Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Царюк С.В. (доверенность от 01.04.2013 N д-19)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013,
принятое судьей Агалаковой Н.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013,
принятое судьями Буториной Г.Г., Конововым П.И., Немчаниновой М.В.,
по делу N А28-10780/2012
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области
(ИНН: 4345093420, ОГРН: 1044316880453),
о признании незаконным отказа,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород"
(ИНН: 5260080007, ОГРН: 1025203016332),
администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области
(ИНН: 4322001623, ОГРН: 1024300964588),
и
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными отказов Управления Росреестра от 09.10.2012 N 989 - 998 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 43:22:010165:331, 43:22:010165:334, 43:22:010165:332, 43:22:010165:330, 43:22:010165:345, 43:22:010165:346, 43:22:010165:329, 43:22:010165:328, 43:22:010165:326, 43:22:010165:327.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее - Администрация).
Решением суда от 02.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации. Управление Росреестра считает, что на спорные земельные участки положения статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Территориальное управление в отзыве не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе; просило рассмотреть жалобу без участия представителя.
ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в отзыве отклонило доводы жалобы; заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя не направила.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 14.11.2013 проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кировской области.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.11.2013.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.08.2012 Территориальное управление обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 43:22:010165:331, 43:22:010165:334, 43:22:010165:332, 43:22:010165:330, 43:22:010165:345, 43:22:010165:346, 43:22:010165:329, 43:22:010165:328, 43:22:010165:326, 43:22:010165:327 (далее - спорные земельные участки) по основаниям, указанным в части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлениям были приложены кадастровые паспорта земельных участков, договоры аренды земельных участков от 06.12.2007.
Управление Росреестра 07.09.2012 на основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) приняло решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки до 05.10.2012 (далее - решения от 07.09.2012). Данные решения формализованы в уведомлениях от 07.09.2012, из которых следует, что причиной для приостановления государственной регистрации стало наличие у регистрирующего органа сомнений в основании для государственной регистрации прав: из представленных данных государственного кадастра недвижимости все земельные участки отнесены к категории земель - земли поселений; заявителю предложено представить дополнительно документы, подтверждающие права Российской Федерации на объекты, указанные в пункте 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и расположенные на заявленных земельных участках (в том случае, если права на них не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)).
Управление Росреестра 09.10.2012, руководствуясь положениями абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20, пункта 2 статьи 19 Закона о государственной регистрации приняло решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки (далее - решения от 09.10.2012). Указанные решения формализованы в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 09.10.2012. Из решений следует, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, отнесенные к категории земель - земли населенных пунктов, по основаниям пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможной; не представлены документы, подтверждающие права Российской Федерации на объекты, указанные в пункте 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и расположенные на земельных участках.
Территориальное управление не согласилось с решениями от 09.10.2012 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6, пунктами 1, 2 статьи 7, пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 83, пунктами 1, 8 статьи 85, пунктами 1, 2, 4 статьи 87, пунктами 1, 8, 9 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 8 статьи 1, пунктом 2 части ***, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 9, 13, 16 Закона о государственной регистрации, частями 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьями 5, 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Территориального управления, и удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из статьи 1 Закона о государственной регистрации следует, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 данного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации, осуществление государственной регистрации прав, включает в себя, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании пунктов 1, 2 статьи 16 указанного закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (пункт 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 10).
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
В силу пунктов 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
Как следует из пункта 2 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пунктах 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2).
Согласно пунктам 1, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур (пункт 1). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (пункт 1). Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения (пункт 2). Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4).
На основании пунктов 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
В силу пункта 2 части 2 и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно частям 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 указанного закона единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, гражданский оборот земли осуществляется путем оборота прав на земельные участки. Земельный участок представляет собой индивидуально определенную землю, сведения о которой как об объекте недвижимости, содержатся в государственном кадастре недвижимости. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
Как установили суды и подтверждается материалами дела, сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 08.08.2007. Указанные земельные участки были отнесены к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование - для эксплуатации газопровода - отвода "Яр-Рудничный" (1-я очередь строительства - участок "Яр-Омутнинск").
Распоряжениями главы Администрации спорные земельные участки предоставлены ОАО "Газпром" в аренду для эксплуатации объекта права - линейного сооружения - газопровод - отвод Яр-Рудничный (1-я очередь строительства - участок Яр-Омутнинск), назначение - нефтяные и газовые сооружения, протяженность - 56 707 км, адрес объекта: Кировская область, Удмуртская Республика (Ярский район). На основании данных распоряжений 01.10.2012, 06.12.2012 заключены договоры аренды спорных земельных участков сроком на 49 лет.
Обществом получены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 01.02.2007 N 21 (Зуевский район Кировской области), от 12.12.2006 N 1021800587390-13 (Ярский район Удмуртской Республики), от 13.12.2006 N 81 (Омутнинский район Кировской области).
Право собственности ОАО "Газпром" на указанный линейный объект зарегистрировано 26.02.2008.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что поскольку спорные земельные участки, сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием - для эксплуатации газопровода - отвода "Яр-Рудничный" (1-я очередь строительства - участок "Яр-Омутнинск"), то данные участки в силу закона относятся к федеральной собственности, следовательно, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки является необоснованным.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления Росреестра удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 по делу N А28-10780/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.11.2013 ПО ДЕЛУ N А28-10780/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2013 г. по делу N А28-10780/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Царюк С.В. (доверенность от 01.04.2013 N д-19)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013,
принятое судьей Агалаковой Н.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013,
принятое судьями Буториной Г.Г., Конововым П.И., Немчаниновой М.В.,
по делу N А28-10780/2012
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области
(ИНН: 4345093420, ОГРН: 1044316880453),
о признании незаконным отказа,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород"
(ИНН: 5260080007, ОГРН: 1025203016332),
администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области
(ИНН: 4322001623, ОГРН: 1024300964588),
и
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области (далее - Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными отказов Управления Росреестра от 09.10.2012 N 989 - 998 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 43:22:010165:331, 43:22:010165:334, 43:22:010165:332, 43:22:010165:330, 43:22:010165:345, 43:22:010165:346, 43:22:010165:329, 43:22:010165:328, 43:22:010165:326, 43:22:010165:327.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", администрация муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее - Администрация).
Решением суда от 02.04.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации. Управление Росреестра считает, что на спорные земельные участки положения статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Территориальное управление в отзыве не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе; просило рассмотреть жалобу без участия представителя.
ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в отзыве отклонило доводы жалобы; заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Администрация отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя не направила.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание 14.11.2013 проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Кировской области.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.11.2013.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.08.2012 Территориальное управление обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 43:22:010165:331, 43:22:010165:334, 43:22:010165:332, 43:22:010165:330, 43:22:010165:345, 43:22:010165:346, 43:22:010165:329, 43:22:010165:328, 43:22:010165:326, 43:22:010165:327 (далее - спорные земельные участки) по основаниям, указанным в части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлениям были приложены кадастровые паспорта земельных участков, договоры аренды земельных участков от 06.12.2007.
Управление Росреестра 07.09.2012 на основании части 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) приняло решения о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки до 05.10.2012 (далее - решения от 07.09.2012). Данные решения формализованы в уведомлениях от 07.09.2012, из которых следует, что причиной для приостановления государственной регистрации стало наличие у регистрирующего органа сомнений в основании для государственной регистрации прав: из представленных данных государственного кадастра недвижимости все земельные участки отнесены к категории земель - земли поселений; заявителю предложено представить дополнительно документы, подтверждающие права Российской Федерации на объекты, указанные в пункте 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и расположенные на заявленных земельных участках (в том случае, если права на них не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)).
Управление Росреестра 09.10.2012, руководствуясь положениями абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20, пункта 2 статьи 19 Закона о государственной регистрации приняло решения об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки (далее - решения от 09.10.2012). Указанные решения формализованы в сообщениях об отказе в государственной регистрации от 09.10.2012. Из решений следует, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, отнесенные к категории земель - земли населенных пунктов, по основаниям пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможной; не представлены документы, подтверждающие права Российской Федерации на объекты, указанные в пункте 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации и расположенные на земельных участках.
Территориальное управление не согласилось с решениями от 09.10.2012 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6, пунктами 1, 2 статьи 7, пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 83, пунктами 1, 8 статьи 85, пунктами 1, 2, 4 статьи 87, пунктами 1, 8, 9 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 8 статьи 1, пунктом 2 части ***, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 9, 13, 16 Закона о государственной регистрации, частями 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьями 5, 6 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Территориального управления, и удовлетворил заявленные требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из статьи 1 Закона о государственной регистрации следует, что недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 данного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о государственной регистрации к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Как следует из пункта 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации, осуществление государственной регистрации прав, включает в себя, в том числе установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
На основании пунктов 1, 2 статьи 16 указанного закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацами 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (пункт 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (пункт 10).
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
В силу пунктов 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2).
Как следует из пункта 2 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пунктах 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2).
Согласно пунктам 1, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур (пункт 1). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8).
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации (пункт 1). Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на: 1) земли промышленности; 2) земли энергетики; 3) земли транспорта; 4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; 5) земли для обеспечения космической деятельности; 6) земли обороны и безопасности; 7) земли иного специального назначения (пункт 2). Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью (пункт 4).
На основании пунктов 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
В силу пункта 2 части 2 и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
Согласно частям 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 указанного закона единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, гражданский оборот земли осуществляется путем оборота прав на земельные участки. Земельный участок представляет собой индивидуально определенную землю, сведения о которой как об объекте недвижимости, содержатся в государственном кадастре недвижимости. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным. Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
Как установили суды и подтверждается материалами дела, сведения о спорных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 08.08.2007. Указанные земельные участки были отнесены к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование - для эксплуатации газопровода - отвода "Яр-Рудничный" (1-я очередь строительства - участок "Яр-Омутнинск").
Распоряжениями главы Администрации спорные земельные участки предоставлены ОАО "Газпром" в аренду для эксплуатации объекта права - линейного сооружения - газопровод - отвод Яр-Рудничный (1-я очередь строительства - участок Яр-Омутнинск), назначение - нефтяные и газовые сооружения, протяженность - 56 707 км, адрес объекта: Кировская область, Удмуртская Республика (Ярский район). На основании данных распоряжений 01.10.2012, 06.12.2012 заключены договоры аренды спорных земельных участков сроком на 49 лет.
Обществом получены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 01.02.2007 N 21 (Зуевский район Кировской области), от 12.12.2006 N 1021800587390-13 (Ярский район Удмуртской Республики), от 13.12.2006 N 81 (Омутнинский район Кировской области).
Право собственности ОАО "Газпром" на указанный линейный объект зарегистрировано 26.02.2008.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что поскольку спорные земельные участки, сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием - для эксплуатации газопровода - отвода "Яр-Рудничный" (1-я очередь строительства - участок "Яр-Омутнинск"), то данные участки в силу закона относятся к федеральной собственности, следовательно, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки является необоснованным.
Иное толкование заявителем положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления Росреестра удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 02.04.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.07.2013 по делу N А28-10780/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)