Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Модуль": Герасимова Р.А., представителя по доверенности от 18.01.2013,
от Администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2012 по делу N А64-5893/2012 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Модуль" (ОГРН 1056882315929, ИНН 6829013637, г. Тамбов) к Администрации г. Тамбова, г. Тамбов о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Тамбова (далее - Администрация), выраженных в письме от 26.05.2012 N 1-8-1297 об отказе в предоставлении земельного участка кадастровый номер 68:29:02 10 001:0061, находящегося примерно в 75 метрах по направлению на Северо-Запад от ориентира "жилой дом", расположенного за пределами участка по адресу: г. Тамбов, ул. Чичерина, дом 2 "А", площадью 2 000 кв. м ООО "Модуль" в аренду и обязании администрацию города Тамбова принять решение о предоставлении ООО "Модуль" в аренду данного участка и направить в адрес Общества проект договора аренды указанного земельного участка с предложением о заключении такого договора в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2012 по делу N А64-5893/2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Администрации г. Тамбова, выраженные в письме от 26.05.2012 N 1-8-1297 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым N 68:29:02 10 001:0061, по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а в аренду и обязал Администрацию г. Тамбова в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Модуль" в аренду для завершения строительства АЗС земельного участка с кадастровым N 68:29:02 10 001:0061, по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а и направить ООО "Модуль" проект договора аренды данного земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация ссылается на то, что срок, установленный в договоре аренды земельного участка под строительство автозаправочной станции, заключенном между Обществом и администрацией на основании постановления Администрации г. Тамбова N 4829 от 19.07.2007, равно как и срок разрешения на строительство автозаправочной станции истекли.
Согласно пункту 2.1 договора аренды земельного участка N 4059 от 30.10.2007 срок аренды земельного участка установлен по 20.07.2010.
Поскольку земельный участок был предоставлен под строительство автозаправочной станции, Администрация полагает, что по условиям пункта 2.2 договора, срок договора продлению не подлежит.
Кроме того, указывает, что с 21.07.2010 прекращены все начисления по арендной плате.
Представитель Общества в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что формальное истечение срока ранее заключенного договора аренды не может являться основанием для отказа в заключении договора аренды для завершения строительства.
Администрация г. Тамбова явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Судебное разбирательство проводилось в порядке ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, Постановлением Администрации г. Тамбова от 19.07.2007 N 4829 "О предварительном согласовании места размещения объекта - автозаправочной станции по ул. Рылеева, 108-а, утверждения акта выбора земельного участка и предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Модуль" в аренду земельного участка под строительство автозаправочной станции по ул. Рылеева, 108-а" из земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 10 001:0048 выделен земельный участок площадью 2000 кв. м с присвоением адреса: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а, который предоставлен ООО "Модуль" в аренду сроком на 3 года под строительство автозаправочной станции.
Данным постановлением ООО "Модуль" предписано:
- - поставить земельный участок на государственный кадастровый учет;
- - после постановки земельного участка на учет обратиться в комитет муниципального имущества для заключения договора аренды;
- - в течение 11 месяцев (1 этап строительства) разработать проектную документацию на строительство автозаправочной станции в соответствии с архитектурно-планировочным заданием;
- - представить проектную документацию на согласование в комитет градостроительства и землепользования администрации г. Тамбова и на государственную экспертизу;
- - представить документы в комитет градостроительства и землепользования администрации г. Тамбова для получения разрешения на строительство объекта;
- На 2 этапе строительства объекта:
- - получить разрешение на строительство автозаправочной станции в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ;
- - обеспечить инженерные коммуникации согласно техническим условиям эксплуатирующих организаций;
- - вести строительство в строгом соответствии с разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документацией;
- По окончании строительства объекта общество обязывалось:
- - выполнить благоустройство прилегающей территории;
- - обратиться в МУП "Тамбов-недвижимость" для постановки объекта на технический учет;
- - получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
- - зарегистрировать в УФРС по Тамбовской области право собственности на строение.
Обществом была выполнена обязанность по постановке выделенного земельного участка на кадастровый учет. Выделенному земельному участку присвоен кадастровый номер 68:29:02 10 001:0061.
Между ООО "Модуль" (арендатор) и Комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова (арендодатель) заключен договор N 4059 от 30.10.2007 аренды земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 10 001:0061, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а, под строительство автозаправочной станции со сроком аренды земельного участка по 20.07.2010.
Согласно пункту 2.2 данного договора аренды, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (за исключением случаев предоставления земельных участков под проектирование и/или строительство).
Указанный договор зарегистрирован УФРС по Тамбовской области 10.12.2007.
Заявителю было выдано разрешение на строительство N RU68 306000-618 от 15.05.2009 на объект капитального строительства - автозаправочной станции (строительный объем - 469,04 куб. м, общая площадь -101,90 кв. м), расположенной по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а, сроком действия до 15.02.2010.
Общество 12.07.2010 обратилось в администрацию г. Тамбова с письмом N 26, в котором просил в связи с прекращением срока действия договора аренды N 4059 от 30.10.2007 продлить срок аренды земельного участка на два года.
С аналогичным заявлением Общество обратилось и в Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова (письмо N 81 от 12.11.2010).
В ответе на письмо N 81 от 12.11.2010 Комитет земельных ресурсов и землепользования Администрации г. Тамбова сослался на то, что в функции Комитета не входит работа по подготовке проектов постановлений администрации г. Тамбова о предоставлении земельных участков для строительства, а также по продлению срока действия договоров аренды земельных участков, предоставленных под строительство и рекомендовал обществу обратиться по данному вопросу в Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова.
17.11.2010 Общество вновь обратилось в администрацию г. Тамбова с письмом N 84 о продлении на два года срока аренды земельного участка (договор N 4059 от 30.10.2007).
Рассмотрев обращение Общества, Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова, в письме от 01.12.2010 отказал в продлении срока действия аренды земельного участка по ул. Рылеева, 108-а в связи с окончанием срока действия договора N 4059 от 30.10.2007 со ссылкой на пункт 2.2 договора.
Позднее заявитель обратился в арбитражный суд с иском о признании права собственности на объект незавершенного строительства (спорное здание АЗС), однако в удовлетворении иска Обществу было отказано.
23.04.2012 Общество обратилось в администрацию г. Тамбова с письмом N 20, в котором просило предоставить в аренду на три года земельный участок с кадастровым номером 68:29:02 10 001:0061 площадь. 2000 кв. м для завершения строительства автозаправочной станции по ул. Рылеева, 108-а.
Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова письмом N 1-8-1297 от 26.05.2012 отказал Обществу в предоставлении в аренду на три года земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 10 001:0061 по ул. Рылеева, 108-а для строительства автозаправочной станции (л.д. 51-52).
Полагая действия Администрации по отказу в предоставлении земельного участка в аренду, выраженные в письме N 1-8-1297 от 26.05.2012 незаконными, Общество обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа Обществу в реализации права на аренду спорного земельного участка.
Апелляционная инстанция признает выводы суда первой инстанции правильными, а решение правомерным, руководствуясь следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта (действий, бездействия) государственного органа или акта (действий, бездействия) органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта (действий, бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием или без предварительного согласования мест размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего кодекса.
Как следует из оспариваемого отказа, в качестве его оснований Комитет указал на отсутствие у Общества свидетельства права собственности на объект незавершенного строительства, а также на несостоятельность ссылки на статью 35 Земельного кодекса РФ, так как в данном случае о переходе права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение не может быть речи ввиду отсутствия у Общества правоустанавливающего документа на объект незавершенного строительства и отсутствия факта перехода прав на объект.
Между тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем выполнены все необходимые процедуры в отношении спорного земельного участка.
Согласно проектно-сметной документации на строительство АЗС общий срок строительства предусмотрен в течение 8 месяцев. Получив 15.05.2009 разрешение на строительство, общество приступило к строительству АЗС.
До окончания срока, установленного в разрешении на строительство - 15.02.2010, Общество не сумело полностью построить АЗС. Согласно техническому паспорту от 25.11.2010 строительство АЗС не завершено, готовность объекта - 30%.
Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы, установлении специальных оснований для прекращения договора аренды.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ лица, которым предоставлен земельный участок, должны своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение 3-х лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.
При этом, в силу положений статьи 35 Земельного кодекса РФ не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08 и правомерно принята во внимание судом области.
В рассматриваемом случае земельный участок был предоставлен Обществу в аренду для целей строительства АЗС, строительство выполнено на 30%, т.е. цель, для которой был выделен земельный участок, не достигнута.
Доказательств, указывающих на то, что объект недвижимого имущества построен и сдан в эксплуатацию, а цель, в соответствии с которой земельный участок был предоставлен в аренду, достигнута, материалы дела не содержат.
В настоящее время на данном земельном участке находится незавершенное производство заявителя, данный земельный участок другим лицам в аренду не предоставлен.
Довод Администрации о том, что срок, установленный в договоре аренды земельного участка под строительство автозаправочной станции, равно как и срок разрешения на строительство автозаправочной станции истекли, подлежит отклонению и не свидетельствует о правомерности отказа Администрации по изложенным в письме N 1-8-1297 от 26.05.2012 основаниям. Ссылки на данные обстоятельства как основания отказа в предоставлении земельного участка в аренду названное письмо не содержит.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что ООО "Модуль" в заявлении от 23.04.2012 N 20 просило предоставить земельный участок в аренду именно в связи с наличием на нем объекта незавершенного строительства, а не в связи с существовавшими ранее арендными правоотношениями в отношении спорного земельного участка.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Администрации не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ООО "Модуль".
Указание даты письма 26.06.2012 в части месяца суд апелляционной инстанции считает опиской, которая не привела к принятию незаконного судебного акта, поскольку в материалы дела представлено письмо, в котором отражены оспариваемые действия от 26.05.2012 за N 1-8-1297 (иных документов не имеется), что также соответствует просительной части уточненных заявителем требований.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих сделать вывод о необходимости отмены обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба Администрации не содержит.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2012 по делу N А64-5893/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
В.А.СЕРГУТКИНА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N А64-5893/2012
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N А64-5893/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Модуль": Герасимова Р.А., представителя по доверенности от 18.01.2013,
от Администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2012 по делу N А64-5893/2012 (судья Парфенова Л.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Модуль" (ОГРН 1056882315929, ИНН 6829013637, г. Тамбов) к Администрации г. Тамбова, г. Тамбов о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Модуль" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации города Тамбова (далее - Администрация), выраженных в письме от 26.05.2012 N 1-8-1297 об отказе в предоставлении земельного участка кадастровый номер 68:29:02 10 001:0061, находящегося примерно в 75 метрах по направлению на Северо-Запад от ориентира "жилой дом", расположенного за пределами участка по адресу: г. Тамбов, ул. Чичерина, дом 2 "А", площадью 2 000 кв. м ООО "Модуль" в аренду и обязании администрацию города Тамбова принять решение о предоставлении ООО "Модуль" в аренду данного участка и направить в адрес Общества проект договора аренды указанного земельного участка с предложением о заключении такого договора в течение пяти рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2012 по делу N А64-5893/2012 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Администрации г. Тамбова, выраженные в письме от 26.05.2012 N 1-8-1297 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым N 68:29:02 10 001:0061, по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а в аренду и обязал Администрацию г. Тамбова в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Модуль" в аренду для завершения строительства АЗС земельного участка с кадастровым N 68:29:02 10 001:0061, по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а и направить ООО "Модуль" проект договора аренды данного земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация ссылается на то, что срок, установленный в договоре аренды земельного участка под строительство автозаправочной станции, заключенном между Обществом и администрацией на основании постановления Администрации г. Тамбова N 4829 от 19.07.2007, равно как и срок разрешения на строительство автозаправочной станции истекли.
Согласно пункту 2.1 договора аренды земельного участка N 4059 от 30.10.2007 срок аренды земельного участка установлен по 20.07.2010.
Поскольку земельный участок был предоставлен под строительство автозаправочной станции, Администрация полагает, что по условиям пункта 2.2 договора, срок договора продлению не подлежит.
Кроме того, указывает, что с 21.07.2010 прекращены все начисления по арендной плате.
Представитель Общества в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что формальное истечение срока ранее заключенного договора аренды не может являться основанием для отказа в заключении договора аренды для завершения строительства.
Администрация г. Тамбова явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Судебное разбирательство проводилось в порядке ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, Постановлением Администрации г. Тамбова от 19.07.2007 N 4829 "О предварительном согласовании места размещения объекта - автозаправочной станции по ул. Рылеева, 108-а, утверждения акта выбора земельного участка и предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Модуль" в аренду земельного участка под строительство автозаправочной станции по ул. Рылеева, 108-а" из земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 10 001:0048 выделен земельный участок площадью 2000 кв. м с присвоением адреса: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а, который предоставлен ООО "Модуль" в аренду сроком на 3 года под строительство автозаправочной станции.
Данным постановлением ООО "Модуль" предписано:
- - поставить земельный участок на государственный кадастровый учет;
- - после постановки земельного участка на учет обратиться в комитет муниципального имущества для заключения договора аренды;
- - в течение 11 месяцев (1 этап строительства) разработать проектную документацию на строительство автозаправочной станции в соответствии с архитектурно-планировочным заданием;
- - представить проектную документацию на согласование в комитет градостроительства и землепользования администрации г. Тамбова и на государственную экспертизу;
- - представить документы в комитет градостроительства и землепользования администрации г. Тамбова для получения разрешения на строительство объекта;
- На 2 этапе строительства объекта:
- - получить разрешение на строительство автозаправочной станции в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ;
- - обеспечить инженерные коммуникации согласно техническим условиям эксплуатирующих организаций;
- - вести строительство в строгом соответствии с разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документацией;
- По окончании строительства объекта общество обязывалось:
- - выполнить благоустройство прилегающей территории;
- - обратиться в МУП "Тамбов-недвижимость" для постановки объекта на технический учет;
- - получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
- - зарегистрировать в УФРС по Тамбовской области право собственности на строение.
Обществом была выполнена обязанность по постановке выделенного земельного участка на кадастровый учет. Выделенному земельному участку присвоен кадастровый номер 68:29:02 10 001:0061.
Между ООО "Модуль" (арендатор) и Комитетом земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова (арендодатель) заключен договор N 4059 от 30.10.2007 аренды земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 10 001:0061, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а, под строительство автозаправочной станции со сроком аренды земельного участка по 20.07.2010.
Согласно пункту 2.2 данного договора аренды, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (за исключением случаев предоставления земельных участков под проектирование и/или строительство).
Указанный договор зарегистрирован УФРС по Тамбовской области 10.12.2007.
Заявителю было выдано разрешение на строительство N RU68 306000-618 от 15.05.2009 на объект капитального строительства - автозаправочной станции (строительный объем - 469,04 куб. м, общая площадь -101,90 кв. м), расположенной по адресу: г. Тамбов, ул. Рылеева, 108-а, сроком действия до 15.02.2010.
Общество 12.07.2010 обратилось в администрацию г. Тамбова с письмом N 26, в котором просил в связи с прекращением срока действия договора аренды N 4059 от 30.10.2007 продлить срок аренды земельного участка на два года.
С аналогичным заявлением Общество обратилось и в Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации г. Тамбова (письмо N 81 от 12.11.2010).
В ответе на письмо N 81 от 12.11.2010 Комитет земельных ресурсов и землепользования Администрации г. Тамбова сослался на то, что в функции Комитета не входит работа по подготовке проектов постановлений администрации г. Тамбова о предоставлении земельных участков для строительства, а также по продлению срока действия договоров аренды земельных участков, предоставленных под строительство и рекомендовал обществу обратиться по данному вопросу в Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова.
17.11.2010 Общество вновь обратилось в администрацию г. Тамбова с письмом N 84 о продлении на два года срока аренды земельного участка (договор N 4059 от 30.10.2007).
Рассмотрев обращение Общества, Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова, в письме от 01.12.2010 отказал в продлении срока действия аренды земельного участка по ул. Рылеева, 108-а в связи с окончанием срока действия договора N 4059 от 30.10.2007 со ссылкой на пункт 2.2 договора.
Позднее заявитель обратился в арбитражный суд с иском о признании права собственности на объект незавершенного строительства (спорное здание АЗС), однако в удовлетворении иска Обществу было отказано.
23.04.2012 Общество обратилось в администрацию г. Тамбова с письмом N 20, в котором просило предоставить в аренду на три года земельный участок с кадастровым номером 68:29:02 10 001:0061 площадь. 2000 кв. м для завершения строительства автозаправочной станции по ул. Рылеева, 108-а.
Комитет архитектуры, развития и реконструкции администрации г. Тамбова письмом N 1-8-1297 от 26.05.2012 отказал Обществу в предоставлении в аренду на три года земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 10 001:0061 по ул. Рылеева, 108-а для строительства автозаправочной станции (л.д. 51-52).
Полагая действия Администрации по отказу в предоставлении земельного участка в аренду, выраженные в письме N 1-8-1297 от 26.05.2012 незаконными, Общество обратилось в суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа Обществу в реализации права на аренду спорного земельного участка.
Апелляционная инстанция признает выводы суда первой инстанции правильными, а решение правомерным, руководствуясь следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта (действий, бездействия) государственного органа или акта (действий, бездействия) органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта (действий, бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием или без предварительного согласования мест размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего кодекса.
Как следует из оспариваемого отказа, в качестве его оснований Комитет указал на отсутствие у Общества свидетельства права собственности на объект незавершенного строительства, а также на несостоятельность ссылки на статью 35 Земельного кодекса РФ, так как в данном случае о переходе права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение не может быть речи ввиду отсутствия у Общества правоустанавливающего документа на объект незавершенного строительства и отсутствия факта перехода прав на объект.
Между тем, судом установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем выполнены все необходимые процедуры в отношении спорного земельного участка.
Согласно проектно-сметной документации на строительство АЗС общий срок строительства предусмотрен в течение 8 месяцев. Получив 15.05.2009 разрешение на строительство, общество приступило к строительству АЗС.
До окончания срока, установленного в разрешении на строительство - 15.02.2010, Общество не сумело полностью построить АЗС. Согласно техническому паспорту от 25.11.2010 строительство АЗС не завершено, готовность объекта - 30%.
Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы, установлении специальных оснований для прекращения договора аренды.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ лица, которым предоставлен земельный участок, должны своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 Земельного кодекса РФ основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение 3-х лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка.
При этом, в силу положений статьи 35 Земельного кодекса РФ не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08 и правомерно принята во внимание судом области.
В рассматриваемом случае земельный участок был предоставлен Обществу в аренду для целей строительства АЗС, строительство выполнено на 30%, т.е. цель, для которой был выделен земельный участок, не достигнута.
Доказательств, указывающих на то, что объект недвижимого имущества построен и сдан в эксплуатацию, а цель, в соответствии с которой земельный участок был предоставлен в аренду, достигнута, материалы дела не содержат.
В настоящее время на данном земельном участке находится незавершенное производство заявителя, данный земельный участок другим лицам в аренду не предоставлен.
Довод Администрации о том, что срок, установленный в договоре аренды земельного участка под строительство автозаправочной станции, равно как и срок разрешения на строительство автозаправочной станции истекли, подлежит отклонению и не свидетельствует о правомерности отказа Администрации по изложенным в письме N 1-8-1297 от 26.05.2012 основаниям. Ссылки на данные обстоятельства как основания отказа в предоставлении земельного участка в аренду названное письмо не содержит.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что ООО "Модуль" в заявлении от 23.04.2012 N 20 просило предоставить земельный участок в аренду именно в связи с наличием на нем объекта незавершенного строительства, а не в связи с существовавшими ранее арендными правоотношениями в отношении спорного земельного участка.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Администрации не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ООО "Модуль".
Указание даты письма 26.06.2012 в части месяца суд апелляционной инстанции считает опиской, которая не привела к принятию незаконного судебного акта, поскольку в материалы дела представлено письмо, в котором отражены оспариваемые действия от 26.05.2012 за N 1-8-1297 (иных документов не имеется), что также соответствует просительной части уточненных заявителем требований.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих сделать вывод о необходимости отмены обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба Администрации не содержит.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2012 по делу N А64-5893/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
В.А.СЕРГУТКИНА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)