Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 01.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1891/13

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. по делу N 33-1891/13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.
судей Галиева В.А., Старичковой Е.А.
при секретаре судебного заседания Х.
с участием прокурора Баева А.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по заявлению прокурора Уфимского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Уфимский район РБ о возложении обязанности принять меры по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан Галиева В.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Уфимского района РБ обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации СП Чесноковский сельсовет МР Уфимский район РБ о возложении обязанности принять меры по регистрации муниципальных лесов, расположенных в сельском поселении, установить границы лесных участков, находящихся в введении сельского поселения, поставить лесные участки на кадастровый учет.
В обоснование заявленного иска указал, что в нарушение требований действующего законодательства ответчиком, имеющим в ведении 2 га лесных участков, не оформлено право собственности на них, границы земельных участков, занятых лесами, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые лесами, не поставлены, что может привести к бездействию органов местного самоуправления при принятии мер, направленных на предупреждение лесных пожаров.
В связи с этим прокурор Уфимского района РБ просил обязать ответчика принять меры по регистрации муниципальных лесов, расположенных в сельском поселении, установить границы лесных участков, находящихся в введении сельского поселения, поставить лесные участки на кадастровый учет.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 8 ноября 2012 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
Не соглашаясь с постановленным решением, помощник прокурора Уфимского района РБ Баев А.З. обратился с апелляционным представлением, указывая, что судом необоснованно было оставлено без удовлетворения ходатайство о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Министерства земельных и имущественных отношений РБ. Считает, что при принятии решения суд не дал должную оценку тому, что организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения, отнесена к вопросам местного значения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия установила, что находящийся в материалах дела протокол судебного заседания от 8 ноября 2012 года судьей и секретарем судебного заседания не подписан, в связи с чем пришла к выводу об отсутствии в деле протокола судебного заседания, что в силу требований п. 6 части четвертой ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда.
В связи с этим судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 14 февраля 2013 года принято решение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, о чем было вынесено соответствующее определение.
20 марта 2013 года в суд апелляционной инстанции поступило измененное исковое заявление прокурора Уфимского района РБ, в котором он просил обязать администрацию МР Уфимский район РБ принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Башкортостан процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории СП Чесноковский сельсовет МР Уфимский район РБ.
В обоснование измененных требований прокурор указал, что в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ администрацией муниципального района на протяжении длительного периода времени не предприняты меры по инициированию мероприятий по разграничению права собственности на указанные земельные участки с целью определения органа, который должен заниматься уходом за земельными участками, занятыми лесами. Изложенное может привести к бездействию органов местного самоуправления при принятии мер, направленных на предупреждение лесных пожаров.
В заседании судебной коллегии прокурор Баев А.З. поддержал измененный иск, первоначальные заявленные требования к администрации СП Чесноковский сельсовет МР Уфимский район РБ не поддержал.
Представитель администрации МР Уфимский район РБ К.Л. измененный иск прокурора не признала, просила в удовлетворении иска отказать, так как землями лесного фонда распоряжается Министерство лесного хозяйства. Администрация МР Уфимский район РБ не может осуществлять контроль за земельными участками, этот контроль осуществляет непосредственно сельское поселение. Никакими законами не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления разграничивать собственность на землю, а также ставить на кадастровый учет земельных участков.
Представитель ГБУ "Уфимское лесничество" К.В. с исковыми требованиями прокурора согласился и пояснил, что ответчик администрация МР Уфимский район РБ должна произвести разграничение государственной собственности на земельные участки для того, чтобы в дальнейшем осуществлять контроль за ними.
Представитель администрации СП Чесноковский сельсовет МР Уфимский район РБ Л. и представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ А. вопрос об удовлетворении исковых требований прокурора оставили на усмотрение суда.
Министерство лесного хозяйства РБ, ГБУ "Иглинское лесничество", Министерство земельных и имущественных отношений РБ, ОАО "Зубово" и ОАО "Уфимский конный завод N 119", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили. Доказательств, свидетельствующих об уважительной причине неявки, на момент рассмотрения дела судебной коллегии не представили. В связи с чем, руководствуясь ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 8 ЛК РФ определено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля (пункт 29).
В силу ч. 1 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии со ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Из материалов гражданского дела следует, что в соответствии с письмом Министерства лесного хозяйства РБ от 17 апреля 2012 года и приложенными к нему документами в границы сельского поселения Чесноковский сельсовет МР Уфимский район РБ входят леса, находящиеся в федеральной собственности, а также леса на землях сельскохозяйственного назначения, собственность на которые не разграничена (л.д. 26 - 30).
По итогам инвентаризации 2011 года за администрацией СП Чесноковский сельсовет МР Уфимский район РБ числилось 2 га лесных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, собственность на которые не разграничена.
Прокурор полагая, что указанные лесные участки (2 га) являются государственной собственностью, не разграниченной на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниципальных образований, поскольку в регистрирующий орган не представлялись правоустанавливающие документы на данные лесные участки, обратился в суд с настоящим иском.
Основания разграничения государственной собственности на земельные участки установлены ст. 3.1 Закона о введении Земельного кодекса РФ. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
В силу статей 92 и 93 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст. 1, п. 6 ст. 15, п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Оценив вышеизложенные положения лесного и земельного законодательства, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Уфимского района РБ, поскольку именно орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки, собственность на которые не разграничена, правомочен на распоряжение такими земельными участками, в том числе на принятие мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности в отношении них.
Доводы представителя администрации МР Уфимский район РБ о том, что никакими законами не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления разграничивать собственность на землю, а также ставить на кадастровый учет земельных участков, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку обязанность органа местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч. 2 ст. 70 Лесного кодекса РФ в соответствии с которым органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ).
В соответствии с частью второй ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение о возложении на ответчика обязанности совершить действия, направленные на разграничение права государственной собственности на занятые лесами земельные участки, судебная коллегия приходит к выводу о том, что для исполнения указанной обязанности ответчику следует предоставить разумный срок - до 1 сентября 2013 года.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 8 ноября 2012 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Уфимского района РБ удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию муниципального района Уфимский район РБ принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Башкортостан процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые лесами на территории сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район РБ в срок до 1 сентября 2013 года.

Председательствующий
Ю.А.БАТРШИНА

Судьи
В.А.ГАЛИЕВ
Е.А.СТАРИЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)