Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2013 ПО ДЕЛУ N А46-1388/2010

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 г. по делу N А46-1388/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2564/2013) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.02.2013 по делу N А46-1388/2010 (судья Яркова С.В.), принятое по исковому заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина А.Д. (удостоверение, по доверенности N 121 от 25.12.2012 сроком действия по 31.12.2013),

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту - ОАО "ТГК-11", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Омской области (далее также - Управление Роснедвижимости по Омской области, Управление), в котором просило:
- 1. признать незаконным решения Управления Роснедвижимости по Омской области от 11.08.2009 N 36/09-13635 и от 11.11.2009 N 36/09-19362, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201;
- 2. обязать Управление Роснедвижимости по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3022, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 11.08.2009.
Дело было принято к производству, ему присвоен номер А46-1388/2010.
Определением Арбитражного суда Омской области от 16.09.2011 принят отказ ОАО "ТГК-11" от требования в части признания незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту также - Управление Росреестра по Омской области, Управление) от 11.08.2009 N 36/09-13635; производство по делу в данной части было прекращено.
Также ОАО "ТГК-11" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Роснедвижимости по Омской области, в котором просило:
- 1. признать незаконными решения от 03.08.2009 N 36/09-13139 и от 03.11.2009 N 36/09-18679;
- 2. обязать внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:698, разрешенное использование: для производственных целей; категория земель: земли населенных пунктов; местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 03.08.2009.
Делу присвоен номер А46-1376/2010.
В ходе судебного разбирательства ОАО "ТГК-11" заявило отказ от требований о признании незаконным решения Управления от 03.08.2009 N 36/09-13139. Ходатайство было удовлетворено; производство по делу в данной части было прекращено.
Кроме того, ОАО "ТГК N 11" обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными решения Управления Роснедвижимости по Омской области от 05.08.2009 N 36/09-13308 и от 05.11.2009 N 36/09-18918 и об обязании заинтересованного лица внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:174, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено в 1150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009. Делу присвоен номер А46-1383/2010.
ОАО "ТГК-11" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило требование, попросив суд признать незаконным решение от 05.11.2009 N 36/09-18918 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений" и обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:174, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено в 1150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009. От требования в части признания незаконным решения от 05.08.2009 N 36/09-13308 "О приостановлении осуществления кадастрового учета" ОАО "ТГК-11" отказалось.
Помимо этого, ОАО "ТГК N 11" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, где просило признать незаконным решение Управления Роснедвижимости по Омской области от 05.11.2009 N 36/09-18915 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений" и обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030801:74, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 05.08.2009.
Делу присваивается номер А46-1402/2010.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с реорганизацией заинтересованного лица по названным делам арбитражным судом произведена замена Управления Роснедвижимости по Омской области на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области).
Также к участию в делах в качестве второго заинтересованного лица в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области, впоследствии переименованное в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области).
Решениями суда первой инстанции, оставленными без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных ОАО "ТГК-11" требований было отказано в полном объеме.
Законность и обоснованность принятых арбитражным судом судебных актов проверялась судом кассационной инстанции и постановлениями Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа указанные судебные акты отменены, дела направлены на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
В своих постановлениях кассационная инстанция указала, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Кроме того, отметила, что при новом рассмотрении спора суду необходимо установить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок, какие виды разрешенного использования предусмотрены для этой территориальной зоны, и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости. Обществу необходимо представить доказательства фактического ведения на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости.
Определением Арбитражного суда Омской области от 27.09.2012 дела N А46-1388/2010, N А46-1383/2010, N А46-1376/2010 и N А46-1402/2010 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением арбитражному делу номера А46-1388/2010.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ОАО "ТГК-11" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования (вход. N 138327 от 07.11.2012) и просило:
1. Признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости:
- - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 338 209 944 руб. 28 коп.;
- - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, в размере 6 663 466 199 руб. 68 коп.;
- - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 1 036 759 086 руб.;
- - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 49 348 630 руб. 90 коп.;
- 2. Признать незаконными совершенные 27.12.2007 действия Управления Росреестра по Омской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области (далее по тексту также - Кадастровая палата) по внесению в государственный кадастр недвижимости:
- - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 363 624 475 руб.;
- - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, размере 6 674 497 827 руб. 87 коп.;
- - кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 42 241 754 руб.;
- 3. Обязать Кадастровую палату:
- 3.1 - с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 363 624 475 руб.;
- - с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 338 209 944 руб. 28 коп.;
- - с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3022, местоположение установлено относительно 1-этажного кирпичного строения, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 57, в размере 22 571 786 руб. 34 коп.;
- 3.2 - с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, в размере 6 674 497 827 руб. 87 коп.;
- - с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, в размере 6 663 466 199 руб. 68 коп.;
- - с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:174, местоположение установлено в 1 150 м западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский, с. Новоалександровка, дом 185, в размере 769 714 306 руб. 56 коп.;
- 3.3 изменить статус кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:03 08 01:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, "архивные" на статус кадастровых сведений "временные";
- - с 27.12.2007 по 31.05.2011 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 1 036 759 086 руб.;
- - с 27.12.2007 по 31.05.2011 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 75 198 724 руб. 92 коп.;
- - изменить статус кадастровых сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:36:03 08 01:698, местоположение установлено относительно территории ТЭЦ-3, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, "временные" на статус кадастровых сведений "архивные";
- 3.4 - с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 42 241 754 руб.;
- - с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 49 348 630 руб. 90 коп.;
- - с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 08 01:74, местоположение установлено в 240 м южнее от здания главного корпуса, имеющего почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 7, в размере 3 063 899 руб. 88 коп.
Уточненные требования приняты к рассмотрению арбитражным судом.
Решением по делу арбитражный суд удовлетворил заявленные ОАО "ТГК-11" требования в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что обществом осуществляется фактическое ведение на спорных земельных участках деятельности, для которой они был ранее предоставлены и для которой предназначены расположенные на них объекты недвижимости производственного назначения.
Не согласившись с принятым решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области указывает, что в нарушение требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принял уточнение заявленных требований ОАО "ТГК-11", которым общество фактически изменило и предмет, и основание ранее предъявленных требований.
Податель апелляционной жалобы также указывает, что сведения об оспариваемом заявителем виде разрешенного использования земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости при постановке участков на кадастровый учет в 2007 году исключительно на основании представленных в орган кадастрового учета документов. На момент совершения оспариваемых обществом действий сведения о территориальной зоне, в пределах которой расположены спорные земельные участки отсутствовали, причем отсутствие указанных сведений связано с тем, что территориальная зона в принципе не была установлена. Правила землепользования и застройки утверждены решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201. Следовательно, как заключает податель апелляционной жалобы, на момент совершения оспариваемых действий территориальные зоны в пределах г. Омска в принципе не были установлены, равно как и не были определены виды разрешенного использования.
Кроме того, податель апелляционной жалобы указывает, что арбитражным судом необоснованно признаны незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, совершенные 27.12.2007, поскольку в указанный период органом кадастрового учета, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, являлось Управление Роснедвижимости по Омской области.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ОАО "ТГК-11" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области - без удовлетворения.
Управлением Росреестра по Омской области отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области и ОАО "ТГК-11", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Управления Росреестра по Омской области, присутствовавшего в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "ТГК-11" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.08.2005 инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1055406226237.
С целью уменьшения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о виде разрешенного использования спорных земельных участков, ОАО "ТГК-11" обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования спорных земельных участков.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:13 01 01:3022, 55:36:03 08 01:698, 55:36:00 00 00:174 и 55:36:03 08 01:74 имеют вид разрешенного использования "для производственных целей", "под производственные нужды" (кадастровые планы земельных участков (выписки из государственного земельного кадастра) от 29.01.2008 N 39/08-712, от 16.10.2007 N 40/07-25906, от 04.03.2005 N 36/05-2035 и от 29.07.2004 N 36/04-8718 соответственно). Сведения о фактическом использовании (характере деятельности) - графа 10 кадастровых паспортов - не указаны.
Решениями Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области было приостановлено осуществление кадастрового учета изменений в связи с тем, что в нарушение пункта 9 части 1 статьи 22, пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 41, 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, для осуществления кадастрового учета изменений земельных участков не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельных участков.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента, акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на июль - август 2009 года в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальных зон, в состав которых входят спорные земельные участки, а также о градостроительном регламенте, установленном для территориальных зон.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельных участков после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальных зон, имеющих отношение к испрашиваемым земельным участкам, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельных участков.
Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление осуществления кадастрового учета изменений не были устранены в установленный срок, Территориальным отделом N 1 Управления Росреестра по Омской области были вынесены решения от 03.08.2009 N 36/09-13139, от 05.08.2009 N 36/09-13308, N 36/09-13328 и от 11.08.2009 N 36/09-13635 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что действия Управления Росреестра по Омской области и Кадастровой палаты по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, основанной на недостоверных, по мнению общества, сведениях о виде разрешенного использования спорного земельного участка, являются незаконными, ОАО "ТКГ-11" обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями (с учетом последующего объединения арбитражных дел в одно производство и уточнения требований обществом).
22.02.2013 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее -кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу части 5 статьи 4 названного Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка. Частью 1 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Из имеющихся в материалов настоящего дела документов усматривается, что материальная цель, которую преследует ОАО "ТГК-11" при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков за счет устранения в кадастре недостоверных сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорным земельным участкам органом кадастрового учета.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных органов и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - приказ N П/0152), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
Из материалов дела следует, что право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:00 00 00:174 и 55:36:13 01 01:3022 было зарегистрировано с указанием вида разрешенного использования "для производственных целей". Указанный вид разрешенного использования зафиксирован в свидетельствах о государственной регистрации права серии 55 АВ N 596036 от 12.12.2007 и N 595851 от 13.12.2007 соответственно.
Право собственности ОАО "ТГК-11" на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:03 08 01:74 и 55:36:03 08 01:698 было зарегистрировано с указанием вида разрешенного использования "для производственных целей". Указанный вид разрешенного использования зафиксирован в свидетельствах о государственной регистрации права серии 55 АВ N 595852 от 13.12.2007 и N 618407 от 30.01.2008.
При постановке земельных участков на кадастровый учет Управление самостоятельно присвоило участкам 9-й вид разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Как следует из материалов дела, действия по внесению сведений о кадастровой стоимости спорных объектов первоначально были совершены заинтересованным лицом 27.12.2007.
Между тем, из материалов дела усматривается, что на земельных участках расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс, представляющие собой часть единой технологической цепочки и предназначенные для участия в основном виде деятельности ОАО "ТГК-11", а именно: производстве и реализации электрической и тепловой энергии.
Право собственности на сооружения были переданы обществу на основании передаточного акта ОАО "Омская электрогенерирующая компания", реорганизованного в форме присоединения к ОАО "ТГК-11".
Согласно положениям Типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - Типовой перечень), земельные участки электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов входят в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (пункт 10).
Таким образом, суд апелляционной инстанции разделяет позицию суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования, внесенный в государственный кадастр недвижимости (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), не соответствует фактическому использованию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, входящие в производственно-технологический комплекс ТЭЦ-4, отвечающие 10 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление N 174-П), действовавшем в спорный период, названные виды разрешенного использования земельных участков также разграничены исходя из типового перечня, приведенного в таблице 1 приложения 2 к приказу N П/0152.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Спорный земельные участки общества находятся в черте города Омска и относятся к категории земель населенных пунктов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, согласно письму Омского городского совета от 16.04.2010 N 02-03/310с земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:03 08 01:74 и 55:36:03 08 01:698 относятся к территориальной зоне П1 - 1882 (зона производственных-коммунальных объектов I-II классов опасности); сообщить об отнесении к той или иной территориальной зоне земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:13 01 01:3022 и 55:36:00 00 00:174 не представляется возможным.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - Градостроительный кодекс).
Согласно пункту 7 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: коммунальные зоны, производственные зоны, а также иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при определении номера вида разрешенного использования спорных земельных участков, предоставленных "для производственных целей", Управление согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны эти участки входят, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участках объекты недвижимости.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обществом предоставлены в материалы дела доказательства, подтверждающие фактическое ведение на спорных земельных участках деятельности, для которой они были ранее предоставлены и для которой предназначены расположенные на них объекты недвижимости производственного назначения, а Управление не доказало наличие ограничений в выборе указанного обществом вида разрешенного использования земельных участков, исходя из существующего территориального зонирования, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ОАО "ТГК N 11" в полном объеме.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что Правила землепользования и застройки утверждены решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, а потому на момент совершения оспариваемых действий территориальные зоны в пределах г. Омска в принципе не были установлены, равно как и не были определены виды разрешенного использования, равно как и ссылка ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на то, что новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату, а потому включение каких-либо сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено, не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отказа в удовлетворении заявленных ОАО "ТГК-11" требований.
По убеждению суда апелляционной инстанции, принятие изложенных доводов ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, по сути, означало бы формальный подход к рассмотрению заявления ОАО "ТГК-11" и по существу повлекло невозможность удовлетворения его требований, что не может быть признано допустимым и отвечающим конституционному принципу гарантированности судебной защиты нарушенных прав.
Что касается доводов подателя апелляционной жалобы о неправильно сформулированных обществом требованиях, и, как следствие, допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права, то суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12651/11 от 15.11.2011 указано, что цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета.
Данные споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота.
Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Из приведенных положений процессуального законодательства следует, что задача судопроизводства выполнена в том случае, когда посредством судебного решения осуществляется защита нарушенного права, а одни лишь процессуальные нарушения не во всех случаях должны приводить к отмене судебного акта.
В данном случае цель, которую преследовало общество при обращении в суд, удовлетворена посредством судебного решения, необходимые изменения в правоотношения сторон, связанные с определением надлежащего вида разрешенного использования и соответствующей ему кадастровой стоимости земельных участков, должны быть внесены в кадастр, поэтому само по себе формулирование требований как соответствующих требований, рассматриваемых в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а затем их уточнение, не может являться основанием для отмены правильного по сути судебного акта, если судом верно установлено наличие оснований для указанных изменений в правоотношениях.
Аналогичным образом судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что арбитражным судом необоснованно признаны незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, совершенные 27.12.2007, в то время как в указанный период органом кадастрового учета, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, являлось Управление Роснедвижимости по Омской области, поскольку такое указание в резолютивной части судебного акта, учитывая неоднократную (на протяжении рассматриваемого периода) реорганизацию заинтересованных лиц, равно как и изменение их функций (перераспределение полномочий), не может быть расценено в качестве процессуального нарушения, влекущего отмену судебного акта. При том, что восстановить нарушенные права ОАО "ТГК-11" арбитражный суд обязал именно тот орган, который на момент принятия обжалуемого судебного акта обладал соответствующими полномочиями.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ОАО "ТГК-11" требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 22.02.2013 по делу N А46-1388/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА

Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.РЫЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)