Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2013 ПО ДЕЛУ N А46-5800/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу N А46-5800/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Глухих А.Н., Грязниковой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бирюля К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9719/2013) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2013 по делу N А46-5800/2013 (судья Луговик С.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Строительные системы" (ОГРН 1025500513224; ИНН 5502043222; место нахождения: г. Омск, ул. Магистральная, 39) к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344; ИНН 5504097128; место нахождения: г. Омск, ул. Маяковского, 2) о разрешении разногласий при заключении договора,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - представителя Нос С.С. по доверенности N 15/355 от 29.12.2012 сроком действия по 31.12.2013,
от общества с ограниченной ответственностью "Строительные системы" - представителя Суворова Е.В. по доверенности от 01.05.2013 сроком действия один год,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Строительные системы" (далее - ООО "Строительные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к открытому акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о подключении к системе водоснабжения и водоотведения по пунктам 1.1, 3.1, 3.1.1, 3.2.1 - 3.2.4, 3.2.6, 4.1.6, 5.1, 5.2, 6.7, 8.5 проекта договора подключения к сетям водоснабжения и водоотведения объекта - многоквартирные жилые дома по ул. 3-я Любинская в г. Омске.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.09.2013 по делу N А46-5800/2013 спорные пункты проекта договора от 18.03.2013 подключения к сетям водоснабжения и водоотведения объекта - многоквартирные жилые дома по ул. 3-я Любинская приняты в следующей редакции:
Пункт 1.1 договора изложен в следующей редакции: "В соответствии с настоящим Договором Исполнитель принимает на себя обязательство по подключению (фактическому присоединению сооруженных Заказчиком Объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения) строящегося реконструируемого, построенного, но не подключенного) объекта капитального строительства: многоквартирные жилые дома по адресу: установлено в 60 м севернее относительно жилого дома по ул. 3-я Любинская, 17 (далее - Объект) в соответствии с градостроительным планом земельного участка в границах зон действия публичных сервитутов к сетям водоснабжения и водоотведения Исполнителя в точке подключения и в сроки, определенные настоящим Договором, а Заказчик обязуется выполнить работы по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения".
Пункт 2.8 договора изложен в следующей редакции: "Если выявленные нарушения (недоработки) не могут быть устранены Заказчиком в пределах общего срока, установленного для выполнения условий подключения, то этот срок может быть продлен. Период продления срока для выполнения условий подключения согласовывается Сторонами дополнительно".
Пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: "После выполнения Заказчиком условий подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения Исполнитель выдает разрешение на осуществление Заказчиком присоединения Объекта к сетям водоснабжения и водоотведения".
Пункты 3.1.1, 3.2.4, 3.2.6, 5.2, 6.5, 6.7 договора исключены.
Пункт 3.2.1 договора изложен в следующей редакции: "Не осуществлять (не производить) мероприятия по подключению Объекта Заказчика к сетям водоснабжения и водоотведения Исполнителя в случае неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных п. 4.1.10 настоящего Договора".
Пункт 3.2.3 договора изложен в следующей редакции: "В случае нарушения Заказчиком срока выполнения обязательств, предусмотренных пунктом 4.1.10 настоящего Договора, в одностороннем порядке без обращения в суд, перенести дату подключения Объекта Заказчика к сетям водоснабжения и водоотведения Исполнителя на срок задержки выполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных пунктом 4.1.10 настоящего Договора".
Пункт 4.1.6 договора изложен в следующей редакции: "В сроки, предусмотренные настоящим Договором, выполнить работы по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения".
В раздел 4 договора добавлен пункт 4.1.10 в следующей редакции: "Заказчик обязуется выполнить работы по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в срок до 04.09.2014 года".
Пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: "В связи с отсутствием в утвержденной Инвестиционной программе Исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будут подключаться Объекты капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, выполняются Заказчиком самостоятельно. Исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных Заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается".
Пункт 6.4 договора изложен в следующей редакции: "Договор может быть расторгнут по инициативе любой из Сторон с письменным предупреждением другой стороны за 3 (Три) месяца до предполагаемой даты расторжения в случаях: - прекращения строительства и (или) изъятия земельного участка у Заказчика. Соглашение о расторжении настоящего Договора заключается в письменной форме и подписывается уполномоченными представителями каждой из Сторон".
Из пункта 8.5 договора исключен график платежей - Приложение N 3 как неотъемлемая часть договора.
Этим же решением с ОАО "ОмскВодоканал" в пользу ООО "Строительные системы" взыскано 4 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ОАО "ОмскВодоканал" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что утвержденная решением Омского городского совета от 13.02.2008 N 102 инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" не предусматривает мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей ответчика. Ссылается на то, что к объектам сетей инженерно-технического обеспечения (системе коммунальной инфраструктуры) можно отнести сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационные насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, в совокупности обеспечивающие водоснабжение конкретных объектов. Ответчик указывает, что истец не представил доказательства, свидетельствующие о наличии резерва мощности и пропускной способности на участке водопроводных и канализационных сетей ОАО "ОмскВодоканал", к которым истец планировал подключение объекта капитального строительства, а также, что созданные истцом водопроводные и канализационные сети не входят в систему коммунальной инфраструктуры города Омска и имеют свои объекты добычи и подготовки потребляемой воды и очистки сточных вод. Кроме того, ссылается на отсутствие доказательств того, что водоснабжение и водоотведение объектов истца возможно за счет иных водопроводов, а также иных сооружений и устройств, чем тех, модернизация которых предусмотрена инвестиционной программой ответчика.
ООО "Строительные системы" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ответчика поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель ООО "Строительные системы" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при заключении ОАО "ОмскВодоканал" и ООО "Строительные системы" договора подключения к сетям водоснабжения и водоотведения объекта - многоквартирные жилые дома по ул. 3-я Любинская в Кировском административном округе г. Омска (л.д. 12-19) между сторонами возник спор по пунктам договора, связанными с разногласиями по вопросам о размере и порядке оплаты за подключение строящегося объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения ответчика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Строительные системы" в суд с настоящим иском.
Принятие спорных положений договора подключения к сетям водоснабжения и водоотведения объекта - многоквартирные жилые дома по ул. 3-я Любинская в Кировском административном округе г. Омска в редакции ООО "Строительные системы", явилось причиной подачи ответчиком апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частями 2, 4, 5 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные услуги публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, установлен Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Договор о подключении согласно пункту 5 Правил N 360 является публичным договором и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 12 Правил N 360 заключения и исполнения публичных договоров определены существенные условия договора о подключении, к числу которых относится размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Согласно статье 1 и части 2 статьи 12 Закона N 210-ФЗ размер платы за подключение является регулируемой ценой (пункт 1 абзаца 2 статьи 424 ГК РФ).
Поэтому плата за подключение может взиматься только в случаях и в размере, предусмотренных законом.
Разногласия по пунктам публичного договора, являющиеся предметом рассматриваемого спора, обусловлены различным подходом сторон к вопросам о размере и порядке оплаты за подключение строящегося объектов капитального строительства истца к сетям водоснабжения и водоотведения ответчика.
В части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 48 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83).
Согласно пункту 2 Правил N 83 к сетям инженерно-технического обеспечения относится совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
В пункте 11 Правил N 83 указано, что если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.
По смыслу пункта 13 Правил N 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно условиям подключения объекта капитального строительства N 05-06/273/13, выданным ОАО "ОмскВодоканал" истцу (л.д. 70-74), подключение многоквартирных жилых домов по ул. 3-я Любинская в Кировском административном округе г. Омска возможно к существующей коммунальной системе водоснабжения и водоотведения.
Указание на необходимость в каких-либо работах по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей в условиях подключения отсутствует.
В силу пункта 14 Правил N 360 размер платы за подключение определяется следующим образом:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. При включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу исполнителя, но в случае отсутствия на дату обращения заказчика утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов;
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно. В этом случае исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 940);
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Действующее законодательство на дату заключения спорного договора предусматривало обязательность внесения платы за подключение в виде расчетного тарифа в случае, если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения требуется создание или реконструкция такой сети. При этом реконструкция должна включать в себя мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сетей. А эти мероприятия должны содержаться в инвестиционной программе организации коммунального комплекса.
Если эти условия взимания платы отсутствуют, подключение должно осуществляться без взимания платы, а в заключении договора на подключение без взимания платы не может быть отказано. Этот подход обусловлен необходимостью соблюдения баланса экономических интересов участников правоотношений и обеспечения доступности строительства новых объектов.
Решением Омского городского Совета от 08.12.2010 N 102, в редакции решений Омского городского Совета от 08.12.2010 N 376, от 26.12.2012 N 96, утверждена инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года.
Пункт 2 Приложения N 1 "План мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры модернизации систем коммунальной инфраструктуры" к инвестиционной программе ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года, содержит инвестиционный проект по подключению строящихся (реконструируемых) объектов.
Утвержденная решением Омского городского Совета от 13.02.2008 N 102 инвестиционная программа ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года не предусматривает мероприятий по увеличению мощности по производству ресурсов и (или) пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, к которым непосредственно планируется подключение спорного жилого комплекса.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца со ссылкой на инвестиционную программу о том, что согласно данной программе все мероприятия в отношении любых элементов городской системы водоснабжения и водоотведения являются мероприятиями по модернизации и усилению мощности, в том числе для обеспечения водоснабжения и водоотведения объекта ООО "Строительные системы".
Разделом 2.1 инвестиционной программы предусмотрены мероприятия по строительству, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры общегородского значения на территории города Омска.
Сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, используемых в процессе водоснабжения и водоотведения непосредственно, то есть, к которым планируется подключение объекта ответчика, а не как сети инженерно-технического обеспечения города Омска.
Допустимые доказательства необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети для подключения объектов капитального строительства истца к сети инженерно-технического обеспечения ответчика, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах на основании статьи 12 Закона N 210-ФЗ, пункта 14 Правил N 360 не подлежит взиманию плата за подключение объектов.
Пункт 5.1 спорного договора предложен истцом в следующей редакции: "В связи с отсутствием в утвержденной Инвестиционной программе Исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будут подключаться Объекты капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, выполняются Заказчиком самостоятельно. Исполнитель выполняет работы по фактическому присоединению сооруженных Заказчиком объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, а плата за подключение не взимается".
В отсутствие доказательств необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети для подключения объектов капитального строительства истца к сети инженерно-технического обеспечения ответчика пункт 5.1 договора подключения к сетям водоснабжения и водоотведения объекта - многоквартирные жилые дома по ул. 3-я Любинская в Кировском административном округе г. Омска, обоснованно принят судом первой инстанции в редакции ООО "Строительные системы". Остальные спорные пункты договора, в отношении которых разногласия заявлены к урегулированию в рамках настоящего иска, являются производными от указанного пункта, поэтому также обоснованно приняты судом первой инстанции в редакции заказчика.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции на основании изложенного выше.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 23 сентября 2013 года по делу N А46-5800/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.В.ВЕРЕВКИН

Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
А.С.ГРЯЗНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)