, шириной - 440 см, длиной 1000 см, частично отсутствует асфальтобетонное покрытие. Трещины произвольного очертания, шириной более 3 см. Полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования город Хвалынск и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложена на администрацию Хвалынского муниципального района Саратовской области, которой данные обязанности не исполняются.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеназванное решение.
Не согласившись с решением районного суда, администрация Хвалынского муниципального района Саратовской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы автор указывает, что бюджет администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области на 80% является дотационным, в связи с чем обеспечить единовременный ремонт дорожного покрытия в границах муниципального образования не представляется возможным. В 2013 году администрации Хвалынского муниципального района передана часть полномочий органов местного самоуправления город Хвалынск, в том числе, в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования город Хвалынск. Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования город Хвалынск на осуществление переданных полномочий по решению вопросов местного значения. На мероприятия по ремонту указанных в иске автомобильных дорог средства в бюджете муниципального района в 2013 году заложены не были. Полагает, что незаконного бездействия со стороны ответчика допущено не было, поскольку, период времени, прошедший с момента передачи указанных выше полномочий администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области, сравнительно небольшой. При этом, ответчик действовал в рамках принятой на 2013 год муниципальной программы "Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования город Хвалынск на 2013 год" и пределах имевшихся на реализацию данных полномочий финансовых средств, поскольку в полномочия администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области не входит разрешение вопросов формирования бюджета и распределения бюджетных средств муниципального образования, принятия программ и определения объемов их финансирования.
От помощника прокурора города Хвалынска, участвовавшего в рассмотрении дела судом первой инстанции, поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он полагает решение суда законным и обоснованным.
Представитель администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области - К. в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании прокурор полагает решение суда законным и обоснованным.
Представитель прокуратуры города Хвалынска, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, не просил об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры города Хвалынска.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В силу пунктов 6, 7 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Статьей 34 данного Закона определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно части 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
В преамбуле Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, содержится определение понятия "Дорога", в соответствии с которым дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
При этом пунктам 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения." ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, иных повреждений не должны превышать по длине - 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
Как установлено судом первой инстанции и следует из доказательств, содержащихся в материалах дела, в частности из актов проверки от 07 июня 2013 года, составленных государственным инспектором ОГИБДД МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области в составе комиссии, в городе Хвалынске выявлены недостатки в содержании дорожного покрытия: на улице Сенникова у дома N <...> на проезжей части имеется провал глубиной 13 см, шириной 440 см, длиной 1000 см, частично асфальтобетонное покрытие отсутствует, трещины произвольного очертания с шириной более 3 см, что не соответствует ГОСТ Р 50597-93.
Кроме того, на улице Школьной от дома N <...> до пересечения с улицей Чапаева выявлены следующие недостатки дорожного покрытия: асфальтовое покрытие имеет выбоины, трещины, провалы, достигающие размеров 1,8x4,8x0,05; 2,8x0,7x0,05; 5,1x0,6x0,05, от пересечения с улицей Чапаева до пересечения с улицей Лесной - грунтовая дорога. Указанные недостатки также не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93.
В Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, расположенных на территории Хвалынского муниципального района Саратовской области, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 06 мая 2008 года N 175-П улицы Сенникова и Школьная не включены.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статус и границы территории поселения муниципального образования город Хвалынск, установлены в соответствии с Законом Саратовской области N 112-ЗСО от 29 декабря 2004 года "О муниципальных образованиях, входящих в состав Хвалынского муниципального образования".
Собранием Хвалынского муниципального района Саратовской области было принято решение N 209 от 31 октября 2012 года о принятии части полномочий по решению вопросов местного самоуправления муниципального образования город Хвалынск органами местного самоуправления Хвалынского муниципального района на 2013 год. Вопросы по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования город Хвалынск и обеспечение безопасности движения на них принято органом местного самоуправления Хвалынского муниципального района (пункт 4 указанного решения). Передача указанных полномочий от муниципального образования город Хвалынск в ведение Хвалынского муниципального района подтверждена так же пунктом 1.2.9 Соглашения о передаче органам местного самоуправления Хвалынского муниципального района Саратовской области отдельных полномочий по решению вопросов местного значения поселения на 2013 год муниципального образования город Хвалынск Хвалынского муниципального района Саратовской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно определил, что администрация Хвалынского района взяла на себя обязательства на 2013 год по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта город Хвалынск, то есть и в отношении улицы Сенникова и Школьной от дома <...> до пересечения с улицей Чапаева города Хвалынска находящихся в пределах границ муниципального образования город Хвалынск, расположенных в черте поселения города Хвалынска.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на администрацию Хвалынского муниципального района Саратовской области обязанности осуществить ремонт спорных автомобильных дорог, поскольку представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение администрацией Хвалынского муниципального района Саратовской области возложенной на нее законом обязанности по содержанию автодороги местного значения.
Доводы жалобы о недостаточном финансировании дорожной отрасли в 2013 году не являются основанием для отмены решения суда, поскольку администрация Хвалынского муниципального района Саратовской области не лишена возможности выйти с предложением об увеличении бюджетного финансирования для ремонта спорных дорог.
Не может быть принята во внимание ссылка в жалобе на отсутствие незаконного бездействия со стороны администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области ввиду недостаточности срока для надлежащего исполнения возложенных на ответчика обязанностей по содержанию и ремонту дорог, поскольку из материалов дела следует, что полномочия в области дорожной деятельности администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области были переданы в 2012 году, денежные средства в бюджет муниципального района на осуществление переданных полномочий в 2013 году заложены не были, доказательств того, что указанные средства будут заложены в бюджет в 2014 году, ответчиком не представлено.
Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда (2) Саратовской области от 20 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хвалынского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)