Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Усольцевой И.В.,
при секретаре судебного заседания - Прокопец Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па "Об утверждении формы ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и состава документов, прилагаемых к ходатайству, в отношении земель сельскохозяйственного назначения", и пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 13 Состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па,
При этом в соответствии с Постановлением N 67-па в Состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, входят:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
2. Выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, состоящая из разделов B.1, B.2, с указанием сведений о кадастровой стоимости земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.
3. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.
4. Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
5. Заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.
6. Заключение управления по недропользованию по Сахалинской области об отсутствии на испрашиваемом участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение Сахалинского управления по технологическому и экологическому надзору на освоение указанного участка.
7. Заключение управления культуры Сахалинской области.
8. Заключение департамента строительства Сахалинской области.
9. Генеральный план размещения всех объектов строительства с указанием очередности освоения по годам.
10. Материалы предварительных согласований, утвержденные органом местного самоуправления в установленном порядке.
11. Расчет убытков землепользователей при переводе земель сельскохозяйственного назначения.
12. Проект рекультивации нарушенных земель и защиты окружающей среды.
13. Заключение управления сельского хозяйства Сахалинской области.
25 июля 2012 года исполняющий обязанности прокурора Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 13 вышеуказанного Состава документов, а также о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановления N 67-па в части, распространяющей свое действие на земли, находящиеся в федеральной собственности.
- По мнению прокурора, пункты 2, 3, 5 оспариваемого Состава документов, устанавливающие для заинтересованных лиц обязанность прилагать к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую выписку из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, состоящую из разделов B.1, B.2, с указанием сведений о кадастровой стоимости земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, а также заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, противоречат положениям подлежащей применению с 01 июля 2012 года части 4.1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", которыми такая императивная обязанность не предусмотрена;
- пункты 6, 7, 8 и 13 Состава документов, устанавливающие обязанность заинтересованных лиц прилагать к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую заключение управления по недропользованию по Сахалинской области об отсутствии на испрашиваемом участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение Сахалинского управления по технологическому и экологическому надзору на освоение указанного участка, заключение управления культуры Сахалинской области, заключение департамента строительства Сахалинской области, заключение управления сельского хозяйства Сахалинской области, противоречат положениям пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которым органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов;
- а само Постановление N 67-па в той части, в какой оно распространено на земли, находящиеся в федеральной собственности, принято Правительством Сахалинской области с превышением предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
В судебном заседании прокурор Ю Н.Д. заявление исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель губернатора Сахалинской области и Правительства Сахалинской области Иванова М.Г. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование возражений указала, что оспариваемые пункты Состава документов, а равно Постановление N 67-па приняты администрацией Сахалинской области в соответствие с федеральным законодательством и в пределах предоставленных полномочий. Просила учесть, что в оспариваемом нормативном правовом акте нет нормы, предусматривающей распространение действия акта на отношения, связанные с переводом земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, а содержащиеся в частях 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" требования к содержанию ходатайства и составу прилагаемых к нему документов относятся к переводу земельных участков из состава земель одной категории в другую, в связи с чем не могут ограничивать полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации по определению состава документов, прилагаемых к ходатайству. Кроме того, указала, что решением Сахалинского областного суда от 07.08.2008, оставленным без изменения определением Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2008 N 64-Г-08-15, прокурору Сахалинской области отказано в признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 6 - 12 Состава документов Постановления N 67-па, прилагаемых к ходатайству.
Относительно требования прокурора о противоречии пунктов 6, 7, 8 и 13 Состава документов нормам Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обратила внимание суда на то, что в настоящее время разрабатывается проект Постановления о внесении изменений в Постановление N 67-па с учетом норм названного Федерального закона, вместе с тем настаивала на отказе прокурору в удовлетворении заявления в указанной части.
Выслушав прокурора и представителя заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 данной статьи Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты (пункт 3.1).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
- 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
- 2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
Таким образом, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено утверждение содержания ходатайства о переводе земель и состава прилагаемых к нему документов лишь в отношении земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, такие нормативные правовые акты уполномочен принимать исключительно федеральный орган исполнительной власти.
Между тем, как видно из текста оспариваемого Постановления N 67-па, оно не содержит оговорки о том, что его нормы не распространяют свое действие в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации. Напротив, из его смыслового содержания следует, что им установлена единая Форма ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и Состав прилагаемых к нему документов как для земель, находящихся в собственности Российской Федерации, так и находящихся в иных формах собственности.
При таком положении, Постановление N 67-па в части, распространяющей свое действие на земли, находящиеся в федеральной собственности, принято администрацией Сахалинской области с превышением предоставленных федеральным законом субъекту Российской Федерации полномочий, а потому в указанной части противоречит федеральному закону и в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию не действующим.
Согласно части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимы следующие документы:
- 1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
- 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
В соответствии с частью 4.1 статьи 2 указанного Закона, подлежащей применению с 01.07.2012 г., документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Таким образом, предоставление документов, предусмотренных пунктами 1, 3, 4 части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ, а именно, выписки из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, и заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, являются правом заявителя, и могут запрашиваться органом государственной власти в соответствующих организациях.
При таких обстоятельствах, возложение на заинтересованных лиц, обратившихся с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую императивной обязанности предоставлять вышеупомянутые документы, как это предусмотрено пунктами 2, 3 и 5 Состава документов, утвержденного Постановлением N 67-па, противоречит требованиям федерального законодательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
С учетом указанных требований Федерального закона, пункты 6, 7, 8, 13 Состава документов, утвержденного Постановлением N 67-па, как возлагающие на заинтересованных лиц, обратившихся с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, императивную обязанность предоставить вышеперечисленные документы, имеющиеся в иных органах государственной власти Сахалинской области (Управление по недропользованию по Сахалинской области, Министерство культуры Сахалинской области, Министерство строительства по Сахалинской области, Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области), также противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и им были затронуты права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку Постановление N 67-па и утвержденный им Состав документов действуют и применялись с 04.04.2008 г., суд находит необходимым признать их в оспариваемой части недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя губернатора и Правительства Сахалинской области о том, что в оспариваемой прокурором части вышеуказанные пункты Состава документов, утвержденного Постановлением N 67-па, и само Постановление N 67-па, изданы Правительством Сахалинской области в соответствии с федеральным законодательством и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий опровергаются анализом вышеприведенных норм права, в связи с чем несостоятельны и основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований не являются.
Не является основанием к тому и ссылка представителя заинтересованных лиц на то, что Правительство Сахалинской области в настоящее время разрабатывает проект о внесении в Постановление N 67 изменений для его приведения в соответствие с Законом 210-ФЗ, так как на момент рассмотрения дела, как следует из объяснений представителя, такой проект еще не разработан и в установленной законом процедуре для согласования не внесен.
Что касается ссылок представителя заинтересованных лиц на вступившее в законную силу решение Сахалинского областного суда от 07.08.2008 г., которым прокурору Сахалинской области отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному закону и недействующим пунктов 6 - 12 Состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного пунктом 2 Постановления администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па, то оснований для прекращения производства по настоящему делу суд не усматривает, поскольку предметом судебного разбирательства по нему является проверка пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 13 вышеуказанного Состава документов на соответствие требованиям вновь изданного федерального законодательства, а именно, части 4.1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ, подлежащей применению с 01.07.2012 г., и пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 194 - 198, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
заявление исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па "Об утверждении формы ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и состава документов, прилагаемых к ходатайству, в отношении земель сельскохозяйственного назначения" в части, распространяющей свое действие на земли, находящиеся в федеральной собственности.
Признать противоречащими федеральному закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2, 3, 5, 6, 7, 8 и 13 Состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па.
Возложить на редакцию газеты "Губернские ведомости" обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении суда после вступления его в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или подано апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 29 августа 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.08.2012 ПО ДЕЛУ N 3-35/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 августа 2012 г. по делу N 3-35/2012
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Усольцевой И.В.,
при секретаре судебного заседания - Прокопец Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановления администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па "Об утверждении формы ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и состава документов, прилагаемых к ходатайству, в отношении земель сельскохозяйственного назначения", и пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 13 Состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па,
установил:
При этом в соответствии с Постановлением N 67-па в Состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, входят:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
2. Выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, состоящая из разделов B.1, B.2, с указанием сведений о кадастровой стоимости земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения.
3. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок.
4. Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
5. Заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.
6. Заключение управления по недропользованию по Сахалинской области об отсутствии на испрашиваемом участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение Сахалинского управления по технологическому и экологическому надзору на освоение указанного участка.
7. Заключение управления культуры Сахалинской области.
8. Заключение департамента строительства Сахалинской области.
9. Генеральный план размещения всех объектов строительства с указанием очередности освоения по годам.
10. Материалы предварительных согласований, утвержденные органом местного самоуправления в установленном порядке.
11. Расчет убытков землепользователей при переводе земель сельскохозяйственного назначения.
12. Проект рекультивации нарушенных земель и защиты окружающей среды.
13. Заключение управления сельского хозяйства Сахалинской области.
25 июля 2012 года исполняющий обязанности прокурора Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 13 вышеуказанного Состава документов, а также о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановления N 67-па в части, распространяющей свое действие на земли, находящиеся в федеральной собственности.
- По мнению прокурора, пункты 2, 3, 5 оспариваемого Состава документов, устанавливающие для заинтересованных лиц обязанность прилагать к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую выписку из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, состоящую из разделов B.1, B.2, с указанием сведений о кадастровой стоимости земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, а также заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, противоречат положениям подлежащей применению с 01 июля 2012 года части 4.1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", которыми такая императивная обязанность не предусмотрена;
- пункты 6, 7, 8 и 13 Состава документов, устанавливающие обязанность заинтересованных лиц прилагать к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую заключение управления по недропользованию по Сахалинской области об отсутствии на испрашиваемом участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение Сахалинского управления по технологическому и экологическому надзору на освоение указанного участка, заключение управления культуры Сахалинской области, заключение департамента строительства Сахалинской области, заключение управления сельского хозяйства Сахалинской области, противоречат положениям пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которым органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов;
- а само Постановление N 67-па в той части, в какой оно распространено на земли, находящиеся в федеральной собственности, принято Правительством Сахалинской области с превышением предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
В судебном заседании прокурор Ю Н.Д. заявление исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель губернатора Сахалинской области и Правительства Сахалинской области Иванова М.Г. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование возражений указала, что оспариваемые пункты Состава документов, а равно Постановление N 67-па приняты администрацией Сахалинской области в соответствие с федеральным законодательством и в пределах предоставленных полномочий. Просила учесть, что в оспариваемом нормативном правовом акте нет нормы, предусматривающей распространение действия акта на отношения, связанные с переводом земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, а содержащиеся в частях 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" требования к содержанию ходатайства и составу прилагаемых к нему документов относятся к переводу земельных участков из состава земель одной категории в другую, в связи с чем не могут ограничивать полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации по определению состава документов, прилагаемых к ходатайству. Кроме того, указала, что решением Сахалинского областного суда от 07.08.2008, оставленным без изменения определением Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2008 N 64-Г-08-15, прокурору Сахалинской области отказано в признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 6 - 12 Состава документов Постановления N 67-па, прилагаемых к ходатайству.
Относительно требования прокурора о противоречии пунктов 6, 7, 8 и 13 Состава документов нормам Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обратила внимание суда на то, что в настоящее время разрабатывается проект Постановления о внесении изменений в Постановление N 67-па с учетом норм названного Федерального закона, вместе с тем настаивала на отказе прокурору в удовлетворении заявления в указанной части.
Выслушав прокурора и представителя заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 данной статьи Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты (пункт 3.1).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
- 1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
- 2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
Таким образом, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено утверждение содержания ходатайства о переводе земель и состава прилагаемых к нему документов лишь в отношении земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации, такие нормативные правовые акты уполномочен принимать исключительно федеральный орган исполнительной власти.
Между тем, как видно из текста оспариваемого Постановления N 67-па, оно не содержит оговорки о том, что его нормы не распространяют свое действие в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Российской Федерации. Напротив, из его смыслового содержания следует, что им установлена единая Форма ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и Состав прилагаемых к нему документов как для земель, находящихся в собственности Российской Федерации, так и находящихся в иных формах собственности.
При таком положении, Постановление N 67-па в части, распространяющей свое действие на земли, находящиеся в федеральной собственности, принято администрацией Сахалинской области с превышением предоставленных федеральным законом субъекту Российской Федерации полномочий, а потому в указанной части противоречит федеральному закону и в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию не действующим.
Согласно части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимы следующие документы:
- 1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
- 3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- 4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- 5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
В соответствии с частью 4.1 статьи 2 указанного Закона, подлежащей применению с 01.07.2012 г., документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.
Таким образом, предоставление документов, предусмотренных пунктами 1, 3, 4 части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ, а именно, выписки из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, и заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, являются правом заявителя, и могут запрашиваться органом государственной власти в соответствующих организациях.
При таких обстоятельствах, возложение на заинтересованных лиц, обратившихся с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую императивной обязанности предоставлять вышеупомянутые документы, как это предусмотрено пунктами 2, 3 и 5 Состава документов, утвержденного Постановлением N 67-па, противоречит требованиям федерального законодательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя, представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
С учетом указанных требований Федерального закона, пункты 6, 7, 8, 13 Состава документов, утвержденного Постановлением N 67-па, как возлагающие на заинтересованных лиц, обратившихся с ходатайством о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, императивную обязанность предоставить вышеперечисленные документы, имеющиеся в иных органах государственной власти Сахалинской области (Управление по недропользованию по Сахалинской области, Министерство культуры Сахалинской области, Министерство строительства по Сахалинской области, Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области), также противоречат федеральному законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и им были затронуты права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку Постановление N 67-па и утвержденный им Состав документов действуют и применялись с 04.04.2008 г., суд находит необходимым признать их в оспариваемой части недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя губернатора и Правительства Сахалинской области о том, что в оспариваемой прокурором части вышеуказанные пункты Состава документов, утвержденного Постановлением N 67-па, и само Постановление N 67-па, изданы Правительством Сахалинской области в соответствии с федеральным законодательством и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий опровергаются анализом вышеприведенных норм права, в связи с чем несостоятельны и основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований не являются.
Не является основанием к тому и ссылка представителя заинтересованных лиц на то, что Правительство Сахалинской области в настоящее время разрабатывает проект о внесении в Постановление N 67 изменений для его приведения в соответствие с Законом 210-ФЗ, так как на момент рассмотрения дела, как следует из объяснений представителя, такой проект еще не разработан и в установленной законом процедуре для согласования не внесен.
Что касается ссылок представителя заинтересованных лиц на вступившее в законную силу решение Сахалинского областного суда от 07.08.2008 г., которым прокурору Сахалинской области отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному закону и недействующим пунктов 6 - 12 Состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного пунктом 2 Постановления администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па, то оснований для прекращения производства по настоящему делу суд не усматривает, поскольку предметом судебного разбирательства по нему является проверка пунктов 2, 3, 5, 6, 7, 8, 13 вышеуказанного Состава документов на соответствие требованиям вновь изданного федерального законодательства, а именно, части 4.1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ, подлежащей применению с 01.07.2012 г., и пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 194 - 198, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление исполняющего обязанности прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па "Об утверждении формы ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и состава документов, прилагаемых к ходатайству, в отношении земель сельскохозяйственного назначения" в части, распространяющей свое действие на земли, находящиеся в федеральной собственности.
Признать противоречащими федеральному закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 2, 3, 5, 6, 7, 8 и 13 Состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 18 марта 2008 года N 67-па.
Возложить на редакцию газеты "Губернские ведомости" обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении суда после вступления его в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или подано апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Сахалинского областного суда
И.В.Усольцева
И.В.Усольцева
В окончательной форме решение суда изготовлено 29 августа 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)