Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2013 ПО ДЕЛУ N А68-9157/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2013 г. по делу N А68-9157/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 11.10.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Каструбы М.В., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии представителей истца - общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Бэла" (г. Тула, ОГРН 1027100972029, ИНН 7107033121) - Мирошник С.Е. (доверенность от 23.09.2013), ответчиков: Правительства Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101131033, ИНН 7107027505) - Чехлатовой О.А. (доверенность от 25.02.2013 N 18), министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078) - Чехлатовой О.А. (доверенность от 15.02.2013 N 20-01-22/1734), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.02.2013 по делу N А68-9157/2012 (судья Косоухова С.В.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Бэла" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением:
- - о признании незаконным бездействия министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство), выразившегося в неподготовке постановления правительства Тульской области о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 71:30:050416:734 общей площадью 6004 кв. м, местоположение - г. Тула, Центральный район, по Новомосковскому шоссе, разрешенное использование - для строительства и последующей эксплуатацией здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции;
- - признании незаконным бездействия Правительства Тульской области (далее - правительство), связанного с непринятием в установленный законом срок решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду;
- - понуждении правительства по представлению министерства принять распоряжение о предоставлении спорного земельного участка в аренду (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые бездействие министерства и правительства признаны незаконными. Суд первой инстанции обязал министерство в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда осуществить подготовку проекта постановления о предоставлении обществу спорного земельного участка в аренду а правительство - принять указанное постановление.
Судебный акт в мотивирован тем, что при наличии действующего решения о согласовании обществу места размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции и утверждении акта выбора спорного земельного участка, принятого уполномоченным органом и в установленном законом порядке, у министерства и правительства отсутствовали основания для отказа в предоставлении данного земельного участка в аренду для строительства вышеуказанного объекта недвижимого имущества.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406 (далее - Правила застройки), спорный земельный участок отнесен производственно-деловой зоне - О-4, при этом размещение АЗС относится к условно разрешенному виду использования этой зоны. В связи с этим министерство полагает, что предоставление обществу спорного земельного участка для строительства АЗС возможно лишь при соблюдении условий, предусмотренных статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правительство поддержало жалобу министерства.
Общество просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то что Правила застройки утверждены после принятия решения о согласовании места размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции и утверждении акта выбора спорного земельного участка.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации города Тулы от 10.12.2008 N 4872 (далее - постановление от 10.12.2008 N 4872) обществу предварительно согласовано место размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, утвержден акт выбора земельного участка площадью 6004 кв. м, расположенного на землях населенного пункта по Новомосковскому шоссе Центрального района города Тулы (согласно прилагаемой схеме), и схема расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, утвержден градостроительный план земельного участка, а также установлен основной вид разрешенного использования земельного участка - для строительства и последующей эксплуатации здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.
Обществом произведены действия по формированию указанного земельного участка.
Как следует из кадастрового паспорта от 05.03.2009, земельный участок площадью 6004 кв. м, расположенный на землях населенного пункта по Новомосковскому шоссе Центрального района города Тулы, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 71:30:050416:114 и отражением вида разрешенного использования - для строительства и последующей эксплуатации здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.
Осуществив межевание и постановку земельного участка на кадастровый учет, а также совершив иные действия, предписанные постановлением от 10.12.2008 N 4872, общество обратилось к Губернатору Тульской области с заявлением от 18.01.2010 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 71:30:050416:114, площадью 6004 кв. м в аренду для строительства здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, с приложением необходимых документов.
29.01.2010 Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - департамент) сообщил, что заявление общества находится на рассмотрении в органах исполнительной власти.
Письмом от 16.03.2010 департамент уведомил заявителя о том, что подготовлен проект постановления администрации Тульской области о предоставлении ему спорного земельного участка в аренду, который направлен в орган исполнительной власти на согласование.
Письмами от 16.06.2010 и 19.07.2010 департамент сообщил, что заявление общества находится на рассмотрении в органах исполнительной власти.
15.11.2010 департамент повторно уведомил заявителя о подготовке проекта постановления администрации Тульской области о предоставлении земельного участка обществу в аренду для строительства здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции и направлении его в орган исполнительной власти на согласование.
06.05.2011 земельный участок с кадастровым номером 71:30:050416:114 снят с кадастрового учета и 11.09.2012 поставлен на кадастровым учет с присвоением кадастрового номера 71:30:050416:734.
02.08.2012 общество повторно обратилось в министерство, являющееся правопреемником департамента, с заявлением о предоставлении в аренду для строительства здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции земельного участка с кадастровым номером 71:30:050416:734.
20.09.2012 министерство сообщило обществу, что принято решение согласиться с предоставлением обществу земельного участка по Новомосковскому шоссе Центрального района города Тулы и рекомендовано откорректировать предпроектные предложения с целью изменения внешнего вида указанного объекта и погасить имеющуюся задолженность по договорам аренды от 26.10.2008 N 05В0871, от 01.11.2008 N 08В2058, от 01.12.2009 N 09П2308, от 06.10.2008 N 08З2030.
Поскольку спорный земельный участок не был предоставлен заявителю в аренду для, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие министерства и правительства не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу пункта 6 названной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом подача заявления о предоставлении земельного участка для строительства с приложением необходимых документов порождает обязанность уполномоченного органа рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка.
Как установлено арбитражным судом, постановление от 10.12.2008 N 4872 обществу предварительно согласовано место размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, утвержден акт выбора спорного земельного участка, схема расположения данного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, утвержден градостроительный план земельного участка, а также установлен основной вид разрешенного использования земельного участка - для строительства и последующей эксплуатации здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.
Данное постановление принято в соответствии с требованиями действующего на дату его принятия законодательства уполномоченным органом и не признано в установленном законом порядке незаконным.
На дату обращения общества с заявлением от 18.01.2010 о предоставлении спорного земельного участка в аренду данное постановление являлось действующим.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется правительством Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" (далее - Положение о порядке рассмотрения заявлений) после получения кадастрового паспорта земельного участка заинтересованное лицо обращается в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства.
К данному заявлению прилагается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, а также кадастровый паспорт земельного участка.
В силу пункта 28 названного Положения заявление о предоставлении земельного участка возвращается заявителю без рассмотрения, если оно не соответствует настоящему Положению.
Министерство в двухнедельный срок осуществляет подготовку проекта постановления правительства Тульской области о предоставлении заинтересованному лицу земельного участка для строительства (пункт 29 Положения порядке рассмотрения заявлений).
В соответствии с пунктом 30 Положения порядке рассмотрения заявлений решение правительства Тульской области о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения министерством с заинтересованным лицом договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями, данными представителями министерства и правительства в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, с момента обращения общества с заявлением от 18.01.2010 и до 23.08.2012 - даты принятия Градостроительно-земельным советом Тульской области решения о возможности предоставления обществу спорного земельного участка в аренду, вышеуказанное заявление общества фактически рассматривалось и согласовывалось в различных исполнительных органах местного самоуправления муниципального образования город Тула. При этом единственным препятствием для предоставления обществу земельного участка явилось наличие задолженности по ранее заключенным с обществом договорам аренды, о чем заявителю указано в письме от 20.09.2012.
Как усматривается из материалов дела, общество приложило к заявлению от 18.01.2010 все необходимые документы, представление которых необходимо в соответствии с пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ и Положением о порядке рассмотрения заявлений для принятия решения о предоставления спорного земельного участка в аренду, в том числе его кадастровый паспорт и решение о согласовании места размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.
Арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что наличие у общества задолженности по внесению арендной платы за пользование иными земельными участками не является препятствием для предоставления в аренду спорного земельного участка. При этом о наличии иных препятствий заинтересованными лицами в суде первой инстанции не заявлено.
При таких обстоятельствах, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ и установив, что правительство в установленный двухнедельный срок соответствующее постановление не принято, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое бездействие министерства и правительства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Правилами застройки спорный земельный участок отнесен к производственно-деловой зоне - О-4 и размещение АЗС относится к условно разрешенному виду использования этой зоны, поэтому предоставление обществу спорного земельного участка для строительства АЗС возможно лишь при соблюдении условий, предусмотренных статьей 39 ГрК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Положениями статьи 36 ГрК РФ не предусмотрена возможность отказа в предоставлении выбранного для строительства земельного участка по мотиву того, что планируемый к строительству объект и соответственно планируемое использование земельного участка относятся к условно разрешенным, а не разрешенным "по праву" видам разрешенного использования.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ утверждение акта выбора земельного участка и выполнение кадастровых работ предшествует принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду.
При этом вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом земельном участке решается органом местного самоуправления на основании анализа градостроительной, землеустроительной и иной документации, а также информации о разрешенном использовании земельного участка в процессе выбора данного земельного участка.
Решение о согласовании места размещения объекта является основанием для предоставления его в аренду.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 25.02.2009 (то есть до утверждения Правил застройки) с указанием вида разрешенного использования - для размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции. Данный вид разрешенного использования установлен постановлением от 10.12.2008 N 4872, принятого главой администрации города Тулы, который до утверждения градостроительной документации обладал полномочиями по установлению вида разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории муниципального образования, в том числе и спорного земельного участка. При этом заинтересованными лицами не представлены доказательства того, что указанный вид разрешенного использования земельного участка изменялся его собственником в установленном законом порядке после утверждения Правил застройки. В настоящее время земельный участок находится на кадастровом учете с видом разрешенного использования - для размещения здания автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.
На момент вступления в силу указанных Правил процедура предоставления земельного участка в аренду под строительство была начата органом местного самоуправления в порядке предварительного согласования места размещения объекта в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, в рамках его компетенции и фактически завершена, о чем свидетельствует утвержденный 10.12.2008 акт выбора земельного участка.
На основании изложенного отказ от принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду в связи с принятием после утверждения акта выбора земельного участка Правил застройки соответствующей территории, в соответствии с которыми использование спорного земельного участка относится к условно разрешенным, нельзя признать обоснованным.
Вместе с тем судебная коллегия учитывает, что на дату обращения общества с заявлением от 18.01.2010 и даты направления департаментом в адрес заявителя писем от 29.01.2010, 16.03.2010, 16.06.2010, 19.07.2010 и 15.11.2010 о нахождении заявления общества на рассмотрении в органах исполнительной власти и подготовке проекта о предоставлении ему спорного земельного участка в аренду использование спорного земельного участка для размещения АЗС являлось вспомогательным разрешенным.
Изменения в Правила застройки, которыми использование производственно-деловой зоны - О-4 для размещения АЗС отнесено к условно разрешенным, внесены решением Тульской городской Думы от 27.04.2011 N 24/485 и вступили в силу с даты официального опубликования в печатном издании "Тула" - 05.05.2011.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Поскольку в решении Тульской городской Думы 27.04.2011 N 24/485 не указано, что внесенные им изменения в Правила застройки имеют обратную силу, они не распространяются на отношения возникшие до введения их действия.
По смыслу пункта 8 статьи 36 ГрК РФ при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно, вид разрешенного использования, у землепользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
Таким образом, заявитель не утратил права на использование спорного земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования и после вступления в силу изменений, внесенных в Правила застройки решением Тульской городской Думы 27.04.2011 N 24/485.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 04 февраля 2013 года по делу N А68-9157/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи
М.В.КАСТРУБА
Ю.А.ВОЛКОВА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)