Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.09.2013 ПО ДЕЛУ N А10-277/2013

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. N А10-277/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Шелеминой М.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия - Тарнуевой Валентины Валерьевны (доверенность от 20.06.2013 N 05-3607),
гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Колмакова Сергея Валерьяновича - Хабази Ольги Максимилиановны (доверенность от 14.02.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия на решение Арбитражного суда, Республики Бурятия от 23 мая 2013 года по делу N А10-277/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Устинова Н.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Колмаков Сергей Валерьянович (г. Улан-Удэ, ОГРН: 311032725500316, далее - индивидуальный предприниматель Колмаков С.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - ТУ Росимущества в Республике Бурятия) с уточненным заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления и непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 21038 кв. м, кадастровый номер 03:24:032805:37, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Конечная, 5 "а", обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Колмакову С.В. земельного участка, направить в адрес ИП Колмакова С.В. проект договора купли-продажи с установлением в договоре купли-продажи выкупной цены из расчета 2,5% кадастровой стоимости земельного участка площадью 21038 кв. м, с кадастровым номером 03:24:032805:37, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Конечная, 5 "а".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство), федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 мая 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2013 года решение суда от 23 мая 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Республике Бурятия ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением статей 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает судебные акты необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Республике Бурятия поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель индивидуального предпринимателя Колмакова С.В. просит оставить судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 20.08.2013), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено материалами дела и судами, 18.12.2009 индивидуальный предприниматель Колмаков С.В. по результатам торгов по продаже арестованного имущества, принадлежащего ФГУП "Строительное управление Сибирского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации, приобрел у продавца - ТУ Росимущества в Республике Бурятия следующее имущество, расположенное по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Конечная, 5 "а": ремонтно-механическую мастерскую, общей площадью 2050,4 кв. м, инвентарный номер 1010/р, литер А; мастерскую, общей площадью 1348,1 кв. м, инвентарный номер 1010/р, литер В; контрольно-технический пункт, общей площадью 64,9 кв. м, инвентарный номер 1010/р, литер Б.
27.06.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия произведена государственная регистрация права собственности на приобретенное имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
После последовательного раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, приобретенные объекты недвижимости расположились на вновь сформированном земельном участке с кадастровым номером 03:24:032805:37, общей площадью 21038 кв. м.
Индивидуальный предприниматель Колмаков С.В. обратился в ТУ Росимущества в Республике Бурятия с заявлением от 27.04.2012 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:37 в собственность; в отношении названного заявления судами установлено незаконное бездействие ТУ Росимущества в Республике Бурятия.
Повторно индивидуальный предприниматель Колмаков С.В. обратился с заявление 21.11.2012.
На заявление предпринимателя ТУ Росимущества в Республике Бурятия письмом от 26.12.2012 N 12-02/5-6666 сообщило, что самостоятельно ТУ Росимущества в Республике Бурятия принимает решения о приватизации земельных участков площадью до 1 га; испрашиваемый земельный участок превышает указанную площадь, поэтому заявление направлено в Росимущество; после получения результатов ТУ Росимущество в Республике Бурятия проинформирует заявителя о принятом решении.
Заявление и пакет документов ТУ Росимущество в Республике Бурятия 21.12.2012 направило в Росимущество (том 1 л.д. 105 на обороте).
Росимущество 15.03.2013 возвратило управлению пакет документов, сослалось на отсутствие выписки из ЕГРП о правах на земельный участок и здания, которые не могут быть затребованы у заявителя, а также на отсутствие сообщения, содержащего перечень зданий, расположенных на земельном участке, предусмотренного подпунктом 7 пункта 2.8 Административного регламента. ТУ Росимущества в Республике Бурятия предписано провести проверку использования земельного участка (том 1 л.д. 106-108).
Как следует из акта внеплановой проверки земельного участка с кадастровым номером 03:06:032805:37, границы земельного участка, используемого под размещение нежилых зданий: мастерская, ремонтно-техническая мастерская и контрольно-технический пункт, совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:37, поставленного на кадастровый учет; на проверяемом земельном участке других объектов недвижимости кроме объектов недвижимости - мастерской, ремонтно-технической мастерской и контрольно-технического пункта (право собственности зарегистрировано на гражданина Колмакова С.В.) не имеется; границы земельного участка сформированы с учетом месторасположения и использования зданий, расположенных на участке: мастерской, ремонтно-технической мастерской и контрольно-технического пункта (том 2 л.д. 1-5).
В адрес предпринимателя Управление направило 26.04.2013 письмо о необходимости представить сообщение, предусмотренное приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень N 475), содержащее перечень всех зданий, расположенных на земельном участке.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия, полагая незаконным бездействие ТУ Росимущества в Республике Бурятия.
Удовлетворяя заявленное требование индивидуального предпринимателя Колмакова С.В., суды правомерно исходили из наличия у заявителя исключительного права на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:37 на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
С учетом изложенного, суды обоснованно посчитали, что заявления индивидуального предпринимателя Колмакова С.В. от 27.04.2012, от 21.11.2012 не были рассмотрены в соответствии с требованием статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации; в месячный срок со дня поступления заявлений не было принято решения о предоставлении земельного участка в собственность.
Судами также было установлено, что предпринимателем представлен с заявлениями полный пакет документов, перечень которых утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475; запрошенное сообщение о перечне всех зданий, строений, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, не являлось необходимым, поскольку согласно протоколу от 18.12.2009 N 9-р именно ТУ Росимущества в Республике Бурятия на торгах являлось продавцом этих объектов, эти же данные содержались в акте внеплановой проверки.
Кроме того, суды признали, что выкупная цена должна быть определена по ценам, действующим на момент подачи предпринимателем заявления от 27.04.2012, то есть 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку право на приобретение земельного участка по льготной цене не реализовано заявителем в результате допущенного ответчиком бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявлений от 27.04.2012 и 21.11.2012 и непринятии решения о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
ТУ Росимущества в Республике Бурятия считает, что суд первой инстанции необоснованно восстановил срок для обжалования бездействия государственного органа по заявлению индивидуального предпринимателя Колмакова С.В. от 27.04.2012 в связи с неправомерным признанием причин пропуска срока уважительными.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку суд первой инстанции признал причину пропуска срока уважительной, с этим согласился суд апелляционной инстанции, у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке названных выводов.
Заявитель кассационной жалобы считает, что суду следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчика Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, поскольку именно этот государственный орган обладает полномочиями распоряжаться земельными участками площадью свыше 1 га; оспаривает вывод судов о том, что уполномоченным органом в данном случае является ТУ Росимущества в Республике Бурятия.
Названные доводы являлись предметом проверки судов, которые правомерно указали, что внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации сроков и прав индивидуального предпринимателя на приватизацию земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателю на праве собственности.
Довод о том, что не было допущено незаконное бездействие, ТУ Росимущества в Республике Бурятия обосновывает тем, что заявление индивидуального предпринимателя Колмакова С.В. от 27.04.2012 не поступало; к заявлению от 21.11.2012 не было приложено сообщение, предусмотренное пунктом 8 Перечня N 475.
Названные доводы противоречат обстоятельствам, установленным судами; заявление от 27.04.2012 признано поступившим в государственный орган; отсутствию в составе пакета документов сообщению дана надлежащая правовая оценка.
По мнению ТУ Росимущества в Республике Бурятия, предпринимателю нельзя было предоставить земельный участок в испрашиваемом им размере, поскольку это не соответствует требованиям статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации; льготная цена (2,5% от кадастровой стоимости) не применима, поскольку она действовала до 01.07.2012 года.
Упомянутым выше актом внеплановой проверки подтверждено, что границы земельного участка сформированы с учетом месторасположения и использования зданий, расположенных на этом участке; земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:37 был сформирован под размещение объектов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Колмакову С.В. на праве собственности; в связи с чем несоблюдение норм отвода земли не нашло подтверждения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 июля 2012 года при продаже земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Выкупная цена была определена судами с учетом того, что первое заявление предпринимателя было подано 27.04.2012, то есть в период действия приведенной льготы.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актах, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2013 года удовлетворено ходатайство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 мая 2013 года по делу N А10-277/2013, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2013 года по тому же делу.
В связи с тем, что в соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта приостанавливается на срок до принятия арбитражным судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, меры по приостановлению исполнения обжалованных по настоящему делу судебных актов должны быть отменены.
Руководствуясь статьями 283, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 мая 2013 года по делу N А10-277/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 мая 2013 года по делу N А10-277/2013, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2013 года по тому же делу, установленные определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2013 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
М.М.ШЕЛЕМИНА
Д.И.ШЕЛЕГ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)