Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N А43-24943/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N А43-24943/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.07.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Урлекова В.Н.,
судей Кузнецова В.И., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузьмичевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.03.2013
по делу N А43-24943/2012,
принятое судьей Ивановым А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибЭнерго-Консалт" в лице филиала "Нижегородский" (ОГРН 102773910800, ИНН 7701269595, г. Н. Новгород, ул. Лоскутова, д. 1) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - Козаковой О.В. по доверенности от 09.01.2013 N 03/02 сроком действия до 31.12.2013;
- общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибЭнерго-Консалт" в лице филиала "Нижегородский - Жуковой А.В. по доверенности от 18.09.2012 N 40/12 сроком действия один год; Смирновой О.В. по доверенности от 18.09.2012 сроком действия один год;
- общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ" - Жуковой А.В. по доверенности от 16.07.2012 N 62 сроком действия до 31.12.2013,
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСибЭнерго-Консалт" в лице филиала "Нижегородский" (далее - общество, ООО "ЕвроСибЭнерго-Консалт") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление), выразившегося в необоснованном несовершении по обращениям общества действий, направленных на завершение процедуры разделения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040227:186 на три земельных участка с кадастровыми номерами: 52:18:0040227:293, 52:18:0040227:294 и 52:18:0040227:295, начатой по согласованию N МР-09/7435, а также приведение вида разрешенного использования указанных участков ("под производство автомобилей") в соответствии с видом их фактического использования - "для эксплуатации Автозаводской ТЭЦ", об обязании Территориального управления обратиться в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области с заявлением о смене вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 52:18:0040227:293, 52:18:0040227:294 и 52:18:0040227:295 с существующего в настоящее время "под производство автомобилей" на вид их фактического использования "для эксплуатации Автозаводской ТЭЦ" и получить новые кадастровые паспорта указанных земельных участков; обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области с заявлениями о государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 52:18:0040227:293, 52:18:0040227:294 и 52:18:0040227:295 расположенными по адресу: г. Нижний Новгород, проспект Ленина, 88, с видом их разрешенного использования - "для эксплуатации Автозаводской ТЭЦ", и прекращением права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0040227:186, и получить соответствующие свидетельства о государственной регистрации прав; подготовить проект дополнительного соглашения к договору от 03.12.2011 N 03734/04 аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности с учетом завершения раздела земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040227:186 и изменения вида разрешенного использования вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами: 52:18:0040227:293, 52:18:0040227:294 и 52:18:0040227:295, и направить такой проект обществу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области (далее - Учреждение) и общество с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ" (далее - ООО "Автозаводская ТЭЦ").
Решением от 28.03.2013 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Территориальное управление указало на отсутствие у него полномочий по установлению или изменению вида разрешенного использования земельных участков.
Как считает заявитель апелляционной жалобы, изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков возможно путем соблюдения процедуры, установленной статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть путем проведения публичных слушаний.
Представитель Территориального управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда - оставить без изменения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040227:186 общей площадью 169454 +/- 144 кв. м, находящегося по адресу: г. Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 88 на основании дополнительного соглашения N 0643/18 к договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.12.2001 N 03734/04, зарегистрированного в установленном законом порядке, 17.05.2012 (запись N 52-52-01/241/2012-115).
Данный земельный участок был образован в результате разделения находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040227:7 площадью 2 552 695,55 кв. м, находящегося по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 88.
Поскольку для первоначального участка разрешенное использование было установлено "под производство автомобилей", то по завершении процесса разделения все вновь образованные земельные участки, в том числе и участок с кадастровым номером 52:18:0040227:186, принадлежащий обществу на праве аренды, были поставлены на учет с аналогичным видом разрешенного использования "под производство автомобилей".
На земельном участке с кадастровым номером 52:18:0040227:186 расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "ЕвроСибЭнерго-Консалт" на праве собственности и относящиеся к комплексу "Автозаводская ТЭЦ".
Имущественный комплекс "Автозаводская ТЭЦ" предназначен для выработки и реализации электрической, тепловой энергии и горячей воды в целях снабжения энергоресурсами жителей Автозаводского и Ленинского районов г. Нижнего Новгорода.
18.06.2012 общество обратилось в Территориальное управление Росимущества в Нижегородской с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040227:186 общей площадью 169454 +/- 144 кв. м, указав, что данный участок фактически используется и будет в дальнейшем использоваться для эксплуатации Автозаводской ТЭЦ.
Письмом от 09.07.2012 N МР07/10082 Территориальное управление указало, что ввиду отсутствия официальной информации об утверждении Правил пользования и застройки в городе Нижнем Новгороде в отношении запрашиваемого земельного участка, им сделан запрос в администрацию г. Нижнего Новгорода, после получения ответа Территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "ЕвроСибЭнерго-Консалт" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
В силу правила пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
20.06.2012 земельный участок с кадастровым номером 52:18:0040227:186, общей площадью 169 454 +/- 144 кв. м, находящийся по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, проспект Ленина, д. 88, разделен филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области, с разрешения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (письмо N МР-09/7435 от 22.05.2012), на три участка с кадастровыми номерами: 52:18:0040227:293, 52:18:0040227:294, 52:18:0040227:295.
При этом, суммарная площадь вновь образованных земельных участков, их местоположение полностью соответствует площади и местоположению предыдущего земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040227:186.
Как усматривается из материалов дела и установил суд первой инстанции, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на образованные земельные участки с кадастровыми номерами 52:18:0040227:293, 52:18:0040227:294 и 52:18:0040227:295 не осуществлена.
Из кадастровых паспортов вновь образованных земельных участков следует, что их разрешенное использования в настоящее время: "под производство автомобилей".
Из материалов дела также следует, что спорные земельные участки по адресу: г. Нижний Новгород, проспект Ленина, 88 расположены в функциональных зонах ПК-2 - зона производственно-коммунальных объектов 3 класса вредности, ПК-3 - зона производственно-коммунальных объектов 4 класса вредности, С-5 - зона озеленения специального назначения в С33.
Из письма Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода от 06.03.2013 N 12-01-16-1760м усматривается, что информация о границах земельных участков с кадастровыми номерами 52:18:0040227:186, 52:18:0040227:293, 52:18:0040227:294 и 52:18:0040227:295 в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствует, в связи с чем указать конкретную функциональную зону по ним не представляется возможным (т. 2, л. д. 87).
Таким образом, верным является вывод суда первой инстанции о том, что препятствий с точки зрения градостроительного законодательства в изменении видов разрешенного использования спорных земельных участков нет. Функциональные зоны места расположения спорных земельных участков предусматривают соответствующие виды разрешенного использования (производственная деятельность) в качестве основных, их изменение не требует проведения публичных слушаний и возможно путем внесения изменений в действующие Правила землепользования и застройки г. Нижнего Новгорода.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Письмом от 16.08.2012 N 307-01-8918/12 Министерство инвестиционной политики Нижегородской области указало на необходимость заявителю для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция Автозаводской ТЭЦ с сооружениями ПГУ - 400" разрешить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных под эксплуатацию комплекса объектов энергетики "Автозаводская ТЭЦ". Несоответствие вида разрешенного использования земельных участков фактическому их использованию создает препятствие обществу для оформления разрешительной документации в сфере капитального строительства, необходимой для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция Автозаводская ТЭЦ с сооружениями ПГУ - 400" с присвоением ему статуса приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области (т. 1, л. д. 63).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации к существенным условиям договора относятся условия о его предмете, а также условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. При этом по правилу пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
При этом в силу пункта 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о разрешенном использовании земельного участка в обязательном порядке вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, согласование вида разрешенного использования земельного участка должно осуществляться по воле обеих сторон договора аренды земельного участка, а изменение вида разрешенного использования арендуемого земельного участка влечет изменения условий об объекте договора аренды.
В силу этого, вопреки общему правилу части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" общество в одностороннем порядке не может решить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков, образованных для эксплуатации принадлежащих ему объектов.
В орган кадастрового учета с заявлением о внесении данных изменений в сведения о земельных участках должно обратиться Территориальное управление с указанием на согласование соответствующих изменений с обществом, поскольку именно Территориальному управлению принадлежат полномочия публичного собственника в отношении спорных земельных участков.
Между тем, до настоящего времени территориальным управлением не выполнена процедура государственной регистрации вновь образованных земельных участков, не внесены соответствующие изменения в заключенный договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, что исключает возможность для общества решить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков, образованных для эксплуатации принадлежащих ему объектов.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным оспариваемое бездействие Территориального управления.
Довод Территориального управления об отсутствии у него полномочий по установлению или изменению вида разрешенного использования земельных участков, судом апелляционной инстанции признается несостоятельным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области.
Следовательно, именно Территориальное управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку общества об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности и осуществить все необходимые мероприятия.
В связи с вышеизложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В соответствии со статьей 333.37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.03.2013 по делу N А43-24943/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.Н.УРЛЕКОВ
Судьи
В.И.КУЗНЕЦОВ
Ю.В.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)