Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.09.2013 ПО ДЕЛУ N А32-29392/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. по делу N А32-29392/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) Шевченко О.И. (доверенность от 14.09.2012), Малаховой С.Е. (доверенность от 30.11.2012), в отсутствие заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, третьих лиц: администрации муниципального образования Кореновский район, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2013 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А32-29392/2012, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие управления, выразившееся в не принятии решения о предоставлении в аренду обществу земельных участков федеральной собственности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, под объектами недвижимого имущества общества с кадастровым номером 23:12:0000000:0001 площадью 378,0692 га из земель промышленности, энергетики, транспорта и с кадастровым номером 23:12:0000000:0024 площадью 92,417 га из земель поселений;
- возложить на управление обязанность принять решение о предоставлении в аренду обществу названных земельных участков федеральной собственности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, под объектами недвижимого имущества общества;
- возложить на управление обязанность направить обществу проекты договоров аренды указанных земельных участков федеральной собственности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, под объектами недвижимого имущества общества (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Кореновский район, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013, производство по делу прекращено в части возложения на управление обязанности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на два земельных участка, расположенных по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, под объектами недвижимого имущества общества и заключить договоры аренды этих земельных участков федеральной собственности, в связи с отказом от иска. В остальной части заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие управления, выразившееся в не принятии решения о предоставлении в аренду обществу земельных участков федеральной собственности, возложил на управление обязанность принять решение о предоставлении в аренду обществу спорные земельные участки и направить заявителю проекты договоров аренды земельных участков. Судебные акты мотивированы тем, что заявитель является собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, изначально земельный участок предоставлялся заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, оснований для не предоставления обществу в долгосрочную аренду спорных земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:0001 и 23:12:0000000:0024 не имеется.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, указывая, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 площадью 470, 4862 га. В результате раздела данного участка за счет его территории образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:12:0000000:0001 площадью 378,0692 га и 23:12:0000000:0024 площадью 92,417 га, при этом категория последнего земельного участка изменена с категории земель промышленности, энергетики, транспорта на категорию земли поселений. Однако управление не принимало решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1. Правительство Российской Федерации не рассматривало вопрос о переводе части указанного земельного участка в категорию земель населенных пунктов. Субъект Российской Федерации - Краснодарский край не издавал распоряжения о включении земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:0024 площадью 92,417 га в состав земель муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представители общества возражали против удовлетворения жалобы управления.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании государственного акта на право пользования землей от 13.03.1986 за Краснодарской 21-ой дистанцией пути Северо-Кавказской ордена Ленина железной дороги РСФСР закреплен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 470,4 га для размещения железной дороги по территории Кореновского района.
Постановлением главы администрации Кореновского района Краснодарского края N 298 от 06.06.1995, в связи с изменением внешних границ полосы отвода железной дороги в черте г. Кореновска, внесены изменения в постановление главы муниципального образования от 24.04.1995, согласно которым утвержден план внешних границ и размера земельного участка Краснодарской дистанции пути ПЧ-21 на общей площади 470,5 га в Кореновском районе (т. 1, л.д. 19).
21 июля 2003 года в ЕГРП внесена регистрационная запись N 23-01/00-94/2003-232 о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:0001 общей площадью 470,4862 га (категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения; целевое использование под объекты железнодорожного транспорта), расположенный по адресу: Краснодарский край, Кореновский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.07.2003 серии 23-АБ N 085957 (т. 1, л.д. 11).
Первоначально общество, являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на указанном земельном участке, 29.09.2004 обратилось к управлению с заявлением N 590 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования землей путем предоставления в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:0001 общей площадью 470,4862 га, предназначенного для размещения железной дороги (т. 1, л.д. 24 26). Ввиду того, что границы земельного участка нуждались в корректировке и закреплении на местности общество в 2005 году провело межевые работы по уточнению границ земельного участка.
По результатам проведенных работ главой муниципального образования Кореновский район Краснодарского края вынесено постановление от 09.08.2005 N 429, которым внесены изменения в постановление от 06.06.1995 N 298, согласно которым утвержден план внешних границ и размера земельного участка Краснодарской дистанции пути ПЧ-21, проходящего по землям Кореновского района, необходимого для размещения объектов железнодорожного транспорта, общей площадью 470,4862 га, в том числе 92,4170 га на землях поселений, из них: 69,1024 га в границах земель Кореновского городского округа; 23,3146 га в границах земель Платнировского сельского округа; 378,0692 га на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения (т. 1, л.д. 20).
В государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения, согласно которым: площадь земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 составила 378,0692 га (категория земель и разрешенный вид использования остались неизменными; т. 1, л.д. 12 15); на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:24 общей площадью 92,4170 га (категория земель - земли населенных пунктов; разрешенный вид использования: для размещения железнодорожных путей, размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, ремонта объектов железнодорожного транспорта). В качестве собственника земельного участка указана Российская Федерация (т. 1, л.д. 16 18).
На протяжении периода с 2005 по 2012 годы общество неоднократно обращалось к управлению с заявлениями о предоставлении акционерному обществу указанных земельных участков на праве аренды. Однако данные обращения оставались без удовлетворения, по существу вопрос о передаче участков в аренду заявителю не разрешался.
4 апреля 2012 года в очередной раз обратилось к управлению с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 23:12:0000000:1 и 23:12:0000000:24 на праве долгосрочной аренды, предоставив необходимый комплект документов (т. 1, л.д. 129 131).
Поскольку управление не направило проекты договоров аренды в адрес общества, последнее самостоятельно 24.07.2012 направило соответствующие проекты соглашений в адрес управления (т. 1, л.д. 43, 132 145).
В письме от 12.11.2012 N 09-10/14035 управление сообщило, что на праве собственности Российской Федерации принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 470,4862 га, в то время как общество просит предоставить ему в аренду земельные участки с кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 378,0692 га и с кадастровым номером 23:12:0000000:24 общей площадью 92,4170 га. Управление указало, что распоряжений по разделу земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:0001 общей площадью 470,4862 га Росимущество не давало; перевод земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:24 из одной категории в другую возможен только по решению Правительства Российской Федерации, а включение участка в состав земель населенного пункта - по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Управление разъяснило, что после приведения в соответствие категории земельных участков и оформления надлежащим образом раздела земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 на два самостоятельных участка, управление готово вернуться к рассмотрению вопроса о возможности предоставления обществу испрашиваемых земельных участков на праве аренды (т. 1, л.д. 125 127).
Непринятие управление конкретного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков на праве аренды явилось основанием для обращения общества в суд.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2005 году в ходе проведения работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 470,4862 га за счет его территории сформирован земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:24 общей площадью 92,4170 га (фактически земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 470,4862 га разделен на 2 участка: с кадастровым номером 23:12:0000000:24 общей площадью 92,4170 га и на земельный участок с измененными границами с прежним кадастровым номером 23:12:0000000:1 общей площадью 378,0692 га).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 данного Кодекса.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее постановление от 24.03.2005 N 11) разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 данного Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. При этом исполнительные органы, рассматривающие соответствующее заявление, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, представлены управлению в полном объеме, что подтверждается имеющимися в деле заявлениями общества, и не оспаривается заинтересованным лицом.
Оценив в совокупности все доказательства по делу в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что о факте произошедшего раздела земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:12:0000000:24 относится к категории земель населенных пунктов, управление поставлено в известность не позднее 24.01.2007, когда общество представило в управление соответствующие кадастровые паспорта и постановление главы муниципального образования Кореновский район Краснодарского края N 429 от 09.08.2005. (т. 1, л.д. 31). Уточненные сведения о земельных участках, внесенные в государственный кадастр, управление не оспорило. Имущественные интересы Российской Федерации, как собственника земельного участка общей площадью 470,4862 га, первоначально имевшего кадастровый номер 23:12:0000000:0001, в результате внесения указанных сведений не нарушены. Согласно пункту 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельного участка.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации управление обязано в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления принять решение о предоставлении земельных участков обществу в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду управление было обязано осуществить подготовку проектов договоров аренды земельных участков и направить их заявителю с предложением о заключении соответствующих договоров.
Поскольку управление не исполнило указанную обязанность, доказательств наличия законных оснований для не предоставления обществу в аренду испрашиваемых земельных участков управление не представило, что свидетельствует о допущении им бездействия, не соответствующего нормам действующего законодательства, которое повлекло нарушение прав и законных интересов общества.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу N А32-29392/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.НАЗАРЕНКО
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)