Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ксенофонтовой О.А. и Калининой Л.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Казанский экологический комплекс" на решение Верховного суда Республики Татарстан от 21 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:300 и 16:33:080513:13.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя ЗАО "Казанский экологический комплекс" Гарина И.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Закрытое акционерное общество "Казанский экологический комплекс" обратилось в суд с заявлением о признании данного постановления недействующим в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:300, площадью 189 400 кв. м, и 16:33:080513:13, площадью 80 000 кв. м, правообладателем которых оно является.
В обоснование требований ссылалось на то, что указанные земельные участки, на которых расположены принадлежащие ему полигон твердых бытовых отходов и мусоросортировочная станция, относятся к землям промышленности и, следовательно, не могли быть оценены в составе земель населенных пунктов.
Полагало, что перевод оспариваемым постановлением земель из одной категории в другую произведен Кабинетом Министров Республики Татарстан в нарушение федерального законодательства.
Указывало на то, что отнесение вышеуказанных земельных участков к землям населенных пунктов противоречит Федеральным законам "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", запрещающим захоронение отходов в границах населенных пунктов, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Кроме того считало, что оспариваемый акт не прошел процедуру государственной регистрации в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 г. N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" и не был в установленном порядке опубликован в официальном печатном органе.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 21 августа 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Казанский экологический комплекс" ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить этим федеральным законам. В случае противоречия между таким федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Как следует из оспариваемого заявителем постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:300 и 16:33:080513:13, действительно, утверждена в составе земель населенного пункта города Казани.
Однако, отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Постановление вопросы перевода земель из одной категории в другую не регулирует.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктом или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
При наличии генеральных планов городских округов изменение границ населенных пунктов в силу части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения (городского округа), схема территориального планирования муниципального района утверждаются представительными органами соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела, Законом Республики Татарстан от 26 декабря 2007 года N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" изменены границы города Казани и ряда муниципальных районов.
После чего решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26 был утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Казань, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:300 и 16:33:080513:13 вошли в границы населенного пункта города Казани.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что на момент принятия оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан указанные земельные участки уже были отнесены к землям населенных пунктов, следовательно их кадастровая оценка в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан была произведена в полном соответствии с законом.
Судом обоснованно отклонены доводы заявителя о несоответствии оспариваемого постановления Федеральным законам "Об отходах производства и потребления" и "Об охране окружающей среды", поскольку вопросы размещения отходов оно не регулирует.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие обязательной государственной регистрации и официального опубликования оспариваемого постановления были предметом рассмотрения суда и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в решении.
Как видно из материалов дела оспариваемое постановление было опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5.
При этом в соответствии с пунктом 2 оспариваемого постановления результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан опубликованы на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан www.rosreestr.ru и на сайте Электронного правительства Республики Татарстан www.prav.tatar.ru.
В этой связи вывод суда об обнародовании нормативного акта с учетом объема содержащейся в нем информации является обоснованным, поскольку всем лицам, включая заявителя, чьи права затрагиваются оспариваемым актом, предоставлена возможность в доступной форме ознакомиться с его содержанием.
Суд правомерно посчитал, что в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" обязательная регистрация в Министерстве юстиции Республики Татарстан установлена для нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и иных республиканских органов исполнительной власти, в качестве которых Кабинет Министров Республики Татарстан рассматриваться не может.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного суда Республики Татарстан от 21 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Казанский экологический комплекс" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.11.2013 N 11-АПГ13-9
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. N 11-АПГ13-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ксенофонтовой О.А. и Калининой Л.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Казанский экологический комплекс" на решение Верховного суда Республики Татарстан от 21 августа 2013 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:300 и 16:33:080513:13.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя ЗАО "Казанский экологический комплекс" Гарина И.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 г. N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
Закрытое акционерное общество "Казанский экологический комплекс" обратилось в суд с заявлением о признании данного постановления недействующим в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:300, площадью 189 400 кв. м, и 16:33:080513:13, площадью 80 000 кв. м, правообладателем которых оно является.
В обоснование требований ссылалось на то, что указанные земельные участки, на которых расположены принадлежащие ему полигон твердых бытовых отходов и мусоросортировочная станция, относятся к землям промышленности и, следовательно, не могли быть оценены в составе земель населенных пунктов.
Полагало, что перевод оспариваемым постановлением земель из одной категории в другую произведен Кабинетом Министров Республики Татарстан в нарушение федерального законодательства.
Указывало на то, что отнесение вышеуказанных земельных участков к землям населенных пунктов противоречит Федеральным законам "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", запрещающим захоронение отходов в границах населенных пунктов, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Кроме того считало, что оспариваемый акт не прошел процедуру государственной регистрации в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 г. N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" и не был в установленном порядке опубликован в официальном печатном органе.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 21 августа 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Казанский экологический комплекс" ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить этим федеральным законам. В случае противоречия между таким федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Как следует из оспариваемого заявителем постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:16:120602:300 и 16:33:080513:13, действительно, утверждена в составе земель населенного пункта города Казани.
Однако, отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Постановление вопросы перевода земель из одной категории в другую не регулирует.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктом или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
При наличии генеральных планов городских округов изменение границ населенных пунктов в силу части 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 20, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения (городского округа), схема территориального планирования муниципального района утверждаются представительными органами соответствующего муниципального образования.
Как следует из материалов дела, Законом Республики Татарстан от 26 декабря 2007 года N 69-ЗРТ "О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан" изменены границы города Казани и ряда муниципальных районов.
После чего решением Казанской городской Думы от 28 декабря 2007 года N 23-26 был утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Казань, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 16:16:120602:300 и 16:33:080513:13 вошли в границы населенного пункта города Казани.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что на момент принятия оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан указанные земельные участки уже были отнесены к землям населенных пунктов, следовательно их кадастровая оценка в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан была произведена в полном соответствии с законом.
Судом обоснованно отклонены доводы заявителя о несоответствии оспариваемого постановления Федеральным законам "Об отходах производства и потребления" и "Об охране окружающей среды", поскольку вопросы размещения отходов оно не регулирует.
Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие обязательной государственной регистрации и официального опубликования оспариваемого постановления были предметом рассмотрения суда и подлежат отклонению по мотивам, изложенным в решении.
Как видно из материалов дела оспариваемое постановление было опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 г. N 5.
При этом в соответствии с пунктом 2 оспариваемого постановления результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан опубликованы на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан www.rosreestr.ru и на сайте Электронного правительства Республики Татарстан www.prav.tatar.ru.
В этой связи вывод суда об обнародовании нормативного акта с учетом объема содержащейся в нем информации является обоснованным, поскольку всем лицам, включая заявителя, чьи права затрагиваются оспариваемым актом, предоставлена возможность в доступной форме ознакомиться с его содержанием.
Суд правомерно посчитал, что в соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Татарстан от 8 мая 2002 года N УП-352 "О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан" обязательная регистрация в Министерстве юстиции Республики Татарстан установлена для нормативных правовых актов министерств, государственных комитетов и иных республиканских органов исполнительной власти, в качестве которых Кабинет Министров Республики Татарстан рассматриваться не может.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 21 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Казанский экологический комплекс" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)