Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2013 N Ф09-4975/13 ПО ДЕЛУ N А07-10467/2012

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2013 г. N Ф09-4975/13

Дело N А07-10467/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Столярова А.А., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис" (далее - общество, заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу N А07-10467/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 18.05.2012 N 8707 в предоставлении земельных участков в аренду и о понуждении заключить договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050226:1862, 02:55:050226:1861, 02:55:050226:18678, 02:55:050226:1877, 02:55:050226:1868.
Решением суда от 31.10.2012 (судья Кручинина Н.Е.) заявленные требования удовлетворены. Отказ администрации в передаче земельных участков в аренду признан незаконным. На администрацию возложена обязанность в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления решения в законную силу, направить в адрес общества проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050226:1862; 02:55:050226:1861; 02:55:050226:1878; 02:55:050226:1877; 02:55:050226:1868.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Суспицина Л.А.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции положений ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 61, 29, 9, 10, 11, подп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Заявитель указывает, что в отношении спорных земельных участков проведены все процедуры по его формированию в соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 30 Кодекса, в связи с чем отказ администрации в заключении договора аренды является незаконным.

Как установлено судами, на основании постановления главы администрации г. Уфы от 05.02.2001 N 417 между администрацией и обществом заключен договор N 4237, согласно которому администрация разрешает обществу разработку проекта застройки микрорайона "Сафроновский" Ленинского района г. Уфы.
Постановлениями главы администрации г. Уфы от 31.03.2003 N 1346 "О предоставлении обществу земельного участка в микрорайоне "Сафроновский" Ленинского района г. Уфа для строительства поселка (сети, дороги, улицы)", от 18.06.2004 N 2614 "О разработке проекта застройки микрорайона "Сафроновский" Ленинского района г. Уфы", от 12.08.2005 N 3915, от 16.08.2006 N 3855, от 30.06.2010 N 3663 общество определено застройщиком микрорайона, разрешена разработка проектов застройки микрорайона.
На основании договора от 15.09.2006 N 387-П администрация предоставила обществу право завершить разработку проекта застройки части микрорайона Сафроновский в Ленинском районе городского округа на земельном участке ориентировочной площадью 9 га городских земель.
По результатам состоявшихся 23.04.2011 публичных слушаний постановлением администрации от 02.06.2011 N 3158 утвержден проект планировки и проект межевания части микрорайона "Сафроновский" северо-западнее ул. Бирюзовой в Ленинском районе городского округа г. Уфа.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 24.03.2010 о выделении земельных участков в микрорайоне "Сафроновский-2" для строительства автокемпинга (с кафе, гостиницей, медпунктом, рестораном), автомойки, автосервиса и универсама.
На кадастровый учет 06.02.2012 поставлены земельные участки с номером 02:55:050226:1861 площадью 16 553 кв. м, разрешенным использованием - для проектирования и строительства культурно-оздоровительного центра с отделением почты, аптекой, автокемпинг, кафе; с номером 02:55:050226:1862 площадью 3274 кв. м, с разрешенным использованием - для проектирования и строительства универсального магазина.
На кадастровый учет 15.02.2012 поставлен земельный участок с номером 02:55:050226:1868 площадью 873 кв. м, с разрешенным использованием - для проектирования и строительства автомойки.
На кадастровый учет 05.03.2012 поставлены земельные участки с номером 02:55:050226:1877 площадью 1325 кв. м, разрешенным использованием - для проектирования и строительства автосервисного комплекса, номером 02:55:050226:1878, площадью 3390 кв. м, разрешенным использованием - для проектирования и строительства культурно-оздоровительного центра.
Комиссией по землепользованию и застройке городского округа г. Уфа 23.12.2011 разрешено предоставление обществу земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050226:1862, 02:55:050226:1861 для проектирования и строительства объекта с проведением процедуры публикации информационного сообщения. Информационное сообщение опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 12.01.2012 N 8.
Комиссией по землепользованию и застройке городского округа г. Уфа 03.02.2012 разрешено предоставление обществу земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:050226:1878, 02:55:050226:1877, 02:55:050226:1868 для проектирования и строительства объектов с проведением процедуры публикации информационного сообщения. Информационное сообщение опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" от 11.02.2012 N 26.
Из представленных градостроительных заключений по условиям размещения объектов, для строительства которых обществом испрашиваются земельные участки, следует, что размещение указанных объектов предусмотрено проектом планировки и проектом межевания части микрорайона "Сафроновский" северо-западнее ул. Бирюзовой в Ленинском районе городского округа г. Уфа.
Общество направило в администрацию обращения от 19.01.2012 N 2, от 02.04.2012 N 01-02-11833/11, от 05.04.2012 N 11835/11, от 05.04.2012 N 01-02-11834 на оформление договоров аренды земельных участков для проектирования и строительства объектов.
Управлением по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа в адрес общества направлено сообщение от 18.05.2012 N 8707 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков.
Ссылаясь на незаконность отказа администрации, заявитель обратился в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель имеет право на предоставление ему в аренду земельных участков без проведения торгов на основании подп. 3 п. 7, подп. 3 п. 4 ст. 30 Кодекса, так как обществом с органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории. Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что из материалов дела не следует наличие иных заявок на предоставление спорных земельных участков.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу названной нормы основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования места размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 данной статьи (п. 2 ст. 30 Кодекса).
Согласно п. 2.1 ст. 30 Кодекса (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
Орган местного самоуправления после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, указанного в абз. 1 данного пункта, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка, указанное в абз. 2 названного пункта, является основанием для установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Из смысла указанных норм следует, что предоставлению земельного участка для строительства в порядке, установленном п. 2.1 ст. 30 Кодекса, предшествует принятие органом местного самоуправления решения о развитии застроенной территории и заключение договора о развитии застроенной территории в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2 ст. 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии с п. 3 ст. 46.1 Градостроительного кодекса решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту (п. 4 ст. 46.1 Градостроительного кодекса).
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в ч. 3, 4 данной статьи (п. 5 ст. 46.1 Градостроительного кодекса).
Развитие застроенных территорий в соответствии со ст. 46.2 Градостроительного кодекса осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории.
Из содержания ч. 2 данной нормы следует, что указанный договор заключается в порядке проведения открытого аукциона.
Из материалов дела следует, что органом местного самоуправления в установленном законом порядке утверждена документация по планировке территории микрорайона "Сафроновский" северо-западнее улицы Бирюзовой в Ленинском районе городского округа г. Уфа, где расположены спорные земельные участки.
Доказательств принятия органом местного самоуправления решения в отношении данной территории и, соответственно, заключения договора о развитии указанной территории в материалы дела не представлено.
Суд, приняв во внимание протокол выездного межведомственного совещания по освоению второй очереди микрорайона "Сафроновский" от 09.06.2010, пояснения заявителя, установил, что территория, на которой расположены спорные земельные участки, не является застроенной, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отнесения данной территории к землям, права на которые могут быть предоставлены в порядке, предусмотренном п. 2.1. ст. 30 Кодекса.
Апелляционным судом обоснованно отклонена ссылка заявителя на ст. 30.2 Кодекса, согласно п. 1 которой земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
На основании п. 2 ст. 30.2 Кодекса предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном ст. 38.2 данного Кодекса.
Из материалов дела следует, что вид разрешенного использования спорных земельных участков не предполагает осуществление на них жилищного строительства, в силу чего норма ст. 30.2 Кодекса к спорным правоотношениям применению не подлежит.
Апелляционным судом верно отмечено, что не подлежат применению к данным правоотношениям также положения п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
До 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с данным пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
Как отмечено выше, истребуемые обществом земельные участки имеют иное разрешенное использование, не связанное с осуществлением на них жилищного строительства.
Таким образом, оснований полагать, что заявитель имеет право на предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объектов и при отсутствии торгов, не имеется.
Апелляционный суд, правильно применив положения подп. 1, 2, 3 п. 4 ст. 30 Кодекса, а также оценив публикацию, размещенную в газете "Вечерняя Уфа" в выпусках от 18.01.2012, от 11.02.2012, публикацию сообщения о предстоящем предоставлении земельных участков в указанной газете от 08.03.2012, кадастровые паспорта спорных земельных участков, пришел к обоснованному выводу об отсутствии установленных земельным законодательством оснований для предоставления обществу спорных земельных участков для строительства в силу несоблюдения предусмотренной положениями ст. 30 - 32 Кодекса процедуры предоставления таких участков.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, установив, что оспариваемый отказ не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права заявителя, правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу N А07-10467/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
Е.А.ПЛАТОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)