Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" Подориной М.В. по доверенности от 11.02.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2013 года по делу N А05-15072/2012 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" (ОГРН 1052901128422; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167; далее - Министерство) о признании недействительным решения об отказе в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки или гостевые парковочные места) в границах земельного участка площадью 3484 кв. м в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по ул. Шабалина, выраженном в выписке от 28.08.2012 N 312-011-07/7176 из протокола заседания коллегии Министерства.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена мэрия города Архангельска (далее - Мэрия).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают на отсутствие нормы права, обязывающей при выборе земельного участка учитывать мнение населения, и необоснованно расширительное толкование судом нормы пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Ссылаются на то, что пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ не предусмотрен безусловный выбор участка для строительства из нескольких вариантов.
Министерство и Мэрия о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось к агентству по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (прежнее наименование ответчика) с заявлением о выборе земельного участка для строительства полузаглубленного паркинга на 160 машиномест с эксплуатируемой кровлей в границах земельного участка в г. Архангельске по ул. Шабалина (во дворе домов N 22 и 24).
Агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области с письмом от 12.03.2010 N 07-13/1564 направило департаменту градостроительства мэрии г. Архангельска копию обращения заявителя для обеспечения выбора земельного участка и утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Составлен 13.04.2010 акт выбора земельного участка для строительства полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей в г. Архангельске по ул. Шабалина, получены согласования с компетентными органами (администрацией Ломоносовского территориального округа, отделом ГИБДД, ОАО "Архангельскоблгаз", Архангельским районом электрических сетей).
Распоряжением мэра г. Архангельска от 02.07.2012 N 1219р утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале 29:22:050105 площадью 0,3484 га, расположенного в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по ул. Шабалина (категория земель - земли населенных пунктов) для размещения полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки или гостевые парковочные места).
Решением коллегии Министерства от 01.08.2012 (заседание N 6) Обществу отказано в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки или гостевые парковочные места) в границах земельного участка площадью 3484 кв. м в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по ул. Шабалина в связи с тем, что распоряжение мэра г. Архангельска от 02.07.2012 N 1219р принято без учета общественного мнения (при несогласии жильцов близлежащих домов с планируемым строительством объекта).
Письмом от 28.08.2012 N 312-011-07/7176 Министерство направило Обществу выписку из протокола заседания коллегии Министерства от 01.08.2012 N 6 (лист дела 15).
Считая отказ в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта незаконным, ООО "АрхЗемПроект" обратилось в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого решения и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из пункта 5 статьи 30 ЗК РФ, первым этапом предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Статьей 31 ЗК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Согласно пункту 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с Законом Архангельской области от 18.04.2007 N 340-17-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска" распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, определяемым Правительством Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 05.04.2011 N 99-пп утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Архангельской области, согласно которому Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области, земельными участками, находящимися в собственности Архангельской области, и иными земельными участками, право распоряжения которыми предоставлено Архангельской области.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Данные нормы призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, публичное информирование направлено не только на защиту интересов конкретных лиц - возможных претендентов на земельный участок, но и населения в целом. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
В материалах дела имеются копии обращений жильцов дома N 26, корп. 2 по ул. Шабалина в г. Архангельске к депутату Архангельского областного Собрания депутатов Заре В.Н. от 19.12.2012 с возражениями против строительства паркинга во дворе дома (80 подписей); копии обращений жильцов домов N 24, 26 по ул. Шабалина к губернатору Архангельской области Орлову И.А., мэру г. Архангельска Павленко В.Н. с возражениями против строительства паркинга (104 подписи).
Из обращений жильцов названных домов и акта осмотра внутридворовой территории, ограниченной этими домами, следует, что на ней расположены детская площадка с оборудованием, скамейками, площадка с теннисным столом, площадки для сушки белья, подземное хранилище сжиженного газа, зеленые насаждения (фото в дело представлены).
Установленный порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов направлен на обеспечение рационального и эффективного использования земель, соблюдение принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 2 среди основных принципов законодательства о градостроительной деятельности называет обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
В силу приведенных норм мнение населения обязательно следует учитывать при предоставлении земельных участков для строительства.
При этом решение вопроса о том, поддержать поступившие от населения возражения против предоставления земельного участка или предоставить земельный участок вопреки таким возражениям, относится к компетенции органа, в полномочия которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка. Из приведенных выше норм законодательства следует, что необходимо учитывать, насколько существенно строительство нового объекта затрагивает интересы граждан, количество таких граждан, характер возникающих в связи со строительством неудобств для населения.
В данном случае из материалов дела видно, что обращения граждан в связи с предполагаемым строительством носили массовый характер. В этих обращениях указано, что жилые дома, расположенные вокруг предполагаемого места строительства, окружены автомобильными дорогами с интенсивным движением автотранспорта, в связи с чем прогулки вблизи дома возможны только в границах дворовой территории; при строительстве будут выкорчеваны деревья, что с учетом наличия интенсивного автомобильного движения повлечет увеличение загазованности воздуха при том, что около одного из домов находится школа и детский туберкулезный санаторий.
Апелляционный суд находит обоснованной ссылку суда первой инстанции на пункт 6 статьи 31 ЗК РФ, согласно которому решение о предварительном согласовании места размещения объекта утверждает акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. В рассматриваемом случае иные варианты земельных участков для строительства паркинга не предлагались и различные варианты не рассматривались. Предложение различных вариантов могло бы обеспечить права заявителя, с одной стороны, и учет интересов населения, - с другой.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого решения недействительным не имеется.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2013 года по делу N А05-15072/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2013 ПО ДЕЛУ N А05-15072/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2013 г. по делу N А05-15072/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 июня 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" Подориной М.В. по доверенности от 11.02.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2013 года по делу N А05-15072/2012 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" (ОГРН 1052901128422; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167; далее - Министерство) о признании недействительным решения об отказе в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки или гостевые парковочные места) в границах земельного участка площадью 3484 кв. м в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по ул. Шабалина, выраженном в выписке от 28.08.2012 N 312-011-07/7176 из протокола заседания коллегии Министерства.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена мэрия города Архангельска (далее - Мэрия).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают на отсутствие нормы права, обязывающей при выборе земельного участка учитывать мнение населения, и необоснованно расширительное толкование судом нормы пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Ссылаются на то, что пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ не предусмотрен безусловный выбор участка для строительства из нескольких вариантов.
Министерство и Мэрия о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось к агентству по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (прежнее наименование ответчика) с заявлением о выборе земельного участка для строительства полузаглубленного паркинга на 160 машиномест с эксплуатируемой кровлей в границах земельного участка в г. Архангельске по ул. Шабалина (во дворе домов N 22 и 24).
Агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области с письмом от 12.03.2010 N 07-13/1564 направило департаменту градостроительства мэрии г. Архангельска копию обращения заявителя для обеспечения выбора земельного участка и утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Составлен 13.04.2010 акт выбора земельного участка для строительства полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей в г. Архангельске по ул. Шабалина, получены согласования с компетентными органами (администрацией Ломоносовского территориального округа, отделом ГИБДД, ОАО "Архангельскоблгаз", Архангельским районом электрических сетей).
Распоряжением мэра г. Архангельска от 02.07.2012 N 1219р утверждена схема расположения земельного участка в кадастровом квартале 29:22:050105 площадью 0,3484 га, расположенного в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по ул. Шабалина (категория земель - земли населенных пунктов) для размещения полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки или гостевые парковочные места).
Решением коллегии Министерства от 01.08.2012 (заседание N 6) Обществу отказано в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения полузаглубленного паркинга с эксплуатируемой кровлей (детские площадки или гостевые парковочные места) в границах земельного участка площадью 3484 кв. м в Ломоносовском территориальном округе г. Архангельска по ул. Шабалина в связи с тем, что распоряжение мэра г. Архангельска от 02.07.2012 N 1219р принято без учета общественного мнения (при несогласии жильцов близлежащих домов с планируемым строительством объекта).
Письмом от 28.08.2012 N 312-011-07/7176 Министерство направило Обществу выписку из протокола заседания коллегии Министерства от 01.08.2012 N 6 (лист дела 15).
Считая отказ в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта незаконным, ООО "АрхЗемПроект" обратилось в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности принятого решения и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из пункта 5 статьи 30 ЗК РФ, первым этапом предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Статьей 31 ЗК РФ предусмотрено, что юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5).
Согласно пункту 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с Законом Архангельской области от 18.04.2007 N 340-17-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Архангельской области - города Архангельска" распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, определяемым Правительством Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 05.04.2011 N 99-пп утверждено Положение о министерстве имущественных отношений Архангельской области, согласно которому Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области, земельными участками, находящимися в собственности Архангельской области, и иными земельными участками, право распоряжения которыми предоставлено Архангельской области.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Данные нормы призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, публичное информирование направлено не только на защиту интересов конкретных лиц - возможных претендентов на земельный участок, но и населения в целом. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
В материалах дела имеются копии обращений жильцов дома N 26, корп. 2 по ул. Шабалина в г. Архангельске к депутату Архангельского областного Собрания депутатов Заре В.Н. от 19.12.2012 с возражениями против строительства паркинга во дворе дома (80 подписей); копии обращений жильцов домов N 24, 26 по ул. Шабалина к губернатору Архангельской области Орлову И.А., мэру г. Архангельска Павленко В.Н. с возражениями против строительства паркинга (104 подписи).
Из обращений жильцов названных домов и акта осмотра внутридворовой территории, ограниченной этими домами, следует, что на ней расположены детская площадка с оборудованием, скамейками, площадка с теннисным столом, площадки для сушки белья, подземное хранилище сжиженного газа, зеленые насаждения (фото в дело представлены).
Установленный порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов направлен на обеспечение рационального и эффективного использования земель, соблюдение принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 2 среди основных принципов законодательства о градостроительной деятельности называет обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
В силу приведенных норм мнение населения обязательно следует учитывать при предоставлении земельных участков для строительства.
При этом решение вопроса о том, поддержать поступившие от населения возражения против предоставления земельного участка или предоставить земельный участок вопреки таким возражениям, относится к компетенции органа, в полномочия которого входит принятие решения о предоставлении земельного участка. Из приведенных выше норм законодательства следует, что необходимо учитывать, насколько существенно строительство нового объекта затрагивает интересы граждан, количество таких граждан, характер возникающих в связи со строительством неудобств для населения.
В данном случае из материалов дела видно, что обращения граждан в связи с предполагаемым строительством носили массовый характер. В этих обращениях указано, что жилые дома, расположенные вокруг предполагаемого места строительства, окружены автомобильными дорогами с интенсивным движением автотранспорта, в связи с чем прогулки вблизи дома возможны только в границах дворовой территории; при строительстве будут выкорчеваны деревья, что с учетом наличия интенсивного автомобильного движения повлечет увеличение загазованности воздуха при том, что около одного из домов находится школа и детский туберкулезный санаторий.
Апелляционный суд находит обоснованной ссылку суда первой инстанции на пункт 6 статьи 31 ЗК РФ, согласно которому решение о предварительном согласовании места размещения объекта утверждает акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. В рассматриваемом случае иные варианты земельных участков для строительства паркинга не предлагались и различные варианты не рассматривались. Предложение различных вариантов могло бы обеспечить права заявителя, с одной стороны, и учет интересов населения, - с другой.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого решения недействительным не имеется.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 февраля 2013 года по делу N А05-15072/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АрхЗемПроект" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)