Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2013 ПО ДЕЛУ N А41-30457/12

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу N А41-30457/12


Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ООО "Облтехинвентаризация", ИНН: 7710884572, ОГРН: 1117746173236) - Бычихин Д.В., представитель по доверенности б/н от 15.01.2013,
от заинтересованного лица (Департамент земельных ресурсов города Москвы) - Ефимов К.П., представитель по доверенности N ДГИ-Д-110/13 от 27.02.2013,
от заинтересованного лица (Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Облтехинвентаризация" на решение Арбитражного суда Московской области от 16.01.2013 по делу N А41-30457/12,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
по заявлению ООО "Облтехинвентаризация" к Департаменту земельных ресурсов города Москвы и Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области об оспаривании действий (бездействия),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Облтехинвентаризация" (далее - ООО "Облтехинвентаризация", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области (далее - Администрация) и Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент) с требованиями о признании незаконными действий Администрации, выраженные в отказе удовлетворить заявление ООО "Облтехинвентаризация" о предоставлении в аренду земельного участка площадью 100 000 кв. м с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Сосенское, пос. Газопровод; об обязании Департамент земельных ресурсов г. Москвы принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 100 000 кв. м с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Сосенское, пос. Газопровод, и заключить договор аренды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Облтехинвентаризация" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО "Облтехинвентаризация" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, поддерживает решение суда первой инстанции, считает его законным и обоснованным.
Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своего представителя в суд апелляционной инстанции не направила, каких-либо ходатайств не представила. Дело рассмотрено в порядке ст. 121 - 123, 153, 156 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.12.2011 г. заявитель обратился к главе муниципального образования сельское поселение Сосенское с заявлением о предоставлении в аренду Земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, в связи с его постановкой на кадастровый учет, в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В газете "Видновские вести", N 96 от 27.12.2011 опубликовано объявление, в котором Администрация Ленинского муниципального района сообщает о приеме заявление по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, площадью 100 000 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенный вид использования - размещение линейных объектов с инженерными сооружениями, с адресом местоположения: Московская область, Ленинский район, с/п Сосенское, пос. Газопровод. Срок подачи заявлений установлен до 12.01.2012.
10.01.2012 Администрация сельского поселения Сосенское направила обращение общества от 16.12.2011 в адрес Администрации Ленинского муниципального района Московской области.
03.04.2012 Администрация Ленинского муниципального района Московской области в предоставлении земельного участка отказала, указав, что комиссия по специальной зоне не согласовала материалы по предоставлению земельного участка в аренду, земельный участок находится в специальной зоне, попадает в зону инженерных коммуникаций, где недопустимо строительство каких-либо объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также инженерных коммуникаций.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ООО "Облтехинвентаризация" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
Глава 24 АПК РФ предусматривает в качестве самостоятельного способа защиты нарушенного права в сфере предпринимательской деятельности обжалование ненормативных правовых актов государственных органов.
В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ, требование общества об обязании государственного органа принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка и заключении договора аренды, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства, а не самостоятельным исковым требованием.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным земельным законодательством, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно Закону г. Москвы от 05.07.1995 N 13-47 (ред. от 11.04.2012) "О территориальном делении города Москвы" сельское поселение Сосенское является территориальной единицей, включенной в состав территории города Москвы.
Пунктом 1.11 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача договора аренды земельного участка для размещения и эксплуатации объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также для целей, не связанных со строительством (реконструкцией) и эксплуатацией объекта капитального строительства", в соответствии с которым полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом земельных ресурсов города Москвы.
Таким образом, на основании названных норм именно Департамент земельных ресурсов города Москвы является органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
В пункте 1 указанной статьи прописаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Названные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Как следует из материалов дела, 16.12.2011 ООО "Облтехинвентаризация" обратилось к Главе муниципального образования сельское поселение Сосенское с заявлением исх. N 358 о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120316:1397 в порядке ст. 34 ЗК РФ под размещение линейных объектов с инженерными сооружениями.
Согласно кадастровому паспорту от 15.04.2013 N 77/501/13-163789 испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:21:0120316:1397, площадью 100 000 +/- 111 кв. м, расположенный: г. Москва, поселение Сосенское, п. Газопровод, относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения линейных объектов с инженерными сооружениями.
На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Пунктом 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, установлено, что объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
- а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
- б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
- в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Согласно пункту 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Таким образом, в силу названных норм, линейный объект с инженерными сооружениями является объектом капитального строительства, в связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду в порядке ст. 34 ЗК РФ земельного участка с целью создания (строительства) объекта недвижимого имущества. Данный факт также подтвержден представителем общества в судебном заседании апелляционного суда, что зафиксировано в аудиозаписи судебного заседания.
При указанных обстоятельствах, испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению в ином порядке, установленном статьей 30 ЗК РФ, как для целей строительства, что определяет иную процедуру предоставления земельного участка.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленный требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 16 января 2013 года по делу N А41-30457/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.КРУЧИНИНА

Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Е.А.МИЩЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)