Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности от 05.08.2013 N 712 - Колошенков В.А., паспорт, директор общества - Шмигельский С.В., паспорт,
от Администрации Краснодарского края - представитель по доверенности от 24.12.2012 N 01-950/12-08 - Свашенко Е.С., удостоверение,
от Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от Колесник Александра Павловича - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, в том числе в порядке ч. 6 ст. 121 АПК РФ,
от Костыренко Елены Михайловны - представитель по доверенности от 05.04.2013 - Лучин А.С., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-34368/2012, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд"
к заинтересованным лицам: Администрации Краснодарского края; Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года,
при участии третьих лиц: Колесник Александра Павловича; Костыренко Елены Михайловны
о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от внесения изменений в распоряжение главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными бездействия Администрации Краснодарского края (далее - администрация), выразившегося в уклонении от внесения изменений в распоряжение главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р, предусматривающих указание на прекращение права аренды общества с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд" земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1 площадью 1224 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, 33/3.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество является законным владельцем земельного участка по приобретенными объектами недвижимости, однако компенсация за изъятое право аренды ему выплачена не была.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент). В качестве третьих лиц, не заявляющих заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Колесник Александр Павлович; Костыренко Елена Михайловна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие право аренды общества. Права титульных владельцев прекращены изъятием права аренды. Общество пропустило срок на обращение с заявлением.
Общество с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило судебный акт отменить, заявленные по делу требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на доводы, заявленные ранее суду первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу Костыренко Елена Михайловна просит решение оставить без изменения. Указывает на ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года просит оставить решение без изменения. Указывает, что на момент вынесения распоряжения главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р доказательства принадлежности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1 на праве аренды общество не представило.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Краснодарского края просит оставить решение без изменения. Указывает на состоявшуюся выплату компенсаций обществу и титульным владельцам земельного участка, в силу чего внесение изменений в распоряжение главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р невозможно.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее. В судебном заседании 06.08.2013 объявлялся перерыв до 13.08.2013 до 12 час. 10 мин., о чем объявлено участвующим в деле лицам. Информация о перерыве размещена в сети Интернет (публичное объявление о перерыве).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом г. Сочи (арендодатель) и ИЧП Овсепяна А.З. "Ида" 10.08.1998 был заключен договор аренды земельного участка N 1039, по условиям которого арендодатель передал арендатору в пользование земельный участок площадью 1224 кв. м, занимаемый магазином и складом по ул. Чайковского, 33/3 в Центральном районе г. Сочи. Срок действия договора определен с 01.08.1998 по 01.08.2047 (т. 1 л.д. 16-19). Договор зарегистрирован в соответствии с требованиями на момент его заключения в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи за N 571 от 17.08.1998. Приложением N 1 к договору аренды является план земельного участка, предоставленный в аренду, в котором указано, что общая площадь земельного участка 1224 кв. м, 182 кв. м находится в границах красных линий.
09.04.1999 ИЧП "Ида" (продавец) заключил с Колесник Александром Петровичем и Костыренко Еленой Михайловной (покупатели) договор купли-продажи магазина и склада, с предоставлением в собственность каждому по 1/2 доли (т. 1 л.д. 20).
29.03.2000 Колесник А.П. и Костыренко Е.М. (продавцы) и ООО "Альпа-Трейд" (покупатель) заключили договор купли-продажи, по которому строение, находящееся в общей долевой собственности, расположенное по адресу: г. Сочи, ул. Чайковского, 33/3, состоящее из литер А - склад для хранения материалов, литер Б - магазин, передано в собственность обществу (т. 1 л.д. 21). Переход права собственности зарегистрирован 28.04.2000 за NN 111568, 111569, собственнику выданы свидетельства о государственной регистрации права от 28.04.2000 серии ККК 111568, серии ККК 111569 (т. 1 л.д. 24, 25).
Государственная регистрация обременения земельного участка в виде аренды в пользу Колесник А.П. и Костыренко Е.М. произведена 10.11.2000.
В силу ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Олимпийский закон) установлено, что в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов и предоставление в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земельных участков и жилых помещений взамен изымаемых.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Олимпийского закона Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд.
В соответствии с пунктом 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 "Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года" Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
О принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения (пункт 18 статьи 15 Олимпийского закона).
Администрация Краснодарского края после получения отчета об указанной в части 21 настоящей статьи оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества (пункт 24 статьи 15 Олимпийского закона).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0203019:94 и 23:49:0203019:95, формирование которых предполагалось за счет раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1, изъяты для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта у граждан Колесник А.П. и Костыренко Е.М. путем прекращения права аренды, а находившиеся на них объекты недвижимости - у общества в собственность Российской Федерации (т. 1 л.д. 22-23).
По заключенному с департаментом соглашению от 25.02.2011 N 722-734-р за изъятые объекты недвижимости обществу выплачена их рыночная стоимость в сумме 1 352 696 рублей.
Соглашением от 01.03.2011 N 735-734-р, заключенным от имени Российской Федерации департаментом и федеральным государственным учреждением "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" с одной стороны и граждан Колесник А.П. и Костыренко Е.М. с другой стороны прекращено право аренды указанных лиц на земельный участок. Гражданам возмещены убытки, связанные с изъятием земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0203019:94 и 23:49:0203019:95, формирование которых предполагалось за счет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1, в размере 21 386 216 рублей.
ООО "Альпа-Трейд" обратилось в Администрацию Краснодарского края с заявлением от 27.09.2012 N 01/0912 о необходимости внесения изменений в распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р, предусматривающих указание на прекращение права аренды ООО "Альпа-Трейд" земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1 площадью 1224 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Чайковского, 33/3.
Оспаривание бездействия администрации по невнесению указанных изменений в распоряжение является предметом настоящего спора.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции, что предопределяет единство критериев для определения понятий "действия", "бездействие", "ненормативный акт".
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Исходя из понятия нормативного правового акта, данного в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2, а также с учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 N С-13/ОП-167 (п. 5) следует, что под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в соответствии с приведенными нормами арбитражного процесса, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные для исполнения индивидуально определенными субъектами правоотношений предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характерами (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение) направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Отдельным признаком индивидуального ненормативного акта служит однократность его применения, исчерпание его реализацией.
Как видно из материалов дела, ненормативный акт - распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р, был реализован состоявшимся изъятием объектов недвижимости, земельного участка и выплатой компенсаций обществу и гражданам.
Фактически, оспаривая бездействие по невнесению изменений в указанное распоряжение, общество требует изменить субъектный состав лиц, претендующих на компенсацию, исключить из субъектов компенсации граждан и указать на необходимость компенсации права аренды общества.
Таким образом, требование заявлено с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Довод общества о том, что оно полагало, что из текста распоряжения следует также и компенсация для ООО "Альпа-Трейд" в возмещение изымаемого права аренды, отклоняется судом, поскольку распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р содержит указание на субъектов (общество и граждане Колесник Александр Павлович; Костыренко Елена Михайловна), изымаемые блага (объекты недвижимости и право аренды), а также на размер компенсации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с доводами суда первой инстанции о ненадлежащем способе защиты обществом нарушенных прав.
Отсутствие вещных прав общества на земельный участок подтверждается материалами дела.
Общество полагает, что является законным владельцем земельного участка в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
При продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (абзац 2 пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом того, что право аренды общества не оформлено в надлежащем порядке, компенсация в связи с изъятием права аренды выплачена гражданам, вопрос о том, передан ли обществу по договору от 29.03.2000 весь земельный участок, весь ли земельный участок необходим для использования объектов недвижимости, в рамках настоящего дела не выяснялся и не мог быть выяснен с учетом существа заявленных требований. В том случае, если общество полагает, что граждане Колесник Александр Павлович; Костыренко Елена Михайловна необоснованно обогатились за счет выплаты компенсации в отношении земельного участка целиком или в части, занятой объектами недвижимости, оно вправе обратиться к указанным гражданам в исковом порядке.
Учитывая вышеизложенное, требования общества удовлетворению не подлежат.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-34368/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2013 N 15АП-10429/2013 ПО ДЕЛУ N А32-34368/2012
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 г. N 15АП-10429/2013
Дело N А32-34368/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.,
при участии:
от заявителя - представитель по доверенности от 05.08.2013 N 712 - Колошенков В.А., паспорт, директор общества - Шмигельский С.В., паспорт,
от Администрации Краснодарского края - представитель по доверенности от 24.12.2012 N 01-950/12-08 - Свашенко Е.С., удостоверение,
от Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от Колесник Александра Павловича - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, в том числе в порядке ч. 6 ст. 121 АПК РФ,
от Костыренко Елены Михайловны - представитель по доверенности от 05.04.2013 - Лучин А.С., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-34368/2012, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд"
к заинтересованным лицам: Администрации Краснодарского края; Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года,
при участии третьих лиц: Колесник Александра Павловича; Костыренко Елены Михайловны
о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от внесения изменений в распоряжение главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными бездействия Администрации Краснодарского края (далее - администрация), выразившегося в уклонении от внесения изменений в распоряжение главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р, предусматривающих указание на прекращение права аренды общества с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд" земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1 площадью 1224 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Чайковского, 33/3.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество является законным владельцем земельного участка по приобретенными объектами недвижимости, однако компенсация за изъятое право аренды ему выплачена не была.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент). В качестве третьих лиц, не заявляющих заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Колесник Александр Павлович; Костыренко Елена Михайловна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие право аренды общества. Права титульных владельцев прекращены изъятием права аренды. Общество пропустило срок на обращение с заявлением.
Общество с ограниченной ответственностью "Альпа Трейд" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило судебный акт отменить, заявленные по делу требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на доводы, заявленные ранее суду первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу Костыренко Елена Михайловна просит решение оставить без изменения. Указывает на ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года просит оставить решение без изменения. Указывает, что на момент вынесения распоряжения главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р доказательства принадлежности земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1 на праве аренды общество не представило.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Краснодарского края просит оставить решение без изменения. Указывает на состоявшуюся выплату компенсаций обществу и титульным владельцам земельного участка, в силу чего внесение изменений в распоряжение главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р невозможно.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее. В судебном заседании 06.08.2013 объявлялся перерыв до 13.08.2013 до 12 час. 10 мин., о чем объявлено участвующим в деле лицам. Информация о перерыве размещена в сети Интернет (публичное объявление о перерыве).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению имуществом г. Сочи (арендодатель) и ИЧП Овсепяна А.З. "Ида" 10.08.1998 был заключен договор аренды земельного участка N 1039, по условиям которого арендодатель передал арендатору в пользование земельный участок площадью 1224 кв. м, занимаемый магазином и складом по ул. Чайковского, 33/3 в Центральном районе г. Сочи. Срок действия договора определен с 01.08.1998 по 01.08.2047 (т. 1 л.д. 16-19). Договор зарегистрирован в соответствии с требованиями на момент его заключения в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи за N 571 от 17.08.1998. Приложением N 1 к договору аренды является план земельного участка, предоставленный в аренду, в котором указано, что общая площадь земельного участка 1224 кв. м, 182 кв. м находится в границах красных линий.
09.04.1999 ИЧП "Ида" (продавец) заключил с Колесник Александром Петровичем и Костыренко Еленой Михайловной (покупатели) договор купли-продажи магазина и склада, с предоставлением в собственность каждому по 1/2 доли (т. 1 л.д. 20).
29.03.2000 Колесник А.П. и Костыренко Е.М. (продавцы) и ООО "Альпа-Трейд" (покупатель) заключили договор купли-продажи, по которому строение, находящееся в общей долевой собственности, расположенное по адресу: г. Сочи, ул. Чайковского, 33/3, состоящее из литер А - склад для хранения материалов, литер Б - магазин, передано в собственность обществу (т. 1 л.д. 21). Переход права собственности зарегистрирован 28.04.2000 за NN 111568, 111569, собственнику выданы свидетельства о государственной регистрации права от 28.04.2000 серии ККК 111568, серии ККК 111569 (т. 1 л.д. 24, 25).
Государственная регистрация обременения земельного участка в виде аренды в пользу Колесник А.П. и Костыренко Е.М. произведена 10.11.2000.
В силу ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Олимпийский закон) установлено, что в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов и предоставление в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земельных участков и жилых помещений взамен изымаемых.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Олимпийского закона Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд.
В соответствии с пунктом 1.1. постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 "Об утверждении Положения, структуры, штатного расписания департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года" Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
О принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения (пункт 18 статьи 15 Олимпийского закона).
Администрация Краснодарского края после получения отчета об указанной в части 21 настоящей статьи оценке осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества (пункт 24 статьи 15 Олимпийского закона).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0203019:94 и 23:49:0203019:95, формирование которых предполагалось за счет раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1, изъяты для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта у граждан Колесник А.П. и Костыренко Е.М. путем прекращения права аренды, а находившиеся на них объекты недвижимости - у общества в собственность Российской Федерации (т. 1 л.д. 22-23).
По заключенному с департаментом соглашению от 25.02.2011 N 722-734-р за изъятые объекты недвижимости обществу выплачена их рыночная стоимость в сумме 1 352 696 рублей.
Соглашением от 01.03.2011 N 735-734-р, заключенным от имени Российской Федерации департаментом и федеральным государственным учреждением "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" с одной стороны и граждан Колесник А.П. и Костыренко Е.М. с другой стороны прекращено право аренды указанных лиц на земельный участок. Гражданам возмещены убытки, связанные с изъятием земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0203019:94 и 23:49:0203019:95, формирование которых предполагалось за счет земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1, в размере 21 386 216 рублей.
ООО "Альпа-Трейд" обратилось в Администрацию Краснодарского края с заявлением от 27.09.2012 N 01/0912 о необходимости внесения изменений в распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р, предусматривающих указание на прекращение права аренды ООО "Альпа-Трейд" земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203019:1 площадью 1224 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Чайковского, 33/3.
Оспаривание бездействия администрации по невнесению указанных изменений в распоряжение является предметом настоящего спора.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются и арбитражными судами, и судами общей юрисдикции, что предопределяет единство критериев для определения понятий "действия", "бездействие", "ненормативный акт".
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Исходя из понятия нормативного правового акта, данного в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2, а также с учетом разъяснений, содержащихся в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.1993 N С-13/ОП-167 (п. 5) следует, что под ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в соответствии с приведенными нормами арбитражного процесса, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом и содержащий обязательные для исполнения индивидуально определенными субъектами правоотношений предписания, обеспечиваемые мерами принудительного характерами (в том числе, возможностью применения ответственности за их неисполнение) направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Отдельным признаком индивидуального ненормативного акта служит однократность его применения, исчерпание его реализацией.
Как видно из материалов дела, ненормативный акт - распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р, был реализован состоявшимся изъятием объектов недвижимости, земельного участка и выплатой компенсаций обществу и гражданам.
Фактически, оспаривая бездействие по невнесению изменений в указанное распоряжение, общество требует изменить субъектный состав лиц, претендующих на компенсацию, исключить из субъектов компенсации граждан и указать на необходимость компенсации права аренды общества.
Таким образом, требование заявлено с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Довод общества о том, что оно полагало, что из текста распоряжения следует также и компенсация для ООО "Альпа-Трейд" в возмещение изымаемого права аренды, отклоняется судом, поскольку распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.08.2010 N 734-р содержит указание на субъектов (общество и граждане Колесник Александр Павлович; Костыренко Елена Михайловна), изымаемые блага (объекты недвижимости и право аренды), а также на размер компенсации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с доводами суда первой инстанции о ненадлежащем способе защиты обществом нарушенных прав.
Отсутствие вещных прав общества на земельный участок подтверждается материалами дела.
Общество полагает, что является законным владельцем земельного участка в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
При продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости (абзац 2 пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, с учетом того, что право аренды общества не оформлено в надлежащем порядке, компенсация в связи с изъятием права аренды выплачена гражданам, вопрос о том, передан ли обществу по договору от 29.03.2000 весь земельный участок, весь ли земельный участок необходим для использования объектов недвижимости, в рамках настоящего дела не выяснялся и не мог быть выяснен с учетом существа заявленных требований. В том случае, если общество полагает, что граждане Колесник Александр Павлович; Костыренко Елена Михайловна необоснованно обогатились за счет выплаты компенсации в отношении земельного участка целиком или в части, занятой объектами недвижимости, оно вправе обратиться к указанным гражданам в исковом порядке.
Учитывая вышеизложенное, требования общества удовлетворению не подлежат.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-34368/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)