Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплексные системы управления" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.04.2013 по делу N А62-1168/2013 (судья Бажанова Е.Г.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Комплексные системы управления" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - ответчик, департамент), изложенного в письме от 10.12.2012 N 22660/08, в осуществлении процедуры выбора земельного участка, расположенного в г. Смоленске по Московскому шоссе, площадью 25 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капительного строительства - здания питомника и оранжереи садово-паркового хозяйства; также просило обязать департамент восстановить нарушенное право путем направления заявления о выборе земельного участка с соответствующими документами в администрацию г. Смоленска.
Решением арбитражного суда от 26.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Комплексные системы управления" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что департаментом не соблюдена процедура, предусмотренная положениями пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243. Считает ошибочными выводы суда о применении к данным правоотношениям постановления "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или в аренду осуществляется исключительно на торгах" от 16.11.2012 N 885, вступившее в законную силу 10.12.2012, в связи с которым суд посчитал, что не направление департаментом заявления общества в администрацию г. Смоленска принципиального значение не имеет, поскольку нормы земельного законодательства не содержат положений об обязательном соблюдении всей процедуры предварительного согласования выбора земельного участка, если имеются препятствия для такого выбора. Указывает, что постановление N 885 установило новый порядок предоставления земельных участков для строительства - исключительно на торгах к тем правоотношениям, которые возникли после вступления его в законную силу, то есть по тем заявлениям, которые поступили в департамент после принятия данного постановления. В постановлении N 885 не установлено, что его действие распространяется на какие-либо отношения, возникшие до введения его в действие. Отмечает, что поскольку обществом подано в департамент заявление об осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка 23.11.2012, оснований для применения к правоотношениям, возникшим 23.11.2012, постановления N 885 не имеется.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Комплексные системы управления" 23.11.2012 обратилось в департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 25 000 кв. м, расположенного по Московскому шоссе г. Смоленска, и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - здания питомника и оранжереи садово-паркового хозяйства. Земельный участок испрашивается для приобретения в аренду.
Департамент в письме от 10.12.2012 N 22660/08 указал, что заявителем не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка (отсутствует мотивированный расчет, обосновывающий необходимость земельного участка и возможность размещения конкретного объекта). Технико-экономическое обоснование строительства не представлено. Таким образом, при подаче заявления не соблюдены требования пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и п. п. 5.1 и 5.2 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске". Испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в целях исполнения вступивших в законную силу судебных решений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства департаментом принято решение о формировании его для предоставления физическим лицам в рамках областного закона от 10.06.2003 N 23-з для малоэтажной жилой застройки. На основании изложенного департамент отказал в удовлетворении просьбы по существу обращения.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента, изложенного в вышеуказанном письме, в осуществлении процедуры выбора земельного участка и о восстановлении нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. К указанному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как установлено в пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в заявлении, на участке, выбранном для строительства.
Уполномоченный орган вправе утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
При разрешении настоящего спора необходимо выяснить, могут ли служить изложенные в обжалуемом отказе обстоятельства законным основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании размещении на нем объекта капитального строительства.
Согласно разделу 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В силу пунктов 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, администрация г. Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Как следует из материалов дела, департамент отказал обществу в рассмотрении заявления об осуществлении выбора земельного участка, не направив соответствующего обращения в орган местного самоуправления - администрацию города Смоленска, которая с учетом положений статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92 определяет возможность формирования земельного участка для испрашиваемых целей.
Администрация Смоленской области обратилась к администрации г. Смолекнска с письмом от 19.10.2012 N 02/5964, в котором указала, что в связи с отсутствием в г. Смоленске свободных территорий, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, которые могут быть использованы для предоставления в собственность бесплатно льготным категориям граждан во исполнение судебных решений, просила вынести на ближайшее заседание Комиссии по землепользованию и застройке г. Смоленска вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска в части изменения территориальной зоны Р1, расположенной в г. Смоленске в поселке Пасово, на территориальную зону Ж1 площадью 156,5 га.
Департаментом издан приказ от 16.11.2012 N 1992 о формировании для предоставления в собственность граждан бесплатно в рамках Областного закона от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" земельного участка ориентировочной площадью 156,5 га, расположенного в г. Смоленске пос. Пасово, для малоэтажной жилой застройки (л. д. 34).
Публичные слушания по проекту решения Смоленского городского
Совета о внесении изменения в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, в части видов и границ территориальных зон в районе пос. Пасово (изменить границы территориальной зоны Р1 (зона рекреационно-природных территорий) и Ж1 (зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением границы территориальной зоны Ж1 земельного участка ориентировочной площадью 156,5 га) назначено на 29.05.2013, о чем имеется публикация в газете "Рабочий путь" от 14.03.2013.
Испрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах указанного земельного участка площадью 156,5 га, что истцом не отрицается.
Общество обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении процедуры выбора земельного участка 23.11.2012, то есть после издания Департаментом приказа от 16.11.2012 N 1992 о формировании земельного участка для предоставления в собственность граждан бесплатно.
Указанный приказ вынесен во исполнение судебных решений суда общей юрисдикции, которые в соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как установлено с пунктом 5.3 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" департамент, как уполномоченный орган, в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя обязан направить их в администрацию города Смоленска.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно установил, что при указанных обстоятельствах факт ненаправления заявления общества в администрацию значения не имеет, поскольку нормы земельного законодательства не содержат положений об обязательном соблюдении всей процедуры предварительного согласования выбора земельного участка, если имеются препятствия для такого выбора.
В силу вышеизложенных обстоятельств предоставление обществу земельного участка на испрашиваемой территории невозможно, таким образом, оспариваемый отказ департамента не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного судом отклоняются как не имеющие правового значения доводы апелляционной жалобы о том, что департаментом не соблюдена процедура, предусмотренная положениями пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, разделом 5 постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243.
Кроме того, с 10.12.2012 вступило в силу постановление администрации Смоленской области от 16.11.2012 N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре
Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах", согласно которому земельные участки под строительство заявленного обществом объекта предоставляются только на торгах.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации после установления нормативным правовым актом субъекта перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется исключительно на торгах, процедура выбора и предварительного согласования места размещения объекта не проводится (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2012 N ВАС-6168/12 по делу N А55-19089/2011, от 26.12.2012 N ВАС-16721/12 по делу N А44-1055/2012). По мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации даже в случае обращения заявителя в уполномоченный орган до установления перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется исключительно на торгах, после утверждения перечня возможно предоставление земельного участка только на торгах. При этом не происходит нарушение прав и интересов заявителей, так как право на приобретение земельного участка сохраняется, меняется лишь процедура предоставления участка.
С учетом изложенного апелляционный суд отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о применении к данным правоотношениям постановления от 16.11.2012 N 885, вступившее в законную силу 10.12.2012, ссылку на то, что указанное постановление установило новый порядок предоставления земельных участков для строительства - исключительно на торгах к тем правоотношениям, которые возникли после вступления его в законную силу, поэтому оснований для применения к правоотношениям, возникшим 23.11.2012, постановления N 885 не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил заявленные требования без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.04.2013 по делу N А62-1168/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N А62-1168/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N А62-1168/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 10.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплексные системы управления" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.04.2013 по делу N А62-1168/2013 (судья Бажанова Е.Г.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Комплексные системы управления" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - ответчик, департамент), изложенного в письме от 10.12.2012 N 22660/08, в осуществлении процедуры выбора земельного участка, расположенного в г. Смоленске по Московскому шоссе, площадью 25 000 кв. м и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капительного строительства - здания питомника и оранжереи садово-паркового хозяйства; также просило обязать департамент восстановить нарушенное право путем направления заявления о выборе земельного участка с соответствующими документами в администрацию г. Смоленска.
Решением арбитражного суда от 26.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Комплексные системы управления" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что департаментом не соблюдена процедура, предусмотренная положениями пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, раздела 5 постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243. Считает ошибочными выводы суда о применении к данным правоотношениям постановления "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или в аренду осуществляется исключительно на торгах" от 16.11.2012 N 885, вступившее в законную силу 10.12.2012, в связи с которым суд посчитал, что не направление департаментом заявления общества в администрацию г. Смоленска принципиального значение не имеет, поскольку нормы земельного законодательства не содержат положений об обязательном соблюдении всей процедуры предварительного согласования выбора земельного участка, если имеются препятствия для такого выбора. Указывает, что постановление N 885 установило новый порядок предоставления земельных участков для строительства - исключительно на торгах к тем правоотношениям, которые возникли после вступления его в законную силу, то есть по тем заявлениям, которые поступили в департамент после принятия данного постановления. В постановлении N 885 не установлено, что его действие распространяется на какие-либо отношения, возникшие до введения его в действие. Отмечает, что поскольку обществом подано в департамент заявление об осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка 23.11.2012, оснований для применения к правоотношениям, возникшим 23.11.2012, постановления N 885 не имеется.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Комплексные системы управления" 23.11.2012 обратилось в департамент с заявлением об осуществлении выбора земельного участка площадью 25 000 кв. м, расположенного по Московскому шоссе г. Смоленска, и предварительном согласовании размещения на нем объекта капитального строительства - здания питомника и оранжереи садово-паркового хозяйства. Земельный участок испрашивается для приобретения в аренду.
Департамент в письме от 10.12.2012 N 22660/08 указал, что заявителем не обоснована площадь испрашиваемого земельного участка (отсутствует мотивированный расчет, обосновывающий необходимость земельного участка и возможность размещения конкретного объекта). Технико-экономическое обоснование строительства не представлено. Таким образом, при подаче заявления не соблюдены требования пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и п. п. 5.1 и 5.2 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске". Испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в целях исполнения вступивших в законную силу судебных решений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства департаментом принято решение о формировании его для предоставления физическим лицам в рамках областного закона от 10.06.2003 N 23-з для малоэтажной жилой застройки. На основании изложенного департамент отказал в удовлетворении просьбы по существу обращения.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента, изложенного в вышеуказанном письме, в осуществлении процедуры выбора земельного участка и о восстановлении нарушенного права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. К указанному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как установлено в пунктах 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в заявлении, на участке, выбранном для строительства.
Уполномоченный орган вправе утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
При разрешении настоящего спора необходимо выяснить, могут ли служить изложенные в обжалуемом отказе обстоятельства законным основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании размещении на нем объекта капитального строительства.
Согласно разделу 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В силу пунктов 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, администрация г. Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
Как следует из материалов дела, департамент отказал обществу в рассмотрении заявления об осуществлении выбора земельного участка, не направив соответствующего обращения в орган местного самоуправления - администрацию города Смоленска, которая с учетом положений статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92 определяет возможность формирования земельного участка для испрашиваемых целей.
Администрация Смоленской области обратилась к администрации г. Смолекнска с письмом от 19.10.2012 N 02/5964, в котором указала, что в связи с отсутствием в г. Смоленске свободных территорий, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, которые могут быть использованы для предоставления в собственность бесплатно льготным категориям граждан во исполнение судебных решений, просила вынести на ближайшее заседание Комиссии по землепользованию и застройке г. Смоленска вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска в части изменения территориальной зоны Р1, расположенной в г. Смоленске в поселке Пасово, на территориальную зону Ж1 площадью 156,5 га.
Департаментом издан приказ от 16.11.2012 N 1992 о формировании для предоставления в собственность граждан бесплатно в рамках Областного закона от 10.06.2003 N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" земельного участка ориентировочной площадью 156,5 га, расположенного в г. Смоленске пос. Пасово, для малоэтажной жилой застройки (л. д. 34).
Публичные слушания по проекту решения Смоленского городского
Совета о внесении изменения в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490, в части видов и границ территориальных зон в районе пос. Пасово (изменить границы территориальной зоны Р1 (зона рекреационно-природных территорий) и Ж1 (зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа с включением границы территориальной зоны Ж1 земельного участка ориентировочной площадью 156,5 га) назначено на 29.05.2013, о чем имеется публикация в газете "Рабочий путь" от 14.03.2013.
Испрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах указанного земельного участка площадью 156,5 га, что истцом не отрицается.
Общество обратилось в Департамент с заявлением об осуществлении процедуры выбора земельного участка 23.11.2012, то есть после издания Департаментом приказа от 16.11.2012 N 1992 о формировании земельного участка для предоставления в собственность граждан бесплатно.
Указанный приказ вынесен во исполнение судебных решений суда общей юрисдикции, которые в соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как установлено с пунктом 5.3 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" департамент, как уполномоченный орган, в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя обязан направить их в администрацию города Смоленска.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно установил, что при указанных обстоятельствах факт ненаправления заявления общества в администрацию значения не имеет, поскольку нормы земельного законодательства не содержат положений об обязательном соблюдении всей процедуры предварительного согласования выбора земельного участка, если имеются препятствия для такого выбора.
В силу вышеизложенных обстоятельств предоставление обществу земельного участка на испрашиваемой территории невозможно, таким образом, оспариваемый отказ департамента не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного судом отклоняются как не имеющие правового значения доводы апелляционной жалобы о том, что департаментом не соблюдена процедура, предусмотренная положениями пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, разделом 5 постановления Администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243.
Кроме того, с 10.12.2012 вступило в силу постановление администрации Смоленской области от 16.11.2012 N 885 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной собственности Смоленской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре
Смоленской области - городе-герое Смоленске осуществляется исключительно на торгах", согласно которому земельные участки под строительство заявленного обществом объекта предоставляются только на торгах.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации после установления нормативным правовым актом субъекта перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется исключительно на торгах, процедура выбора и предварительного согласования места размещения объекта не проводится (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2012 N ВАС-6168/12 по делу N А55-19089/2011, от 26.12.2012 N ВАС-16721/12 по делу N А44-1055/2012). По мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации даже в случае обращения заявителя в уполномоченный орган до установления перечня случаев, когда предоставление в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется исключительно на торгах, после утверждения перечня возможно предоставление земельного участка только на торгах. При этом не происходит нарушение прав и интересов заявителей, так как право на приобретение земельного участка сохраняется, меняется лишь процедура предоставления участка.
С учетом изложенного апелляционный суд отклоняет как несостоятельный довод апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда о применении к данным правоотношениям постановления от 16.11.2012 N 885, вступившее в законную силу 10.12.2012, ссылку на то, что указанное постановление установило новый порядок предоставления земельных участков для строительства - исключительно на торгах к тем правоотношениям, которые возникли после вступления его в законную силу, поэтому оснований для применения к правоотношениям, возникшим 23.11.2012, постановления N 885 не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил заявленные требования без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.04.2013 по делу N А62-1168/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)