Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2012 ПО ДЕЛУ N А82-6967/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2012 г. по делу N А82-6967/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.08.2012 по делу N А82-6967/2012, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению агропроизводственного кооператива "Туношна" (ИНН: 7627001292, ОГРН: 1027601594932, место нахождения: Ярославская область, Ярославский район, с. Туношна, ул. Школьная, 2)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757)
о признании незаконным ненормативного правового акта,

установил:

агропроизводственный кооператив "Туношна" (далее - заявитель, АПК "Туношна") обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - ответчик, Кадастровая палата) о признании незаконным решения ответчика от 10.05.2012 N 7600/2012/01-22393 об аннулировании из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведений в отношении объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская обл., Ярославский р-н, Туношенский с/с, в районе д. Исаково; о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права в виде постановки на кадастровый учет земельного участка для сельскохозяйственного использования, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 97026 кв. м, расположенного по адресу: Ярославская обл., Ярославский р-н, Туношенский с/с, в районе д. Исаково с кадастровым номером 76:17:115201:957.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.08.2012 заявленные требования АПК "Туношна" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Кадастровая палата обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик, ссылаясь на часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), считает, что оспариваемое решение от 10.05.2012 N 7600/2012/01-22393 принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку орган кадастрового учета обязан аннулировать, имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, в отношении которых не осуществлена государственная регистрация права, по истечении двухлетнего срока со дня постановки таких участков на кадастровый учет.
АПК "Туношна" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов ответчика, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По его мнению, судом первой инстанции были учтены все фактические обстоятельства, которые должны влиять на принятие решения об аннулировании сведений из ГКН, а именно: направление заявителем договора аренды на государственную регистрацию до истечения срока, установленного Законом о кадастре.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 97026 кв. м с кадастровым номером 76:17:115201:957, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ярославская область, Ярославский район, с/с Туношенский, в районе д. Исаково, поставлен на кадастровый учет 05.05.2010 (л.д. 46).
24.01.2012 земельный комитет администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и АПК "Туношна" заключили договор аренды земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 76:17:115201:957 на срок с 20.12.2011 по 19.12.2016 для сельскохозяйственного использования (л.д. 48).
Земельный участок передан АПК "Туношна" по акту приема-передачи от 24.01.2012 (л.д. 78).
19.04.2012 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области представителем заявителя подано заявление о государственной регистрации договора аренды земельных участков (л.д. 79).
Решением от 10.05.2012 N 7600/2012/01-22393 ответчиком аннулированы сведения о земельном участке с кадастровым номером 76:17:115201:957 в связи с истечением двухлетнего срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте, в отношении которого не осуществлена государственная регистрация права (либо не осуществлена государственная регистрация аренды - в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), участок исключен из ГКН (л.д. 44).
Полагая, что данное решение является незаконным и препятствующим государственной регистрации договора аренды, АПК "Туношна" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражной суд Ярославской области при принятии решения руководствовался положениями Закона о кадастре и исходил из того, что спорный земельный участок передан АПК "Туношна" в аренду для сельскохозяйственного использования на срок до 19.12.2016, заявление о государственной регистрации сделки также направлено в регистрирующий орган до принятия оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.
В силу ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о кадастре, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Правовым последствием постановки объекта на кадастровый учет является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом (статья 1 Закона о кадастре).
Частью 1 ст. 25 Закона о кадастре предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
Согласно ч. 9 ст. 4 Закона о кадастре, сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
К этим сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре указанные сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Как следует из материалов дела, решением Кадастровой палаты от 10.05.2012 N 7600/2012/01-22393 на основании ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 76:17:115201:957, который является объектом аренды по договору аренды земельного участка от 24.01.2012 N 62, заключенного между земельным комитетом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области и АПК "Туношна" на период с 20.12.2011 по 19.12.2016, то есть на срок более одного года. На дату принятия указанного решения названный договор аренды земельного участка в установленном законодательством порядке зарегистрирован не был, сведения о государственной регистрации права аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:17:115201:957 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствовали. В этой связи формально оспариваемое решение Кадастровой палаты соответствует положению ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре. Вместе с тем при принятии данного решения орган государственного кадастрового учета не учел следующее.
Отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на земельные участки не является свидетельством отсутствия заинтересованных лиц, у которых в отношении таких участков имеются права и законные интересы, возникшие и существующие на законном основании.
В силу ст. 2 Закона о кадастре правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют не только данный закон, но и Гражданский и Земельный кодексы Российской Федерации. Следовательно, ведение государственного кадастрового учета земельных участков должно осуществляться органами государственного кадастрового учета, в том числе на основе и с учетом норм ГК РФ и ЗК РФ, регламентирующих основания и порядок возникновения прав на недвижимое имущество, и не противоречить им в соответствующей части. Соответственно норма ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре, подлежит применению в части, не противоречащей положениям ГК РФ и ЗК РФ, регламентирующих основания и порядок возникновения прав на земельные участки. Применение указанной нормы не должно нарушать возникшие у физических и юридических лиц на законном основании права на земельные участки, сведения о которых в государственном кадастре недвижимости носят временный характер. В этой связи до принятия решения об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке на основании ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре орган государственного кадастрового учета обязан убедиться в том, что такое решение не повлечет нарушения прав физических и юридических лиц на данный земельный участок, возникших по основаниям, предусмотренным соответствующими нормами ГК РФ и ЗК РФ.
Из пункта 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. ст. 28, 29 ЗК РФ следует, что на земельные участки государственной, муниципальной, неразграниченной государственной собственности может быть приобретено право аренды на основании решения уполномоченного органа.
В соответствии с п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. По смыслу положений ст. 607 ГК РФ в их системном толковании с нормами ст. ст. 6, 11.1 ЗК РФ объектом договора аренды земли может выступать лишь сформированный в установленном порядке и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок.
В силу ч. 1 ст. 264 ГК РФ, ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, в том числе право аренды, возникают по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом по смыслу положений ст. 26 ЗК РФ государственной регистрации в порядке, предусмотренном названным федеральным законом, подлежат лишь договоры аренды земельного участка, заключаемые на срок более одного года. Такой договор в силу ч. 3 ст. 433 ГК РФ считается заключенным с момента его государственной регистрации. В то же время по смыслу ч. 5 ст. 34 ЗК РФ само право аренды земельного участка, предоставляемого в пользование на основании договора, подлежащего государственной регистрации, возникает у заинтересованного лица не с момента государственной регистрации данного договора, а с момента принятия уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду. Таким образом, возникновение у лица права аренды земельного участка не связано с моментом государственной регистрации договора аренды этого земельного участка, которая лишь юридически фиксирует факт его заключения.
В этой связи исключение органом государственного кадастрового учета на основании ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, в отношении которого подписан договор аренды, подлежащий государственной регистрации, в силу ч. 3 ст. 1 названного закона повлечет снятие его с государственного кадастрового учета и прекращение его существования как объекта аренды и соответственно возникновение безусловного основания для прекращения права аренды и для отказа в государственной регистрации указанного договора.
Таким образом, при указанных выше обстоятельствах принятие органом государственного кадастрового учета на основании ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре оспариваемого решения от 10.05.2012 N 7600/2012/01-22393 об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 76:17:115201:957, в отношении которого имеется подписанный и подлежащий в силу закона государственной регистрации договор аренды, противоречит положениям ст. ст. 25 - 26, 34 ЗК РФ и ст. 2 Закона о кадастре.
Изложенное позволяет арбитражному апелляционному суду сделать вывод о том, что указанное решение филиала Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области формально соответствующее положению ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре, в то же время не соответствует положениям ст. ст. 25 - 26, 34 ЗК РФ и ст. 2 Закона о кадастре и при этом нарушает право заявителя на аренду земельного участка, подлежащего использованию в целях осуществления предпринимательской деятельности, создавая ему препятствия в государственной регистрации соответствующего договора аренды. В этой связи арбитражный суд первой инстанции в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ пришел к правильному выводу о незаконности указанного решения ответчика.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы в обоснование незаконности обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.05.2012 N ВАС-6173/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражный апелляционный суд считает не состоятельной, поскольку данное определение не содержит правовых позиций, обязательных для нижестоящих арбитражных судов. Такие правовые позиции формулируются Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях Пленума и Президиума данного суда.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.08.2012, принятое по данному делу, следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Кадастровая палата освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.08.2012 по делу N А82-6967/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
П.И.КОНОНОВ

Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)